Ержан Маямеров (слева) сменил Абсаттара Дербисали на посту Верховного муфтия, но не унаследовал его авторитета в умме. Фото с сайта www.azan.kz
На VII внеочередном Курултае мусульман Казахстана 19 февраля был избран новый Верховный муфтий страны – Ержан Маямеров. Шейх Абсаттар Дербисали, занимавший этот пост на протяжении тринадцати лет, официально заявил о своем намерении уйти в отставку 14 февраля на расширенном заседании Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК). В своей речи он сообщил, что оставляет должность по собственному желанию. Свое обещание он выполнил. 25 февраля было объявлено, что Дербисали назначен на должность руководителя Института востоковедения им. Р.Б.Сулейменова Министерства образования и науки Республики Казахстан.
О новом Верховном муфтии широкой общественности известно немного. Ержан Маямеров достаточно молод, он родился 16 декабря 1972 года. В 1993 году, по окончании воинской службы, будущий муфтий поступил в Исламский университет «Аль-Азхар» на факультет шариата и права, который окончил в 2006 году. В 2006–2008 годах проходил практику в отделе по принятию фетв муфтията Египта. В 2011 году Маямеров был назначен на должность имама Восточно-Казахстанской области.
Смена руководства Духовного управления мусульман стала неожиданностью для казахстанцев. Однако если проанализировать отдельные аспекты религиозной ситуации в стране, то отставка шейха Абсаттара Дербисали выглядит вполне закономерной, в особенности на фоне возникшего в Казахстане в 2011–2012 годах конфликта между возглавляемой им структурой и республиканским Агентством по делам религий (подробнее в «НГР» от 21.11.12). По всей видимости, в закулисной борьбе за влияние и власть в умме Казахстана победу одержала подконтрольная государству структура. И это несмотря на то, что отдельные казахстанские эксперты регулярно заявляли о «провальной» работе Агентства и даже предрекали его грядущее расформирование.
В частности, обозреватель портала Islam.kz Кеменгер Сулейменов еще в конце января предполагал, что в правительстве Казахстана на повестке дня стоит вопрос о снижении статуса Агентства до уровня комитета в структуре Министерства культуры и информации, а ранее уже было принято окончательное решение о расформировании территориальных департаментов по делам религий и передаче их акиматам (областным органам исполнительной власти) на уровне отделов (http://www.islam.kz /node/5578).
Однако неожиданная смена руководства ДУМК свидетельствует о том, что в Казахстане скорее проявляются обратные тенденции, и в перспективе стоит ожидать существенного укрепления позиций Агентства по делам религий под руководством амбициозного Кайрата Лама Шарифа. Возможно, это следствие того, что руководство страны выбрало образцом для подражания турецкую модель взаимодействия государства и религиозных организаций. Как известно, в Турции главным муфтием одновременно является руководитель государственного органа – Управления по делам религий. Управление по делам религий Турции на протяжении многих десятилетий является главным органом, реализующим религиозную политику государства. Однако нельзя упускать из виду, что соотношение мусульман и, скажем, христиан в Казахстане несколько иное, чем в Турции.
Получается, что руководство Казахстана высоко оценивает результаты работы Агентства по делам религий и этому органу предстоит формировать государственную политику в отношении общин. С уходом Абсаттара Дербисали, откровенно игнорирующего инициативы Кайрата Лама Шарифа на протяжении последних двух лет, устранены последние препятствия на этом пути. В связи с тем, что избранный на пост председателя ДУМК Ержан Маямеров не обладает авторитетом и влиянием среди мусульман Казахстана, каким обладал экс-муфтий, то от него вряд ли стоит ожидать активного противодействия деятельности Агентства по делам религий.
К тому же если проанализировать отдельные моменты биографии нового муфтия и председателя Агентства по делам религий, не исключено, что это избрание было согласовано или даже инициировано Кайратом Лама Шарифом. Ведь дипломатическая деятельность последнего на протяжении довольно длительного времени была связана с Египтом, в столице которого находится альма-матер муфтия Маямерова – университет «Аль-Азхар». С 1995 по 1996 год Кайрат Лама Шариф служил вторым секретарем посольства Казахстана в Египте. А с 1998 по 2002 год – первым секретарем, советником посольства. Поэтому весьма вероятно, что они с тех времен знают друг друга и в их отношениях как руководителей ведущих организаций Казахстана в религиозной сфере не будет былой конфронтации и недопонимания.
Помимо этого о благоприятных перспективах работы Агентства в предстоящий период свидетельствуют последние новости по этой теме. В ходе расширенного заседания коллегии Агентства по делам религий, состоявшегося в феврале с.г., ответственный секретарь ведомства Малик Мурзалин сообщил о повышении финансирования его деятельности в полтора раза, до 892 млн. тенге (около 200 млн. руб.). В частности, существенно увеличились суммы, выделяемые на развитие международного сотрудничества, проведение социологических, научно-исследовательских и аналитических мероприятий в сфере религиозной деятельности, будет укреплено и материально-техническое оснащение агентства. Выступая на этой же коллегии, Кайрат Лама Шариф обозначил главные задачи ведомства, среди которых – исполнение и претворение в жизнь норм Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» всеми субъектами религиозных отношений. Кроме того, в 2013 году Агентством планируется проведение 14 республиканских мероприятий в регионах страны, 3 международных мероприятия в Астане, 11 мероприятий за рубежом в рамках 10-летия Съезда лидеров мировых и традиционных религий, а также реализация других значимых проектов.
Таким образом, в 2013 году мы, вероятно, станем свидетелями триумфа подконтрольного государству Агентства по делам религий на «религиозном поле» Казахстана и постепенного снижения уровня влияния Духовного управления мусульман.