Фото сайта wikipedia.org
Чуть больше двух месяцев назад, на июньской «Прямой линии», президент России Владимир Путин заявил, что «чувствует личную ответственность» за борьбу с коррупцией в стране. Можно предположить, что правоохранительная и судебная система разделяют это чувство, ведя борьбу с происходящим «безобразием», как выразился глава государства. К сожалению, иногда понятное рвение приводит к эксцессам, как в случае с приговором, вынесенным экс-мэру Владивостока Игорю Пушкарёву. Его дело в апелляционной инстанции будет слушаться в Мосгорсуде 29 августа.
Неприятности у Пушкарева начались чуть более трёх лет назад, когда он оказался в столичном СИЗО «Матросская тишина». Туда он был доставлен после показательного ареста, который транслировался федеральными телеканалами. Тогда у аудитории могло сложиться впечатление, что был задержан очередной коррупционер, а значит, законность восторжествовала. Вот только накопленные за длительное время судебного процесса материалы не позволяют сделать столь однозначный вывод.
Свой срок мэр Владивостока получил по совокупности обвинений в получении крупной взятки, коммерческом подкупе и злоупотреблении должностными полномочиями. Казалось бы, классический набор чиновника, проворовавшегося и пойманного с поличным. Тем не менее, адвокаты Пушкарёва продолжают настаивать, что в действиях их подзащитного, который до избрания городским главой занимал пост владельца процветающей группы компаний «Востокцемент», не было корыстных мотивов.
Свою позицию защита обосновала в тексте апелляционной жалобы, назначенной к рассмотрению в Мосгорсуде на 29 августа. Документ довольно объёмен и, очевидно, включает в себя ссылки практически на все материалы, когда-либо представлявшиеся суду в данном процессе. А раз так, то инстанция сможет рассмотреть дело бывшего градоначальника максимально объективно.
Вообще, Игорь Пушкарёв не раз оказывался в фокусе внимания правоохранителей. Приморский Следственный комитет за 2014-2015 годы неоднократно проводил доследственные проверки, однако всякий раз выносил постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по коррупционным статьям УК РФ. Причина – отсутствие состава преступления. Более того, по данным адвокатов осуждённого, оперативно-розыскные мероприятия в его отношении велись непрерывно и безрезультатно на протяжении более пяти лет, с 2010 по 2015 год.
Но интересно и следующее. Примерно в этот же период времени Игорь Пушкарёв находился в поле зрения не только правоохранителей, но и Кремля. Дело в том, что мэр Владивостока активно готовил город к саммиту АТЭС-2012, выполняя личное поручение Владимира Путина провести это мероприятие успешно. При этом он в связи с дефицитом бюджетных средств вкладывал в необходимые мероприятия и средства своей компании. Точнее, того холдинга, к которому по закону не должен был иметь отношения после избрания градоначальником. К слову, на АТЭС траты не закончились – затем город стал проводить Восточный экономический форум, открывшийся под эгидой президента.
В целом, Игорь Пушкарёв постоянно прибегал к средствам «Востокцемента», давая распоряжения родственникам, на которых был формально переоформлен холдинг, о перечислении тех или иных денег. К примеру, в материалах суда говорится, что он якобы требовал выделить несколько траншей по 300-400 тыс. рублей на путёвки забайкальским детям в лагерь «Океан». Или более миллиона на памятник Владимиру Высоцкому. И так далее и тому подобное. А вот уже другая история – несколько раз средства поступали на личный счёт мэра, собиравшегося в загранкомандировку или отпуск. Похоже, именно эти перечисления и послужили для следователей поводом вплотную заняться разработкой бизнесмена. Что же, это вполне вытекало из логики борьбы с коррупцией.
И тут наступает время интерпретации поступков Пушкарёва. Как посчитало обвинение, экс-мэр извлёк материальную выгоду из поставок продукции холдинга «Востокцемент» муниципальному предприятию «Дороги Владивостока». Речь – о взятках на сумму в 75 млн. рублей.
Однако здесь возникает резонный вопрос: имело ли получение взятки, коль скоро градоначальник фактически контролировал группу компаний, а значит, суд посчитал его в одном лице взяткодателем и взяткополучателем?
В деле есть и такая нестыковка. Обвинение вменило Пушкарёву нанесение ущерба муниципальному предприятию «Дороги Владивостока» на 1,2 млрд рублей. При этом большинство свидетелей настаивало на том, что убытки понёс как раз «Востокцемент», снабжавший муниципалов в рассрочку, а потом простивший им почти миллиардный долг. Судя по звучавшим в зале заседания словам, Игорь Пушкарёв в принципе рассматривал поставки продукции своих предприятий «Дорогам Владивостока» как некий социальный проект и «подарок городу».
Защита бывшего городского главы готова признать, что в его действиях были нарушения, однако не согласна с тем, что их следует характеризовать как коррупционные проявления. По сути, Пушкарёв увлёкся работой и принялся управлять городом как бизнесом. Но, получается, и суд со следствием увлеклись не меньше, посчитав активность мэра преступной? Что же, будем надеяться, Мосгорсуд расставит всё по своим местам.
комментарии(0)