Фото pixabay.com
В светлый месяц раби нашей нынешней эпохи господства материализма и кровавых конфликтов мы особенно остро ощущаем потребность во вдохновляющем примере, который помог бы нам вновь обрести надежду и добиться гармонии в обществе и согласия между людьми.
День рождения избранника Аллаха заслуживает того, чтобы его отметило все человечество. Те, кто хорошо знает, кто такой пророк, понимают, что он был послан «милостью ко всем людям». Об этом свидетельствуют многие беспристрастные люди из числа немусульман. Так, Лев Толстой говорит: «Пророк Мухаммед – один из величайших реформаторов, оказавших огромную услугу человеческому обществу. Одного того, что он привел к познанию истины целый народ, уже достаточно, чтобы он снискал наше уважение».
Коран рассматривает пророков как общность связанных между собой и доверяющих друг другу людей, разделяющих единую систему универсальных принципов и моральных ценностей. «Скажи: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и в том, что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), и в то, что было даровано Мусе (Моисею), Исе (Иисусу) и пророкам от их Господа. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся» (сура «Аль Имран» – «Семейство Имран»: аят 84). Поиск объединяющего начала, точек соприкосновения – вот основная черта личности пророка. Одно из самых важных объединяющих людей начал, провозглашенных исламом, – это благородная мораль: «Воистину, я послан, чтобы донести вам благородную мораль во всей ее целостности». Все мы согласны с тем, что нам нужны единство и солидарность в понимании морали, – подчеркнул его святейшество папа Римский в своем недавнем послании «Мы все – братья».
Пророки – это учителя и вдохновители, которые обращаются к разуму и совести людей, воспитывая их души и укрепляя их нравственные ценности: «Таким же образом Я ниспослал вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты, очищает вас, обучает вас Писанию и мудрости, обучает вас тому, чего вы не знали» (сура «Аль-Бакара» – «Корова»: аят 151). Пророк Мухаммед и сам характеризует себя как учителя: «Аллах ниспослал меня не для того, чтобы я был назойливым или излишне требовательным ментором. Он ниспослал меня как учителя и помощника» (передал Муслим).
Пророческая миссия не отменила человеческую природу пророков, но возвысила ее, умножив ее красоту и совершенство. Глубокое понимание слов Всемогущего Аллаха: «Скажи: «Воистину, я такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный» (сура «Аль-Кахф» – «Пещера»: аят 110) показывает, что человеческая природа остается нетронутой и после того, как божественное откровение проникло в сердце посланника. И такое понимание находится в полной гармонии с уважением Творца к достоинству человека.
Мухаммед не был идеалистом-мечтателем, грезившим о создании идеального города – утопии. Он был руководителем и реформатором уммы – общины, сумевшим спасти ее от внутренних конфликтов и направившим ее на праведный путь, ведущий к братству и благоразумию: «Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями» (сура «Аль Имран» – «Семейство Имран»: аят 103). Его проповедь была не узконациональной и не ограничивалась пределами отдельного племени, а носила универсальный характер, высветивший ориентиры пути развития всего человечества. Посланник воплотил в жизнь те положения и принципы, к которым он призывал и в которые верил, став редким в истории человечества примером успешного соединения глубоких идей с умением управлять государственными делами.
В день рождения пророка следует обратиться к его умме – общине с призывом покончить с раздирающими ее разногласиями и конфликтами. Этот призыв должен быть адресован также всем народам мира, тем более что в эти дни мы отмечаем 75-ю годовщину со дня учреждения ООН. Сейчас, когда мир столкнулся с проблемой ослабления роли общечеловеческих ценностей, пришло время вспомнить об универсальности человека, задуматься о важности оценки людьми самих себя и использования опыта и гуманистических инициатив прошлого, таких как хильф аль-фудуль – «пакт Фадлей» (пакт, заключенный по образцу некогда достигнутой между курайшитами договоренности, инициаторами которой в свое время были люди, носившие имя Фадль – по-арабски «милость», «достоинство»), или «пакт достойных». В соответствии с хильф аль-фудуль – договором, который был заключен между племенами курайшитов за несколько лет до пророческой миссии Мухаммада, – эти племена обязались «защищать угнетенного против его угнетателя, пока права этого угнетенного не будут восстановлены». Присутствовавший при заключении этого договора молодой посланник Аллаха впоследствии говорил: «В этом было то, что является для меня наиболее ценным (хумр ан-наам – букв. «наилучший из верблюдов»). И если бы меня пригласили участвовать в таком [пакте] в эпоху ислама, то я бы согласился».
В связи с этим мы не можем не отметить, что повторяющиеся в последнее время провокационные действия, оскорбляющие религии и пророков, служат катализатором разжигания ненависти, экстремизма и вражды между народами и создают угрозу гармонии в обществе.
Сталкиваясь с оскорблениями в адрес пророка, которые время от времени становятся достоянием гласности, некоторые мусульмане не удерживаются от того, чтобы ответить на оскорбление оскорблением. Но мы должны понимать, что наилучший способ защитить великого пророка – это подать хороший пример и показать человечеству величайшие достоинства этого человека. Кроме того, мусульмане всего мира должны расширять свои отношения с представителями других народов, прежде всего со своими соседями, и поддерживать тех, кто выступает за гражданский мир и сдержанность в отношениях между людьми.
Мы уверены в том, что никакие попытки оскорбить посланника Аллаха не смогут умалить его достоинство и исказить его благородный облик. Великие и мудрые люди отвечают на оскорбление не оскорблением, а знанием, просвещением и убеждением тех, кто не понимает, а также мудростью и игнорированием тех, кто прибегает к оскорблению ради оскорбления. Приведем в связи с этим следующие слова Всевышнего: «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова» (сура «Аль-Фуркан» – «Различение»: аят 63).
Первая задача мусульманского коллективного разума сегодня – вновь открыть для себя всю глубину гуманизма, которым пропитана миссия ислама, что требует преодоления многих распространившихся в нашем культурном пространстве утверждений, таких как высказывания о столкновении цивилизаций и конфликте между религиями, и перехода к межкультурному диалогу и поиску общих для всего человечества ценностей во имя утверждения когнитивной взаимодополняемости и интеграции.
Мы должны спросить себя: как последователи различных религий могут содействовать решению проблем, с которыми сталкивается все человечество? Что они способны предпринять перед лицом распространения эпидемий, болезней и других катастроф? Как они могут противостоять неизбежным природным катаклизмам, предсказуемым бедствиям – голоду и эпидемиям, случайным событиям, таким как промышленные и ядерные катастрофы, или преднамеренным действиям людей, таким как войны и конфликты, приводящим к появлению миллионов беженцев и перемещенных лиц?
Те боль и страдания, которые испытал пророк во время собственной хиджры (переселения из Мекки в Медину), заставляют нас сегодня, когда мы стали свидетелями значительного увеличения числа беженцев и перемещенных лиц, осознать глубинные причины этого явления и выработать методологию, основанную на четком понимании настоящего и будущего, чтобы предотвратить и облегчить страдания этих людей. Я всегда стремился – и продолжаю стремиться – в ходе своей работы с руководящим комитетом Международной организации по делам беженцев заниматься просветительской работой и обсуждать меры, необходимые для построения глобальной гуманитарной системы решения проблемы мигрантов и насильственно перемещенных лиц, от нерешенности которой страдают люди повсюду в мире. И здесь я считаю своим долгом сказать: необходимо усилить действенность международного гуманитарного права, с тем чтобы оно стало обязательным законом, обеспечивающим мир внутри государств и в отношениях между ними, что имело бы вполне ощутимые, конкретные последствия для человечества на современном и будущем этапах его развития.
Пророки приходили не для того, чтобы умножать страдания и конфликты людей. Избранник Аллаха был человеком милосердным, смиренным, сострадательным и внимательным по отношению к творениям Божьим. Он желал им такого же добра, какое желал для себя. «Не уверовал тот из вас, кто не возлюбил брата своего, как самого себя» (передали Аль-Бухари и Муслим). А в Евангелии сказано: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матф.: 7:12).
Сегодня мы стремимся к такой религиозности, которая олицетворяла бы любовь к Богу. Это такое поклонение, которое выходит за пределы узкого, буквального прочтения слов и попыток выпятить имеющиеся между ними различия, поднимаясь до высокого уровня понимания всей широты и всеохватности таких понятий, как добродетель, вера и праведный труд. И здесь мы должны сказать, что закят, который ислам сделал одним из своих столпов, является практическим воплощением добродетели и социальной справедливости, служащим укреплению общественной солидарности и углублению связи между духовно-нравственными аспектами жизни общества, с одной стороны, и ее социально-экономическими аспектами – с другой.
В заключение скажем: рождение пророка открыло нам новую жизнь. Обновим ли мы свое бытие, следуя по начертанному им праведному пути, или обречем себя на гибель, сойдя с него? Давайте наполним ислам тем творческим, современным цивилизационным содержанием, которое соответствует его положению в мире высших ценностей.
комментарии(0)