Во многих регионах решили не отказываться от праздников совсем, но минимизировать расходы на украшения. Фото РИА Новости
Специальная военная операция (СВО) на территории Украины вызвала существенные расхождения в обществе как в отношении нее в принципе («за» или «против»), так и в вопросе отдельных деталей. Высказываться против боевых действий стало небезопасно из-за принятия законов, устанавливающих жесткую ответственность за протестное поведение, а западные санкции и угроза попасть на войну усилили чемоданные настроения в РФ. Поток эмигрантов, насчитывающий, по экспертным оценкам, сотни тысяч человек, увеличился после объявления 21 сентября частичной мобилизации. Среди уехавших – такие знаменитости, как Алла Пугачева, Максим Галкин (признан иностранным агентом), Чулпан Хаматова, Анатолий Чубайс, популярный музыкант Оксимирон (признан иностранным агентом), и многие другие.
Разногласия вызвали и отдельные аспекты спецоперации и вызванной ею новой реальности, причем споры начались даже среди сторонников СВО. К примеру, эксперты и политики делали громкие заявления о том, можно ли считать эмигрировавших патриотами, требуется ли их показательно наказать, или о том, допустимо ли обменивать, а не судить пленных из «Азова» (признан террористической организацией и запрещен). Проведение прямых переговоров с Киевом и «жестов доброй воли», необходимость ударов по инфраструктурным объектам и «центрам принятия решений» на территории Украины, общая стратегия и тактика боевых действий, включая решения отдельных командующих – эти вопросы вызывали ожесточенные споры. Группа сторонников СВО, испытывающих стресс из-за затягивающейся кампании, раскололась на несколько подгрупп, в том числе лоялистов, склонных доверять высшему военно-политическому руководству, и алармистов, нещадно его критикующих.
Характерным примером стало обсуждение уместности широкого отмечания праздников на фоне боевых действий. Пока российские войска наступали, а оставление отдельных территорий выглядело как досадный эпизод, это не вызывало особых разногласий – День Победы или День России в основном считались законными торжествами. Ситуация изменилась в сентябре, когда под праздничные салюты в некоторых городах проводилось отступление из Харьковской области. Из-за волны критики в соцсетях в регионах начали отменять концерты и салюты, менять формат городских праздников. А с началом частичной мобилизации концепция, в рамках которой в тылу можно веселиться, как прежде, не замечая боевых действий на фронте, потерпела окончательный крах. В некоторых городах и регионах даже объявили об отмене новогодних праздничных мероприятий, для того чтобы потом направить сэкономленные средства на поддержку призванных граждан.
В Минобороны РФ (а по слухам – и в администрации президента) поначалу сочли подобные инициативы «преждевременными и ненужными». Однако общая тенденция к большей умеренности в проведении Нового года под давлением общественного мнения стала повсеместной. Не затронуты ею только детские мероприятия и украшения улиц. Концерты, салюты, ярмарки и другие традиционные массовые мероприятия идут под нож или существенно переформатируются. Наряду с новогодней одной из центральных тем усеченных торжеств станет СВО, в первую очередь – поддержка бойцов на передовой и членов их семей.