Теперь перед тем, как сделать фото с куполами, лучше взвесить все риски. Фото Reuters
Практика возбуждения дел об оскорблении чувств верующих, которую раньше использовали некоторые общественные активисты, чтобы закрывать выставки, запрещать книги и срывать спектакли, в 2021 году вышла на новый уровень. Правоохранители начали преследовать не слишком известных и аполитичных блогеров в связи с их фотографиями на фоне храмов.
В РФ силовики в последние годы стали активно реагировать на картинки в соцсетях. «Дела за репосты» и «дела за мемы» по ст. 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») раньше считались или издержками пресловутой «палочной системы» (для статистики удобнее «обезвредить» блогера, чем ловить настоящего экстремиста), или средством давления на активистов несистемной оппозиции.
Но в 2021 году в течение одного месяца появились сообщения о возбуждении нескольких уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 148 УК РФ (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих). В октябре в Петербурге следователей заинтересовало фото женщины в стрингах на фоне Исаакиевского собора. Женщине, сфотографировавшейся у храма «с обнаженной частью тела», грозило лишение свободы до года. Другая инстаграмщица-модель обнажила грудь рядом с храмом Василия Блаженного и несколько лет назад выложила в интернет фото, результатом также стало уголовное дело. Фотография на фоне все тех же всемирно известных куполов стала поводом для возбуждения дела против блогера и его подруги, которые имитировали секс, причем оба были в одежде, а на девушке, сидящей спиной к камере, была куртка с надписью «полиция».
Активность правоохранителей вызвала у пользователей интернета возмущение и немало вопросов. Критерии, по которым фото можно признать вызывающим и оскорбляющим чувства верующих, не ясны, а потому велика вероятность произвола. Юристы отмечали, что делать вывод о наличии умысла можно было бы, если бы вызывающие снимки сделали в храме. Исаакиевский собор и храм Василия Блаженного не переданы Русской православной церкви, а фотографии хоть и были неуместными, но не имели какой-то антирелигиозной подоплеки. То, что подозреваемые с пылом не раз извинились перед обществом, не стало спасением от наказания – блогер с подругой, например, получили по 10 месяцев колонии.
Несколько громких дел не вылились в масштабное преследование инстаграмщиков, но претензии к старым фото заставили многих пользователей соцсетей заволноваться и покопаться в своих онлайн-архивах – вдруг там завалялась картинка, которая в новых условиях может быть воспринята как попытка оскорбить чьи-то чувства.
комментарии(0)