Депутат Госдумы Александр Хинштейн был главным раздражителем для ЛГБТ-активистов в 2022 году. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Мессенджер Telegram после начала спецоперации в Украине для россиян стал важнейшим средством получения информации. Пока СМИ старательно подбирали слова, искали подтверждения данных, самоцензурировались, россияне включали смартфоны и читали новости о взрывах, обстрелах, ЧП уже через несколько минут после того, как все это произошло. Telegram оказался популярен и с одной, и с другой стороны линии соприкосновения в Украине, его активно использовали и власти РФ, и их оппоненты. Мессенджер в 2022 году продемонстрировал рекордный прирост по числу активных авторов и публикуемого контента среди других социальных сетей.
На заре проекта его создатель Павел Дуров гарантировал пользователям анонимность и безопасность. К 2022 году об этих обещаниях уже мало кто вспоминал, особенно после того, как у российских силовиков внезапно пропали претензии к мессенджеру, а сотрудники правоохранительных органов не раз задерживали администраторов «анонимных каналов». Однако в условиях боевых действий в Украине Telegram оказался очень удобен – пользователи, которым важны новости, подписавшись на несколько информационных каналов, оперативно получали самые свежие сообщения – с фото и видео. Те, кому была важна интерпретация, подписывались еще и на аналитические каналы. В результате сопоставления данных пользователи сами, без посредничества журналистов, могли попытаться сформировать более-менее полную картину происходящего.
Мессенджер сделали популярным не только оперативно перебравшиеся в него СМИ, но и анонимные каналы, а также агрегаторы, многие из которых просто игнорировали требования законодательства при распространении информации, чем вывели зарегистрированные по закону издания из конкурентной борьбы. Возможность просмотра видео и прослушивания аудио превратило гаджет с Telegram в подобие телевизора, программу которого пользователь составляет сам. Тут можно было найти, кажется, все – от видео уничтожения вражеской техники до опровержений фейков, от патриотических призывов звезд до рецептов того, как скрыться от мобилизации. Аналитики cистемы мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ Brand Analytics отмечали, что с начала спецоперации к октябрю прирост составил 1,1 млн авторов и 8,7 млн единиц контента. Уже в марте Telegram обошел WhatsApp (входит в компанию Meta, признанную экстремистской организацией и запрещенную в РФ) по объему трафика в России.
Конечно, система оказалась не идеальна – в Telegram к 2022 году уже действовали «сетки» разных групп влияния, и зачастую даже подписанный на десятки каналов пользователь мог получать информацию, по сути, из одного источника, будучи уверенным, что смог обойти цензуру. После начала спецоперации и начала жесткой пропагандистской борьбы пользователи оказались неприятно удивлены, когда некоторые каналы за день сменили не только тональность публикаций, но и объект критики и стали работать в рамках неприемлемой ранее повестки – например, радикально поддерживая действия Кремля или украинских властей. В итоге к концу года Telegram стал важным фронтом информационной войны.