В громком деле о наследстве покойного миллиардера Олега Бурлакова произошел новый поворот. Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда признала дочерью бизнесмена двухлетнюю Николь Шевцову. Теперь девочка имеет первоочередные права на состояние отца. Ранее московские суды сочли завещанием предпринимателя расписанный от руки блокнотный лист, хранящийся в Монако, и на этом основании удовлетворили претензии на наследство совсем других людей.
Олег Бурлаков скончался 21 июня 2021 года на 72-м году жизни. Сразу после смерти предпринимателя началась судебная тяжба за его наследство. На состояние бизнесмена предъявили права, с одной стороны, его вдова Людмила и две дочери Елена и Вероника, а с другой, несогласные с таким ходом событий – сестра покойного Вера Казакова и ее муж Николай. Казаковы представили в московский суд копию рукописного завещания покойного, составленного в их пользу. Оригинал документа, кроме Казаковых, никто не видел. В нем отсутствуют полные данные наследников, данные о составе имущества и причитающихся наследникам долях в этом имуществе, указание на место и время составления завещания – то есть обязательные атрибуты завещаний. В деле был и целый ряд других сомнительных обстоятельств («НГ» писала об этой истории 29.05.23). Тем не менее, Люблинский районный суд Москвы в октябре 2022 года и апелляционная инстанция – Московский городской суд в апреле 2023 года признали права Казаковых на наследство.
Между тем параллельно в Санкт-Петербурге рассматривалось другое дело – о признании дочерью бизнесмена Николь Шевцовой. Процесс установления отцовства после смерти Бурлакова начала мать ребенка София Шевцова. Девочка родилась 8 ноября 2020 года. «В графе «отец» был поставлен прочерк, хотя в ходе судебного процесса все свидетели подтвердили, что Олег Бурлаков прилюдно признал дочь и принимал поздравления с ее рождением», – отмечает преподаватель юридического факультета ВШЭ, партнер юридического бюро TM DEFENCE Яна Брутман в статье на портале Legal.Report (26.07.23).
11 марта 2022 года Выборгский районный суд принял решение удовлетворить требования Софии Шевцовой. Жена и дочери Бурлакова опротестовывать его не стали, а супруги Казаковы и Евгений Гинзбург в статусе отказополучателя подали апелляционную жалобу. Теперь и апелляционный суд сумел разобраться в этой сложной истории.
Сложность состояла в том, что Софии Шевцовой неоднократно делались попытки экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). И в ходе последней, успешной операции якобы не было указано, чей биоматериал использован. Это давало основания усомниться в отцовстве Бурлакова.
В марте 2023 года суд назначил судебную молекулярно-генетическую экспертизу биоматериалов из семи криоконтейнеров. Производство было поручено экспертам ГБУЗ Москвы «Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения города Москвы». Анализ позволил установить, что Бурлаков приходится отцом девочки с вероятностью 99,99%. «В седьмой колбе, в которой было обнаружено смешение биоматериалов от двух человек, на что делала упор в своем требовании не признавать отцовство брата Вера Казакова, содержались биоматериалы Олега Бурлакова и Софии Шевцовой», – указала Яна Брутман.
По ее словам, Вера Казакова потребовала проверки того, что мужской биоматериал не принадлежит одному из родственников по материнской линии. Но привести пример такого возможного родственника не смогла, и суд отклонил заявление. «Суд выслушал свидетелей и по совокупности материалов принял обоснованное решение признать Николь дочерью Олега Бурлакова», – сообщила эксперт.
Суд постановил внести изменения в запись акта о рождении Николь Шевцовой, указав в качестве отца – в этой графе ранее стоял прочерк – Олега Бурлакова. А кроме того, были отменены обеспечительные меры, принятые по иску Казаковых в виде запрета нотариусу выдавать свидетельства о праве на наследственное имущество Олега Бурлакова. То есть теперь, по словам Яны Брутман, нотариус может признать Николь, жену и дочерей покойного имеющими право на имущество.
«Решение Санкт-Петербургского суда было вынесено после кропотливого и всестороннего изучения всех представленных сторонами аргументов и доказательств. Оно существенно ослабило позицию супругов Казаковых, пытающихся забрать себе все имущество покойного миллиардера на основании спорного «завещания», – подытожила юрист. – Решение Санкт-Петербургского суда отчасти снижает градус скандальности дела о наследстве миллиардера, возвращая его из разряда шоу и пищи для таблоидов в судебно-правовое поле. Есть надежда, что ряд сомнительных обстоятельств этого кейса, в том числе вызывавшие вопросы решения московских судов на более ранних этапах спора за наследство Бурлакова, останутся в прошлом. Суд в Санкт-Петербурге доказал, что судебная система способна разбираться в хитросплетениях самых сложных дел и выносить обоснованные решения».
Тем временем на 21 августа назначено заседание кассационной инстанции по этому делу. «Подачу Верой Казаковой и ее мужем кассационной жалобы можно расценить исключительно как попытку пойти на принцип ради затягивания процесса и, вероятно, простым нежеланием отдавать наследство жене и дочерям Олега Бурлакова, – пишет руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов. – Апелляционный суд настолько детально исследовал дело, что обнаружить в нем что-то новое не представляется реальным». Эксперт уверен, что кассационная инстанция, скорее всего, подтвердит решения двух предыдущих судов, после чего у Софии Шевцовой как законной представительницы двухлетней Николь появится возможность потребовать пересмотра решений московских судов, признавших единственными наследниками Олега Бурлакова Веру и Николая Казаковых.