Фото из личного архива Владимира Киселёва
Музыкальный продюсер, бизнесмен, основатель рок-группы «Земляне» Владимир Киселев дал интервью Daily Moscow.
В откровенной беседе он рассказал о молодежной политике в России, певце Шамане, «Новой волне»-2024 и многом другом.
– Как вы оцениваете роль продюсера в современной медиасреде? Изменилась ли она в последние годы, и если да, то в каких аспектах?
– Ну, во-первых, что мы понимаем под словом «продюсер» - у нас это сбитое понятие! У нас ошибочно всех бригадиров, завхозов и директоров коллективов называют «продюсерами». Продюсер - человек, который записывает и регулирует звуки, координирует во многом музыку.
Джордж Мартин, продюсер The Beatles, во многом не просто был «пятым битлом», а, на мой взгляд, он их лапой куриной сделанные юношеские песни превратил в мировые произведения, то есть Джордж Мартин реально был больше, чем просто продюсер.
Немаловажный же факт - некоторых музыкантов The Beatles он отправлял в «Макдональдс», а за них писались сессионные музыканты! Поэтому - вот ответ. Продюсер - на века!
– Как на ваш взгляд сейчас обстоят дела с молодежной политикой в России? Можете назвать слабые и сильные стороны или главные провалы и достижения (если таковые имеются).
– По поводу молодёжной политики. Звезды во все времена что-то продвигали, начиная от Макдональдса и консервов, заканчивая политиками, как бы это ни цинично звучало.
Посмотрите сегодня, какая драка за Тейлор Свифт, за Кид Рока и Эминема, за великих музыкантов, которые должны вести за собой многомиллионную паству, которая реальна, а не нарисована, как во многом у наших звезд.
И мы же видим показатели, что, когда приходим на концерты на Красной площади или Лужниках, самая главная наша звезда - это наш Верховный главнокомандующий Владимир Путин, а многие звезды, которые, казалось бы, должны привлекать к нему внимание, греются в лучах его славы.
А это и есть доказательство проваленной, абсолютно проваленной молодежной политики. Не могли создать ни одну звезду, а только пытаются их оседлать - получается, что ни Любэ, ни Газманов, ни Шаман, ни Гагарина не привлекают людей на эти площади и не могут подсобить продвижению политических идей.
Вот вам и ответ о молодёжных звездах и о молодежной политике! Не мы первые, не мы последние.
Исторический факт - война во Вьетнаме показала силу мальчиков с гитарами: The Beach Boys, Боб Дилан, Джоан Баэз, Сантана и другие вели за собой миллионы, меняли общественное мнение. В 67-70-е годы антивоенные движения Америки во многом были подвергнуты серьезному изменению благодаря рок-н-роллу. Вот чего не хватает нашим руководителям идеологии.
Ничего нового под луной придумать нельзя!
– Зачем молодежная политика вообще нужна, и работает ли она? Есть ли какие-то удачные примеры?
– Есть только неудачные примеры. Оседлали Шамана, пытались на нем создать какой-то новый бренд, понадавали ему медалей, назначили звания (абсолютно наплевав на законодательную базу), предоставили ему участие в выборной программе Президента, в которой я не видел ни одного его выхода, ни одного собрания с трудящимися - просто попользовался своим удостоверением как неким заградительным щитом от критики.
Вот и вся польза от его участия, не говоря уже о том, что абсолютно цинично выйти на совещание инициативной группы избирателей по выдвижению Владимира Путина на пост президента РФ и сказать: «Я буду делать то, что я умею лучше всего, то есть спою» и спокойно под фонограмму исполнил Гимн собственной страны.
И те самые царедворцы, которые считают аудиторию за идиотов, проводят совместно с ВЦИОМ опросы 1600 человек, доводят их сомнительные результаты до публики и выносят наверх с помощью государственного информационного агентства ТАСС, видимо забывая, что есть Лепс, Баста, Егор Крид, Агутин, Macan, Сергей Жуков, собирающий стадионы с группой «Руки Вверх»…
Ну на кого это рассчитано? Оказывается, лучший певец России – это артист Шаман, отсутствующий даже в первой двадцатке знаковых хит-парадов и проводящий концерт в городе Дзержинске в зале на восемьсот мест (кстати, отменивший его – видимо и эти билеты не продал).
Как можно так топорно навязывать свои приоритеты, рассчитывая, что другие просто элементарно не могут перепроверить, кто собирает 60-тысячные Лужники, а кто выступает в домах культуры на 800 мест.
– Критика Шамана, которой вы известны, разве не придает дополнительный пиар и вес молодому артисту? Есть такое выражение, что плохой пиар, это тоже пиар. А тем более, когда на другой стороне критикующий, который имеет гораздо больший вес в шоу-бизнесе.
– Я не критиковал Шамана, ни один мой довод, ни одна моя фраза, оценочная фактура не была высосана из пальца. Я констатировал факты, другое дело, что я их озвучивал, в отличие от других. А вот попытка меня за это заклевать - видите, к чему привело? Жизнь все расставила на свои места.
Вы посмотрите, что сегодня вокруг него творится! Поэтому я просто был первый, кто это озвучил! А по поводу, если ему эта реклама, как вы говорите – пиар, нравится, то это его личное дело. Другое дело, что он захлебнется скоро в этом дерьме. Я и раньше говорил, что это существо - ненадолго!
Обратите внимание - я-то не пиарюсь на Шамане. Более того, ни один мой факт нельзя было опровергнуть.
Поехал Шаман на Донбасс, когда поутихло и ушла опасность. Но я-то говорил про первый год, первые полтора года СВО - где он был? Поехал в итоге - значит должен мне спасибо сказать, что я в нем хоть какие-то чувства патриотизма и гражданской позиции всколыхнул. Но действия, которые были после - не доказывает разве он своими поступками, что я был прав? Что он неискренний, нерукопожатный?
Шаману дают заслуженного артиста той страны, в которой он оседлал волну патриотизма и теперь на этом зарабатывает деньги – про баснословные гонорары за счет бюджетов регионов и общественное возмущение барскими замашками этого артиста знают все.
Те люди, которые дали ему это звание, вообще засыпают нормально, понимая, что они воспитали это ничтожество?
А по поводу его судьбы мы же понимаем - на одной песне долго не пробудешь! Был, конечно, Моргенштерн* (признан иноагентом) - именно с Моргенштерном его сравнивают - два-три года просуществовал.
А «Ласковый май» при этом – на десятилетия, на века! Поэтому всё жизнь расставит на свои места, но я ему не сват, не брат, поэтому меня его карьера абсолютно не беспокоит.
– Каковы главные вызовы, с которыми сталкивается продюсерский корпус в условиях современных информационных войн?
– Есть ряд вызовов и я бы привел сопоставление с искусственным интеллектом. Но мы же видим, что если песня не написана человеком, что если она не была написана пальчиками, душой, то как можно требовать, что ее не хотят слушать люди?
Если вы пишете Искусственным интеллектом, то пускай и слушает Искусственный интеллект. Человек - все равно зритель, он чувствует фальшь и насколько это искренне сделано.
Поэтому я думаю, что никакого противопоставления не будет. Войну все равно выиграет человек, а если будет чуть больше набирать силу Искусственный интеллект, то его прикроют! Фантастов и все эти великие фильмы: «Звёздные войны», киборги и так далее, их не допустит человечество!
– Каким образом государственные средства, выделенные через ИРИ и АП, используются для поддержки пропагандистов, и как оценивается эффективность их деятельности?
– Здесь ответ на поверхности – ИРИ использует бюджетные деньги, чтобы перекрыть критику и любые оценочные суждения о своей деятельности, понимая, что они могут быть только отрицательными.
Посмотрите на большинство спонсируемых ими СМИ - никто не посмел поднять их на щит, критиковать - только пишут комплементы.
Можно критиковать Минобороны и Минпромторг, можно критиковать любые злоупотребления даже самых больших генералов, но нельзя трогать людей, которые распределяют гранты.
Даже вы, журналисты, ваши издания - не факт, что выпустите то, что я говорю. Потому что считается табу - называть Управление по внутренней политике, говорить, что они финансируют ручные СМИ и закрывают рот любым людям, которые пытаются говорить правду.
Посмотрите, кто под колпаком и отказывается публиковать уже готовый материал, содержащий критику АП: Манучаров, обласканный и привлечённый ко всем кремлёвским концертам за большие деньги в качестве ведущего; «Алена, блин!» из холдинга Габрелянова, который декларировал себя как олицетворение и светоч свободной журналистики, но так и не смог ответить на вопрос: «Почему не вышло интервью с Владимиром Киселевым»?;
Гоблин-Пучков, получивший многомиллионные гранты от АП. «Главред Борисенко» – «альбатрос революции», другие журналисты - пассионарии, а на деле – ручная оппозиция, прикормленная из тех же высоких кабинетов.
Неужели никого не научила история с ошибочностью в убежденности царской охранки в абсолютно ручном управлении цареубийцами, террористами и бомбистами?
А факты еще и доказывают, что ИРИ тратит государственные деньги, которые идут из наших налогов, на самовосхваление, воспевание своих «подвигов», плюс ботов подключает, как только появляется любая другая точка зрения.
Закрывают блогерам рот, не дают выпустить интервью и программы, в которых обоснованно указывается на провалы в их работе.
Идеологические управления и Институт развития интернета в последние годы использовали миллиардные государственные средства для того, чтобы поддерживать «пропагандистов» и «идеологов радикального толка», которые по факту являлись получателями гигантских грантов, но эффекта от их деятельности фактически нет: Гоблин-Пучков - получатель двух грантов на 17 и 19 млн рублей, Потупчик, которая хвасталась сумками с кремлевскими деньгами, которые она отдаёт на пропаганду по заказу АП.
И, мягко говоря, нечистоплотность Игоря Матвиенко в осваивании государственных средств - возглавляя экспертный совет по распределению президентских грантов он выделил сам себе и своим фирмам больше 200 миллионов рублей, из них почти 90 миллионов – на оперу «Князь Владимир» с Шаманом.
Плюс на создание патриотических песен выделил миллионы рублей Газманову, которому я уже говорил: «Если ты не инвалид, а нормальный композитор – то пиши песни и получай авторские. А если тебя государство должно содержать на уровне социально-поддерживаемых групп населения, то прими этот эпитет – «инвалид».
Нельзя забывать, что бюджетные деньги тратятся впустую. После блокировки YouTube и Гоблин, и Собчак имеют меньше тысячи просмотров под их видео в Дзене и на Рутьюбе. По факту их работа равна нулю! Их читает только их семья и знакомые, и редкие подписчики, случайно заходящие на их канал. Если посчитать потраченные государственные миллиарды и поделить их на количество просмотров у каждого из этих «пропагандистов», получится, что каждый прочитавший стоил государству многие тысячи рублей.
Ни это ли указывает на неправильный вектор в работе идеологических управлений и абсолютно бессмысленное, но, при всём при этом, согласованное на уровне руководства АП и ИРИ разбазаривание государственных денег?
– Как организаторы «Новой Волны» и другие представители культурных мероприятий избегают поддержки специальных военных операций, несмотря на их государственное финансирование, и как это воспринимается общественностью?
– «Новая волна» - мы всё знаем. Крутой, на минутку – член Совета при Президенте России по культуре и искусству, заявляет о народных песнях, заявляет о своих юбилеях, о своих победах. Но от него лично за два с половиной года мы ни разу и не увидели никакой оценки сегодняшней ситуации, никакой гражданской позиции, он не приехал ни в один госпиталь, ни на линию СВО.
Крутой как черт ладана боится высказываний в поддержку решений Президента и СВО. Обременённый недвижимостью за рубежом, хвастающийся своими квартирами и виллами в Майами и Монако, открыто радующийся отъезду на Новый год в США – к живущей там семье, и по надуманной причине отменивший в 2022 году «Новую волну» в Сочи (хотя другие фестивали прошли с успехом в том же регионе в то же время).
Но, правда, что можно требовать от человека, у которого иностранное гражданство? Ну а ничтожность «Новой волны» очевидна, оценки почитайте – «какой-то клуб ветеранов-друзей дома престарелых»!
А в довершение, посмотрите пример, как бы мы ни оценивали это, «Золотого граммофона» в Санкт-Петербурге и в Москве, - награждение героев СВО за уничтоженные немецкие танки «Леопард» и тяжелую бронетехнику западного производства.
«Новая волна» 2024 года - это показатель того, как нельзя проводить мероприятия в сложившихся актуальных условиях.
В то время, как на «Золотом Граммофоне» Владимир Киселёв, выходя на сцену, премирует героев СВО за уничтоженную тяжёлую бронетехнику западного производства.
В то время, как Юрий Киселёв, Владимир Киселёв-младший в Санкт-Петербурге награждают героев специальной военной операции, когда звёзды «Русского Радио» едут по городам на новые территории и даже выступают за ленточкой, поддерживая моральный дух жителей новых регионов Российской Федерации, наших бойцов, едут в госпиталя, направляют огромное количество гуманитарной помощи: медикаменты для больниц, обмундирование для военнослужащих, самое необходимое для жителей, «Новая волна» организует вакханалию с участием не поддержавших Президента и СВО артистов.
В жюри «Новой Волны» – Игорь Матвиенко, тоже член Совета при Президенте РФ по культуре. И оба этих деятеля культуры должны быть рупорами поддержки решений главы государства, но по факту избегают всеми силами обсуждения политических тем, преднамеренно уходят от того, чтобы поддержать наших военных, поддержать цели специальной военной операции.
Не говоря о том, что в отличие от «Золотого Граммофона» и «Премии РУ.ТВ» устраиваемая Крутым «Новая Волна» ни разу не приглашала к участию исполнителей из новых регионов, с Донбасса.
«Новая волна» подверглась чудовищной критике со стороны журналистов и простых зрителей, которые были удивлены и раздосадованы, что, во-первых, за концерт, организованный при финансовой поддержке государственных компаний, надо было платить достаточно большие деньги за билеты - это 10, 15, 18 тысяч рублей.
Во-вторых, на сцене уже долгое время одни и те же артисты, включая получающего миллионные гранты за написание патриотических песен Газманова.
И немаловажно – обратите внимание, не боясь быть обвиненными в подобострастии, из всех медиахолдингов страны только «Русская Медиагруппа» открыто в своих соцсетях и на сайте поздравила Президента России в этом году с днем рождения.
А наши члены Совета при Президенте РФ по культуре – Игорь Крутой и Игорь Матвиенко, даже не удосужились поздравить Владимира Путина, испытывая, видимо животный страх перед западными санкциями и боясь за свою зарубежную недвижимость и своих детей за границей.
– Можно ли заставить аудиторию полюбить бесталанного артиста? Даже с учетом большой аппаратной поддержки?
– Во-первых, любимый вами и упомянутый сегодня неоднократно певец, вряд ли стал бы любимым, если бы не административный ресурса его кураторов из высоких кабинетов.
Стас Михайлов, насколько знаю, Григорий Лепс очень долго существовали в своей замкнутом своем пространстве, коконе. Пока не появились их благодетели из административного, политического, финансового сектора.
Пока не помогли им пробиться на рынок, при этом люди их увидели, полюбили. Поэтому нельзя так однозначно говорить «бесталанный артист». Вот конкретные артисты, они и до этого были артистами с большой буквы. Но не было бы поддержки, мы бы их так не знали. Так в ресторане Сочи и один, и другой бы играл. Поэтому это очень спорно!
– Есть ли в России сейчас свобода слова? А была ли когда-то вообще? Некоторые ваши интервью блокируют и снимают с эфира. На ваш взгляд почему?
– Еще раз повторяю у нас свобода или несвобода слова - такого не может быть. У нас Конституцией цензура запрещена. А вот то, что наши так называемые повелители, самопровозглашённые небожители московских площадей позволяют нашими деньгами закрывать любые точки зрения несогласных - вот это и вызывает возмущение и я надеюсь, рано или поздно, кто-то из Госдумы задаст вопрос - каким образом нашими деньгами фактически толкают страну к цензуре?
Что это за каста неприкасаемых: Гореславский из ИРИ, Новиков, Журавский, Жарич, Бочков из управления по общественным проектам? Это люди, которые отождествляют себя с государством, но они не являются государством.
Никто не давал права ИРИ, их прикормленным блогерам и их управленцам считать себя отождествлением государства. В российском государстве цензуры нет. Тому доказательство военнкоры, военные блогеры, которые ежедневно доносят до общества правду о реальном положении дел на фронте. У нас есть квази-цензура, т.е. запрет на публикацию правды, неугодную людям, которые выдают гранты.
На «Первом канале» из телевизионной трансляции премии «Золотой Граммофон» вырезали моё обращение с призывом к Игорю Крутому и Игорю Матвиенко показать свою гражданскую позицию и поддержать инициативу по награждению героев СВО.
Не смогли выдавить из себя раба? Что тогда говорить о квази-государственных корпорациях, прописывающих в контактах на рекламу запрет для российских звезд участвовать в политических акциях?
– Как вы оцениваете перспективы телевизионного вещания в условиях роста влияния онлайн-ресурсов и соцсетей, и каковы ваши стратегические планы по удержанию внимания зрителей на фоне этого тренда?
– Пока он-лайн ресурсы, Телеграмм каналы, интернет-платформы выйдут на тот уровень финансирования, которое имеет телевидение - об этой конкуренции незачем говорить!
Пока они паразитируют на телевизионном контенте. Телевидение в силу государственных и квазигосударственных денег получает возможности делать те очень и очень затратные программы, которые потом он-лайн тиражируют, то есть не они же производные.
А вот смогут ли они сами производить? Все-таки это как с Телеграмм-информационными каналами и профессиональными журналистами. Профессиональный журналист отличается тем, что он дифференцирует, проверяет, перепроверяет и дорожит своим словом, то есть, образно говоря, он является самоцензором и не выпускает чернуху.
А что делают телеграмм каналы? Они, понимая, что это единственная свободная ниша, просто преувеличивают, гипертрофировано все поднимают на щит, понимая, что с профессионалами они не могут сравниться.
Но что можно требовать от так называемых телеграм-блогеров-журналистов, если они ничем не привязаны к России, к Родине, некоторые имеют иностранное гражданство и при этом не несут никакой ответственности перед согражданами. Безусловно, вызывает удивление, почему при такой антигосударственности они не являются иноагентами.
Они действуют, как и музыканты из YouTube и ТикТока - мат-перемат, грязные словосочетания, абсолютно атрофированные, отбитые от нормальной цивилизованной профессиональной музыки произведения.
Именно потому, что они понимают, что на поле профессиональных музыкантов и на поле профессиональных Худсоветов они конкурировать не могут. Профессионалы не могут себе позволить выпускать такой некондиционный материал в силу воспитания или элементарной чистоплотности.
– Насколько важна в вашей работе обратная связь от зрителей? Как вы интегрируете их мнения и пожелания в новые медийные проекты?
– Я бы с удовольствием получал обратную связь, но я принципиально, преднамеренно не читаю, не смотрю и даже никогда не открываю никакие комментарии, и тем более телеграм-каналы.
Навязывать мне чужую точку зрения смысла нет - а я отлично понимаю, что тут некая попытка на меня повлиять.
Во-первых, повлиять на меня невозможно. Столько лет я в индустрии, сказать, что я закалился, как сталь - это не сказать ничего. Тем более вы же видите, никакая критика никогда не заставила меня поменять мои действия.
Я даже и не смотрю, чтобы этого и не видеть, то есть, образно говоря, чтобы не прикоснуться к этой грязи и не замараться ею.
Опять-таки, я отлично понимаю, что попытки через комментарии навязать свою точку зрения- это самое простое. Но мой подход - её не видеть. Не прикасайся - не замараешься!
– Как вы выбираете идеи для новых шоу или проектов? Что вас вдохновляет?
– Знаете, если бы я знал, как я выбираю идею проекта, как я создал все, что я создал, от группы «Санкт-Петербург», группы «Русские», «Бойкот».
«Русские» были созданы в 1991 году, но у меня такой даже мысли не было регистрировать это в Роспатенте, как сделал ранее сегодня упомянутый певец, для производства водки и секс-игрушек.
Разве это не говорит о моих гражданских чувствах и элементарной чистоплотности? А группа «Санкт-Петербург» с песней «Русские, русские» (записана в 1987 году) - это не доказательство оценки места в истории, шоу-бизнесе и ответ на попытки меня упрекнуть, что я, допустим, как кто-то бы захотел, и не сумел этого сделать? Но я о таком даже подумать не мог!
Александр Маршал, кстати, тоже записал песню с названием «Я - русский», но он настоящий гражданин и патриот, и хорошо был воспитан в школе, что не позволило ему паразитировать на этом и регистрировать товарный знак на это словосочетание.
Я создал крупнейший в Восточной Европе музыкальный фестиваль «Белые Ночи Санкт-Петербурга», музыкальную премию «Браво», международный кинофестиваль «Кинобраво» - это лишний раз доказывает, что это создаю я, я сам это проецирую, сам это провожу.
Ведь немаловажный момент, вы посмотрите, при всем моем отношении ко всем этим фестивалям, которые являются государственными – ну просто жалость вызывает.
И посмотрите, с каким успехом, просто феерическим, прошел фестиваль «Кинобраво». Какие звезды! Сотни участников из стран БРИКС!
Но при этом мы преднамеренно не привлекали англосаксов ни в какой мере. И немаловажный момент - это все происходило без государственной поддержки, субсидий. Другой разговор, если нас попытаться упрекнуть, что нам не дали, и поэтому мы громко говорим – мы не брали государственные деньги!
Важно разделять слова «не брали» и «не дали». Мы преднамеренно не запрашивали, именно чтобы быть свободными в своем выборе. И, что немаловажно, мы же видим, кого финансирует Министерство культуры и наши идеологи: спонсировали фильмы «Левиафан» и «Матильда», вызвавшие критику у общественности и у православной церкви, дали больше 200 миллионов рублей на спектакли Серебренникова, финансировали Богомолова. Мы не входим в их ценности и приоритеты.
– Вы как-то отметили, что «ВКонтакте – это яркий пример кумовства, петушиное царство». Что можете рассказать об этом? Почему вы так считаете, приведете примеры?
– ВКонтакте – это наша боль.
Когда компания была выкуплена у частных владельцев, по сути прошла «обратную приватизацию» и стала квази-государственной, главными задачами было создание на базе «ВКонтакте» альтернатив западным платформам – YouTube, Тiktok, Facebook* (принадлежит компании Meta, призанной экстремистской организацией и запрещенной на территории Российской Федерации) и Instagram* (принадлежит компании Meta, призанной экстремистской организацией и запрещенной на территории Российской Федерации). Перестройка экосистемы IT-компании должна была проходить с учетом политических задач, которые может решать главная российская соцсеть. На неё возлагались большие надежды.
Однако при содействии дарителя-распределителя и под руководством генеральнодиректорствующего компанию «ВКонтакте» ждал провал, она не решила ни одной из поставленных целей.
По официальной статистике, запрещенные в России YouTube, Instagram и Тiktok обгоняют «ВКонтакте» по численности аудитории.
Вместо того, чтобы создать качественные аналоги, назначенцы во главе компании используют административный ресурс для устранения конкурентов.
Государственный административный ресурс используется не для того, чтобы победить в конкурентной борьбе, а для того, чтобы выкрутить интернет-площадкам руки и перекрыть кислород. Сложно создавать, созидать и приумножать, а хапать и действовать силовыми методами - очень просто.
Пример – замедлили YouTube, фактически парализовав его работу в России и тут же рапортуют об успехах приложений VK-видео и VK-клипы (конкуренция неравная - альтернативы блокированы, а алгоритмы подсчета аудитории VK включают фактически накрутку (каждый, кто хоть на секунду зашел на их сайт или в приложений уже считается их аудиторией), что дезинформирует и общественность, и руководство страны.
В компании вместо развития происходит рецессия, массовые сокращения и ликвидация целых отделов. Сокращаются целые отделы, что указывает на неэффективное управление компанией. Уволенные сотрудники готовятся подать коллективные иски против «ВКонтакте».
Обращает на себя внимание, что государственные средства тратятся на проведение концертов VK-FEST и самопиар через эти концерты. Хотя, по сути, должно быть наоборот – мероприятия должны собирать лояльную аудиторию компании-организатора.
Кроме VK-FEST других значимых концертных мероприятий ВКонтакте не проводит, но нельзя не отметить, что при этом за полмиллиарда рублей были куплены 10% билетного оператора Kassir.ru и 40% компании Intickets.ru (стоимость сделки не разглашается). Эти приобретения на фоне гигантских убытков были сделаны для того, чтобы «ВКонтакте» при содействии Минкульта стал единым оператором программы «Пушкинская карта» - с подключением опять известного административного ресурса.
Купленный «Дзен», изначально позиционировавшийся как «площадка для свободного высказывания мнений» по факту управляется в ручном режиме – неугодные каналы, в которых озвучена правда о провальной работе конкретных лиц, блокируются, неудобные публикации удаляются по надуманным причинам.
Но при этом «ВКонтакте» дискредитировала себя, позволив распространять на своих платформах недостоверные сведения и не приняв меры по удалению подобного контента. В государственной «Российской Газете» появилась статья «ВКонтакте и Телеграм – главные фэйковые площадки Рунета».
За распространение фэйков предусмотрено наказание по статье 207.1 УК РФ вплоть до года тюрьмы. Но руководство «ВКонтакте» ничего не делает, чтобы это изменить. Напомним, что Павла Дурова арестовали по конкретному обвинению – не принимал мер по наведению порядка в руководимом им ресурсе.
Нельзя не задать вопрос: если «ВКонтакте» существует на бюджетные деньги и одной из исходных задач при передаче под контроль государства являлось формирование новой политической платформы для молодежи и решение социально-политических задач, почему руководство «ВКонтакте» так сторонится патриотических проектов, направленных на поддержку решений Президента и СВО?
Участники вышеупомянутых концертов VK-FEST не выступают для жителей новых регионов, для бойцов на передовой и в госпиталях, не участвуют в инициативах помощи нашей армии, Росгвардии, МВД.
На эти концерты не приглашаются герои Крымской весны, артисты, многократно озвучивавшие свою гражданскую позицию и выступавшие на Донбассе, в Херсоне и Мелитополе.
И в завершение: помимо чисто административных просчетов, у «ВКонтакте» существует и очень серьезная экономическая проблема – ведь при почти 200 миллиардах рублей бюджетных дотаций компания в прошлом году получила 24,6 млрд рублей убытка.
Но финансовая сторона вопроса, как и другие темы, которые мы не успели затронуть сегодня – это стихи уже для другой повести.