Фото агентства городских новостей "Москва"
Изначально запланированное на 22 апреля общероссийское голосование по поправкам в Конституцию РФ обоснованно перенесено из-за ситуации с коронавирусом по соображениям обеспечения безопасности и здоровья граждан. Голосование обязательно состоится, ведь заинтересованность в реформе показали и социологические опросы, и высокий накал общественной дискуссии, и активность институтов гражданского общества, участвующих в обсуждении и выработке поправок.
Один из вопросов, поднятый волной общественной дискуссии, заключается в проверке уровня обоснованности или легитимности самой реформы.
Бесспорно, Конституция любой страны играет роль стержня и фундамента для основ государственности, в целом, и правовой системы, в частности. В Основном законе закрепляются базовые ценности конституционного строя и права граждан. При этом государственные и общественные институты развиваются, неизбежно появляется необходимость корректировать и правовое поле. Поскольку, как было подмечено Венецианской комиссией Совета Европы, все конституции, достигшие определенного «зрелого» возраста, отражают интересы не современных, а прежних поколений.
Основной вывод доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» и Российского института избирательного права, посвященного международному опыту изменения Основного закона страны, заключается в том, что текущая процедура внесения поправок в Конституцию Российской Федерации полностью согласуется с международной практикой и соответствует рекомендациям межгосударственных организаций.
Современный мир не знает ни одного государства, которое в ходе своего поступательного развития не вносило бы изменений в Основной закон страны. Как образно выразился публицист Владимир Мамонтов: «Конституция – это не каменные скрижали Завета, которые Моисею с небес спустил Бог. Это то, что мы добровольно принимаем в качестве Основного закона нашей жизни. Здесь мы сами себе и Бог, и Моисей, и народ, то есть те, кто будет принятый закон исполнять».
Известны многочисленные примеры из новейшей истории, когда государства без видимых «эпохальных» причин, но с опорой на волю народа принимали обновленные конституции. В конце 90х – Швейцария, Финляндия. Затем их примеру последовали Венгрия, Таиланд, Куба.
Изменения национальных конституций и внесение в них поправок проводятся в среднем раз в 10–17 лет. Например, в США в Конституцию 1787 года было принято 27 поправок. В Конституции Бельгии 1831 года обновлялись 64 статьи. Во Франции с 1958 года принято 18 законов о поправках к Конституции, в Австрии только в 2011-2012 гг. – 5 законов об изменении Основного закона. Только за последнее десятилетие новые конституции были приняты в 26 государствах.
Далеко не во всех странах предусмотрен плебисцит по поправкам. У нас самая многоступенчатая и представительная форма их принятия, в которой задействованы обе палаты парламента, законодательные собрания субъектов страны, далее – заключение Конституционного Суда РФ. Кстати, именно он охарактеризовал общероссийское голосование как особую форму непосредственного народного волеизъявления.
Рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ обеспечила широкое экспертное представительство именно на стадии их разработки. Кроме того, была предоставила возможность предложить свои поправки гражданам и организациям, которые в обычной законотворческой деятельности не являются субъектами законодательной инициативы. В Рабочую группу поступило более 1000 предложений.
Широта и острота общественной дискуссии вокруг подготовки предложений не подлежит сомнению. С 15 января по 15 марта в печатных и интернет СМИ было опубликовано более 80 тысяч материалов, связанных с поправками в Конституцию.
Законодательно закрепленные процедуры общероссийского голосования, в том числе организация общественного наблюдения, являются разумно достаточными для обеспечения контроля хода голосования и права граждан на распространение и получение информации.
Возложение права определять порядок и процедуру назначения наблюдателей на Общественную палату Российской Федерации является позитивной новеллой, уже оправдавшей себя. Так, упрощена процедура подачи списков кандидатур, существенно сокращен список представляемых документов. Не лимитируется число наблюдателей на участке.
Установленное право общественных палат наблюдать за ходом общероссийского голосования согласуется с действующим законодательством об общественном контроле. Уже имеется положительный опыт практики общественного наблюдения на выборах всех уровней.
Тот факт, что политические партии наряду с общественными объединениями представляют свои предложения в общественные палаты – федеральную и региональные – имеет свое рациональное объяснение. В данном случае проводятся не выборы, где субъектами выдвижения кандидатов в выборные лица являются политические партии, а, следовательно, нет и поля для их конкурентной борьбы. Любая парламентская или непарламентская партия для реализации интереса по наблюдению на голосовании, в том числе и в помещении комиссии, сможет сделать это посредством направления своих наблюдателей через общественные палаты.
Общественная палата РФ предлагает всем политическим и общественным организациям принять участие в наблюдении. 23 марта она подписала соглашение более чем с 50 общественными объединениями и некоммерческими организациями о сотрудничестве при направлении наблюдателей на общероссийское голосование. 25 марта подписано соглашение о сотрудничестве с 12 политическими партиями.
Утверждённый ЦИК РФ порядок голосования содержит ряд беспрецедентных мер, направленных на обеспечение права граждан принять участие в общероссийском голосовании.
Во-первых, в очередной раз будет применяться институт прикрепления гражданина к участку для голосования по месту нахождения в день голосования.
Во-вторых, для граждан предусмотрена возможность проголосовать досрочно в помещении участковой избирательной комиссии в случае невозможности для них посетить участок в день голосования. В-третьих, предусмотрена такая новелла, как возможность досрочного голосования вне помещения для голосования.
Досрочное голосование, как и голосование вне помещения также будет сопровождаться общественным наблюдением.
Определённые вопросы вызывает вероятность введения электронного голосования, поскольку данная процедура несёт в себе некоторые риски, в первую очередь, касающиеся защиты передаваемых данных. Мировые тенденции показывают, что технические возможности обеспечения электронного голосования, в том числе защиты волеизъявления, постоянно совершенствуются. Реальный механизм обеспечения волеизъявления в любых ситуациях, как показывает сложная эпидемиологическая обстановка с коронавирусом, необходим. Крайне востребовано электронное голосование среди молодых избирателей.
Установлены и гарантии предупреждения возможных нарушений в подведении итогов голосования. Участковые комиссии по требованию члена комиссии, наблюдателя, а равно представителя СМИ обязаны выдать заверенную копию протокола об итогах голосования на участке. Протокол об итогах голосования будет содержать машиночитаемый QR-код, персонализирующий этот документ и закрепляющий сведения, занесённые в протокол в момент его составления (в том числе и точное время составления). При возникновении каких-либо подозрений подлинность протокола достаточно легко проверить.
Общественники уже одобрили процедуру внесение поправок в Уголовный кодекс РФ и в Кодекс об административных правонарушениях об ответственности за фальсификации в ходе общероссийского голосования по изменению Конституции.
Нынешняя реформа создаёт весьма значимый для развития российского конституционного процесса прецедент, который позволит выявить позицию граждан и принять окончательное решение только в случае одобрения обществом. По сути, президент передал свое право «вето» гражданам. И этот институт общероссийского голосования имеет право на жизнь в интересах развития российской демократии.
комментарии(0)