Московская медицина за несколько лет радикально изменилась к лучшему, уверен Алексей Хрипун. Фото агентства «Москва»
В России 17 июня будет отмечаться День медицинского работника – профессиональный праздник представителей наиболее почитаемой в нашей стране профессии. В Москве в последние годы многое было сделано для того, чтобы вывести медицину на новый уровень, обеспечить пациентов обслуживанием мирового класса, а врачей и медсестер – достойными условиями работы. Глава столичного Департамента здравоохранения Алексей ХРИПУН рассказал журналисту «НГ» Александру МАЛЫШЕВУ о том, в чем Москва не уступает Берлину и Токио, о приоритетах ведомства и о том, когда в поликлиниках исчезнут бумажные медкарты.
– Алексей Иванович, на днях в столице состоялся Конгресс московских хирургов, как прошел этот форум, чем он отличался от предыдущих подобных встреч?
– Этот конгресс проводился в седьмой раз, участие в нем приняли более 1500 хирургов – и из Москвы, и из регионов Российской Федерации, а в этом году многие специалисты приехали из-за рубежа, в частности из Кореи и Германии. В этом году многие формы обмена опытом были инновационными. Например, на стендах были модули симуляционной техники – хирургу можно было подойти и попробовать исполнить руками то, что он не делал ранее в своей клинике. Широко использовались интерактивные технологии общения – на секционных заседаниях, во время мастер-классов: коллеги могли в поисках консенсуса по тем или иным актуальным проблемам хирургии голосовать. То есть учитывая мнение большинства, а не на основе какого-то распоряжения, самостоятельно решать, что та или иная технология, операция или клиническое решение являются правильными для лечения какого-то заболевания. Еще одна новинка – медики могли сдать тесты на получение статуса «Московский врач». У нас было несколько стендов, и желающие выполняли предварительное тестирование, чтобы понять, надо ли им потом пытаться пройти все реальные этапы этого сложного, объективного и независимого экзамена.
– Как гости оценили состояние московской хирургии?
– Наши зарубежные коллеги, которые уже бывали и на конгрессе, и в Москве, в своих выступлениях отмечали потрясающий прогресс московской медицины за последние пять лет. Одно из наиболее развивающихся сейчас в городе направлений хирургии – малоинвазивные технологии, способ оперирования с применением видеоэндоскопической техники. Это щадящая пациента технология доступа в виде проколов или маленьких разрезов. Через них в полость врач вводит соответствующие инструменты и выполняет оперативное вмешательство с помощью оптики, которая может увеличить изображение любого объекта. Например, хирург может рассмотреть детально сосуд или лимфоузел. При этом используются деликатные инструменты, имеющие большую степень свободы по сравнению с рукой хирурга, которая может куда-то не достать. При помощи таких технологий в Москве выполняется сегодня 65–70% всех хирургических вмешательств – это показатель мирового уровня развития хирургии в Москве, и наши иностранные коллеги это признают. Московские клиники сегодня ни по качеству, ни по количеству действующего современного оборудования не уступают лучшим клиникам любого мегаполиса мира – например, таких городов, как Токио, Берлин.
В целом огромное количество современной медтехники было закуплено Москвой за последние семь лет – более 122 единиц тяжелой техники на 63 миллиарда рублей, причем более 3 миллиардов рублей было использовано на технику высоких технологий. У нас, например, действуют четыре хирургических робота Da Vinchi. Но теперь все это нужно поддерживать в рабочем состоянии, менять периодически. Как я уже сказал, до 70% всех вмешательств уже выполняется с помощью видеоэндоскопических технологий, так что так называемая лапарскопическая стойка – инструменты для проведения таких операций на органах брюшной полости – быстро вырабатывает свой ресурс, а это дорогостоящая вещь, и ее нужно своевременно заменять. Поэтому пополнение, замена выходящего из строя оборудования, постоянное пополнение медучреждений техникой, которая позволит использовать самые новые технологии, – это теперь наша текущая работа.
– Получают ли горожане высокотехнологичную помощь в необходимом объеме? Удалось ли избавиться от очередей на операции?
– Лучшая демонстрация развития в Москве высоких технологий – это их доступность для любого москвича. Ведь закупки новой техники, разработка новых методов – это важно и делается не только для развития хирургии, а для того, чтобы все это было потом доступно для горожан и помогало лечить их. Я сам хирург и сейчас иногда вспоминаю, что было с больным, которому удаляли желчный пузырь во времена, когда я начинал свою деятельность. Пациенту делали огромный разрез, операция шла от 45 минут до нескольких часов. Были боли после операции, ношение бандажа, на третий день человек только мог сесть в кровати, а на следующий день – только попробовать встать. В течение пяти–семи дней человек только начинал подниматься на ноги. Сейчас такая же операция проводится с применением видеоэндоскопической техники: уже в день операции человек может уйти домой на своих ногах без всяких рисков. Вот к этим технологиям имеют теперь доступ москвичи!
Например, если взять высокотехнологичную медицинскую помощь, период ее ожидания сократился для горожан за последние семь лет в 2 раза, а количество пролеченных больных увеличилось более чем в 4 раза. При этом финансирование этих видов медицинской помощи увеличилось почти в 5 раз, а по некоторым видам, которые финансируются из бюджета Москвы, – в 12 раз. Среднестатистическому москвичу, может быть, и бывает интересно узнать о достижениях медицины в цифрах, но гораздо важнее для него понимать: если у него заболит, например, живот, то к нему быстро приедет скорая помощь, которая увезет его в то учреждение, в котором есть квалифицированные хирурги и техника, где ему сделают операцию по удалению, например, аппендикса через микроразрез, и пациент после этого быстро поправится.
В целом за последние семь лет московская медицина изменилась к лучшему радикальным образом. Это касается инфраструктуры всей системы здравоохранения, оснащения ее новой медицинской техникой, внедрения новых медицинских технологий, обучения нашего персонала этим технологиям, новым подходам и методам управления. И медико-демографические показатели, которые у нас есть сегодня, показывают стремительный прогресс.
– Есть ли сотрудники, которые могут применять имеющееся оборудование с полной отдачей?
– Сотрудники есть, число наших специалистов высокого уровня увеличивается, и если бы это было не так, то не было бы таких высоких показателей по высокотехнологичной медпомощи, о которых я уже сказал. Кто бы делал такие сложные операции, если бы не было достаточно кадров? Могу сказать, что когда я работал в 4-й Градской больнице хирургом, лапараскопию там мог делать только я один. А сейчас нет в городе такого хирургического отделения, где нет специалистов, которые бы не владели этой техникой.
В каждой московской объединенной поликлинике есть компьютерный томограф, маммограф, есть МРТ-томограф – это очень сложная техника, которая требует не только знаний и умений, но и клинического опыта. Тем не менее если мы видим, что где-то есть проблемы с квалифицированными специалистами, мы идем новым путем. Мы, например, взяли и сделали Московский научно-практический центр рентгенорадиологии – как центр компетенций, который стал ядром единой радиологической информационной системы в городе. А эта система, являясь частью ЕМИАСа, позволяет любому рентгенологу города отправить в этот центр компетенций снимок, в котором не все понятно, чтобы получить второе мнение профессионалов высокого уровня. А специалистам, которые следят за нагрузкой на технику, эта система позволяет периодически проводить аудит правильности поставленных диагнозов и следить за тем, насколько адекватно загружено оборудование.
– Помогает ли упомянутый вами проект «Московский врач» находить квалифицированных специалистов, есть ли к нему интерес в других регионах?
– Подавляющее большинство тех, кто прошел через экзамен проекта «Московский врач», – москвичи. Соответствующий статус и документы получили уже 235 врачей, недавно я подписал еще несколько десятков удостоверений, которые тоже скоро будут вручены. И это при том, что врачей в Москве около 43 тысяч, а из тех, кто приходит на экзамен, сдают его 20–25%. Это действительно сложное испытание. Но зато статус дает прибавку в зарплате в 15 тысяч рублей для тех, кто работает в медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения Москвы, и он обеспечивает перспективу кадрового роста. Если есть два кандидата на должность заведующего отделением и у одного из них статус «Московский врач», главврач должен отдать приоритет этому человеку.
Москвичи уже знают, что есть такое звание, и если они видят соответствующий знак у врача или диплом у него в кабинете, они понимают, что он сдал очень серьезный экзамен, – это вызывает уважение горожан.
Кроме того, поскольку требования к знаниям на соответствие этому статусу очень высокие, мы теперь имеем возможности выстраивать под эти требования, под этот уровень профессионализма всю систему повышения квалификации врачей. В том числе формируется единая образовательная платформа для дистанционных методов обучения и обмена опытом. Это платформа, которая интегрирована с порталом непрерывного медицинского образования Минздрава, с базами данных образовательных университетов, Центральной медицинской библиотеки, она дает возможность опубликовать свой личный опыт, найти статью на нужную тему. Это единая образовательная платформа, которая позволит в будущем с помощью дистанционных методов обучения медику подготовиться к тому, чтобы сдать экзамен на статус «Московский врач».
Если вернуться к теме высоких технологий – в Москве за несколько лет создан Симуляционный центр в Боткинской больнице. На самом деле его название уже не соответствует содержанию – это теперь серьезный образовательный ресурс, образовательный центр, который известен не только в Москве, но и в регионах. Там сосредоточено более 250 самых современных симуляторов того, что происходит в жизни медработника – начиная от разговора врача общей практики с пациентом и заканчивая имитацией событий, происходящих во время чрезвычайных ситуаций. Потенциальная мощность этого центра – 20 тысяч курсантов в год, и в 2017 году более 10 тысяч человек прошли там обучение.
– Как город стимулирует врачей к развитию и хорошей работе, кроме выплаты прибавки к зарплате тем, кто получил статус «Московский врач»?
– Есть целый набор мер, которые сейчас активно применяются. Например, есть гранты правительства Москвы и мэра, которые были выделены на стимулирование наиболее активных профессиональных специалистов. Если терапевт имеет специальность «врач общей практики» и работает по ней, ему выплачивают плюс 20 тысяч рублей к зарплате. У нас есть врачи общей практики, терапевты и медсестры, которые работают с москвичами, страдающими несколькими хроническими заболеваниями. Эти врачи получают плюс 20 тысяч рублей к зарплате, а медсестры – дополнительно 10 тысяч. Специалисты, которые работают в созданной в Москве патронажной медицинской службе, также получают прибавку: в 25 тысяч врачи и 10 тысяч рублей – медсестры.
Поликлиники получают гранты за выявление рака на ранней стадии – от 30 до 150 тысяч рублей за каждый случай. Ведь если медучреждение выявляет много онкологических заболеваний на начальной стадии, значит, его специалисты и сами хорошо обучены и знают, куда направить пациента, чтобы быстро поставить диагноз, а это серьезный уровень оказания медицинской помощи. И это только часть программ, которые материально стимулируют хорошую работу врачей.
– Как идет создание «инсультной сети», которую начали формировать в прошлом году?
– Борьба с инфарктом и инсультом – двумя основными сосудистыми катастрофами, от которых чаще всего умирают люди в мире, – для нас крайне важное дело. В Москве система оказания помощи пациентам с такими диагнозами сосредоточена в 29 сосудистых центрах, которых раньше не было, они были созданы за последние семь лет. Это подразделения в составе наших крупнейших многопрофильных больниц, в состав каждого такого центра входят инфарктное и инсультное отделения. В нем есть нужное оборудование – компьютерный томограф, МРТ-томограф и ангиограф, который позволяет не только визуализировать кровеносные сосуды в сердце и головном мозге, но и выполнять оперативные вмешательства. В центр также входят кардиореанимационные и нейрореанимационные подразделения, а в некоторых есть и нейрохирургическое отделение. В эти центры поступают больные с инфарктом, инсультом, в прединфарктном состоянии или с признаками нарушения мозгового кровообращения.
Когда мы говорим, что в Москве есть «инфарктная сеть», мы подразумеваем, что при подозрении на острокоронарный синдром у бригады скорой помощи будет возможность отвезти больного в один из 29 центров, где в это время свободен операционный стол в ангиографической, чтобы можно было сделать коронарографию и открыть артерию. В этой же системе используется еще один термин: «инсультная сеть» – она включает в себя 9 из 29 центров, в которых выполняются внутрисосудистые вмешательства на сосудах головного мозга. Клиники будут постепенно включаться в эту сеть по мере потребности и по мере того, как мы будем увеличивать количество специалистов, владеющих этими технологиями. Но надо понимать, что в систему фактически включены и специалисты, которые занимаются профилактикой сердечно-сосудистых катастроф в поликлиниках, и те, что ведут больных после операций. Когда мы говорим о создании сети – имеется в виду весь этот гигантский комплекс. Результаты его работы заметны: абсолютное количество людей, ежегодно умирающих от инфаркта, за последнее время в Москве уменьшилось более чем в 3 раза, количество умирающих от инсульта – более чем в 2 раза, а летальность от острого инфаркта миокарда в 2017 году составила 6,2% – это абсолютно мировой и европейский уровень.
– Недавно был открыт новый корпус Морозовской больницы.
– Новый корпус – это, по сути, новый формат Морозовский больницы, а правильнее – это скорее новое учреждение. Корпус уникален по количеству профилей оказания медицинской помощи, которые сосредоточены в одном здании. Детям, имеющим несколько проблем со здоровьем или одну проблему, требующую мультидисциплинарного взаимодействия медиков, этот корпус открывает большие возможности. Для начала можно сказать о комфорте пациента и врачей: теперь нет необходимости для нужных процедур перемещать ребенка из корпуса в корпус, одевать-раздевать его, сопровождать, как раньше, – сейчас все работает под одной крышей. В корпусе установлена суперсовременная техника, и это не только медицинское оборудование, но и системы вентиляции, информатизации, цифровизации. Соответствующего уровня и врачи, которые работают на этой технике.
Все эти составляющие позволяют сегодня там оказывать некоторые услуги впервые в Москве. Например, в новом кардиохирургическом центре действует экстренная кардиохирургическая помощь или помощь детям с серьезными нарушениями сердечного ритма – ее сотрудники отслеживают детишек по всей Москве и при необходимости их оперируют. На новый уровень вышла онкогематологическая служба, которая всегда была представлена в Морозовской больнице. Еще из новинок – возможность трансплантации костного мозга и многое другое. И Морозовка – не последняя такая клиника в Москве. Например, сейчас строится в Коммунарке многопрофильная больница, где тоже появится детский корпус, он тоже будет уникальным.
– Многие проекты вы выполняете совместно с Департаментом информационных технологий Москвы, как вам работается вместе? Когда завершится внедрение электронной медицинской карты?
– В последние годы сотрудничество Департамента информационных технологий и Департамента здравоохранения, на мой взгляд, – самый эффективный и успешный пример тандема в органах исполнительной власти Москвы. Мы формулируем наши потребности, ставим задачи, а Департамент информационных технологий их реализует. В результате появилась единственная в мире по своему масштабу Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС), которая насчитывает более 10 миллионов граждан в базе данных, более 600 зданий, интегрированных в нее, более 25 тысяч автоматизированных рабочих мест врачей и медсестер, уже более 400 миллионов записей. Она позволяет нам многое, начиная от возможности дистанционно записаться на прием к врачу и заканчивая доступом к серьезной аналитике, позволяющей оценить уровень доступности и качества оказания медицинской помощи. А в центре изменений оказалась единая медицинская карта, которую уже сейчас имеют более 7 миллионов москвичей. Это все те, кто хоть раз посещал за последние три года поликлинику, остальные автоматически получат такую карту, когда придут на прием к врачу. Электронная медицинская карта – это ресурс, который позволит нам накапливать всю информацию о здоровье москвича на амбулаторном уровне – в нее будут попадать и лабораторные анализы, и рентгеновские изображения, и ЭКГ, и постепенно даже видеоизображения, например эндоскопические исследования.
Мы пока только в начале пути – сейчас в карте только осмотры и протоколы, хотя и лабораторный сервис отработан, внедрен и тиражируется. Но уже сейчас бригада скорой помощи, выезжая на вызов, имеет с собой планшетный компьютер, который позволяет врачам зайти в ЕМИАС, увидеть электронную карту пациента и понять, что их может ждать. В этом и в следующем году московские больницы будут оснащены информационными системами, а пока этого не случалось, мы даем им доступ в ЕМИАС, чтобы, выписывая больного, они могли разместить в его электронной карте эпикриз, где будет изложено, чем занимались с человеком в больнице и чем должны заниматься в поликлинике. Врачи, которые выходят на дом, тоже будут иметь планшеты с возможностью заходить в электронную медицинскую карту и оставлять там записи.
Бумажные карты прекратят свое хождение – юридически такая перспектива уже определена, поскольку принят закон, предполагающий электронную подпись врача под электронным документом, так что это не очень отдаленная перспектива. Мы, например, посещали клинику «Бундан» в Южной Корее, коллеги из которой приезжали к нам на конгресс, – там все в цифре.
В будущем, думаю, нас ждет внедрение таких технологий, как компьютерное зрение: диагноз, который глаз человека на томограмме увидеть пока не способен, уже сейчас может поставить компьютер. Также перспективно использование больших данных в сопровождении пациентов и принятии клинического решения врача. Но это стратегические, более отдаленные планы.
– Что бы вы назвали сегодня приоритетной задачей для департамента?
– Приоритетных задач сейчас две, одна из которых – повышение профессионального уровня врачей и медсестер. Они наш главный актив, без которого система не будет нормально работать, и мне хотелось бы поздравить всех коллег с наступающим Днем медицинского работника. Мы будем развивать инфраструктуру, строить новые объекты здравоохранения – а их за семь лет построено 32, будем вести ремонт клиник – а за последние семь лет отремонтировано более 2 тысяч квадратных метров медучреждений. Мы будем закупать новую технику, заниматься экономикой здравоохранения.
Важно понимать, для чего это все делается, нужно помнить об еще одном нашем приоритете. Все эти действия обусловлены необходимостью создания московской медицинской экосистемы, в центре которой стоит пациент, здоровьем которого мы должны заниматься. И все наши ресурсы, все наши технологии, все управленческие решения должны быть направлены на то, чтобы горожанин получал все необходимое – начиная от профилактики и диспансеризации до самых высоких медицинских технологий. Чтобы все было ему удобно, чтобы было комфортно в нашей системе оказания медицинских услуг. Мэр города, правительство Москвы на здоровье москвичей не экономят.
комментарии(0)