Правоохранительные органы усилили давление на исламистов.
Фото ИТАР-ТАСС
Силовики Петербурга 8 февраля провели облаву в молельной комнате рынка на Апраксином дворе. Впечатляет масштаб операции: в ней приняли участие 100 бойцов спецподразделений, 40 оперативников Центра «Э» МВД, сотрудники ФМС и Следственного комитета. Впрочем, это объяснимо – «Апрашка», как называют этот рынок в Питере, еще в 1990-х годах превратилась в государство в государстве, где работают и, как часто бывает, тут же живут и молятся тысячи иммигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья. На третьем этаже рынка действует молельная комната, настоятелем которой является имам Абдурахман Акилов, один из лидеров таджикской диаспоры города. Облава в «мечети на Апрашке» была приурочена к окончанию третьего, полуденного намаза. В итоге, по официальным данным, оглашенным Следственным комитетом, был задержан 271 человек, 90% из них оказались иностранцами, в том числе иммигрантами из Афганистана и Египта. Одновременно прошли еще две операции силовиков в других районах города, где на частных квартирах и домах было задержано несколько человек, которых обвиняют в распространении экстремистских материалов.
Официальная причина облав в молельне на Апраксином дворе, распространенная для СМИ Следственным комитетом, звучит так: «С целью обнаружения и изъятия литературы экстремистского содержания, оружия, наркотиков, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, а также лиц, совершивших данные преступления». Обращает на себя внимание интересное совпадение. 28 января прошла встреча полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе Николая Винниченко с духовными лидерами региона. Выступая на этом мероприятии, настоятель Соборной мечети Петербурга, и.о. председателя Духовного управления мусульман города Равиль Пончаев обратил внимание федеральных властей на деятельность в Северной столице мусульманских организаций радикального толка, упомянув, что, «когда идут проверки спецслужб, в таких организациях находят наркотики, запрещенную литературу, боеприпасы». Уже после событий на Апраксином дворе Пончаев напомнил СМИ, что «правоохранительные органы почти каждый год находят в этой мечети и вокруг нее разные запрещенные вещи… наркотики, патроны, экстремистскую литературу».
Совпадение слов Пончаева и формулировок следователей позволяет предположить, что власть отреагировала на слова официального лидера мусульман Питера, проведя спецоперацию, сравнимую по масштабам с действиями силовиков против бандформирований на Северном Кавказе. Судя по информации, озвученной СМИ руководителем пресс-службы УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дмитрием Кочетковым, и характер исламистской угрозы в регионе сопоставим с кавказской ситуацией: «В ходе операции были задержаны... приверженцы радикальных течений ислама, представляющие угрозу государству, которые отрицают светскую власть и стремятся к халифату». Можно вспомнить, что и Пончаев говорил 28 января Винниченко: действующие в Петербурге исламистские организации стремятся к «появлению халифата», добиваются того, что «в школах будут носить хиджабы».
«Что касается пятничной операции силовиков, я могу только сказать, что люди делают свою работу», – заявил Пончаев. Лидеры мусульманских управлений ранее уже призывали государство к силовому подавлению исламистов. «Силами духовных управлений мусульман ваххабизм не может быть побежден, только государство в состоянии это сделать, – заявил 1 февраля в Казани глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия Фарид Салман. – Никакой схемы, кроме предложенной Рамзаном Кадыровым, для борьбы с ваххабизмом нет». Глава Чечни, как известно, силами своих «гвардейцев» выявил и разгромил исламистское подполье в республике. В последние годы, судя по появлению в республиках Поволжья групп террористов, здесь также оформилось радикальное движение, связанное с аналогичным северокавказским.
Демонстрацией единства мусульман в борьбе с якобы происходящими гонениями на них был посвящен митинг, прошедший 8 февраля в Махачкале. Мероприятие, организованное «Ассоциацией богословов Ахлю-Сунна в Дагестане» и общественной организацией «Союз справедливых», собрало в парке Победы около 600–700 человек, преимущественно молодежь. Участники митинга держали в руках черные и белые флаги с исповеданием веры на арабском языке. Похожая символика использовалась на митингах, организованных летом 2012 года в Казани прихожанами мечети «Аль-Ихлас» и на «мусульманском автопробеге» по столице Татарстана 26 октября 2012 года. В конце января в СМИ появилась информация о том, что представленные на экспертизу флаги с автопробега были признаны казанскими специалистами «полностью идентичными символике, используемой членами международной религиозной организации «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» во многих странах мира» (http://www.regnum.ru/news/polit/1616981.html). Эта организация, стремящаяся к созданию мирового халифата, запрещена в России, но продолжает нелегально действовать. Так, в ноябре 2012 года в Московском регионе было арестовано сразу несколько десятков миссионеров движения, они вели пропаганду в мечетях (подробнее в «НГР» от 21.11.12).
В Махачкале повеяло арабской весной. Фото РИА Новости |
Но вернемся к митингу в Махачкале. Здесь от обсуждения местных проблем быстро перешли к ситуации в других регионах. «Мы видим, что такие же проблемы братья испытывают в Казани, в Татарстане, в северных регионах, например, в Ульяновске», – заявил в своем выступлении, запись которого была затем выложена на YouTube, представитель «Союза справедливых» Магомед Карташов. «Не дают разрешения для постройки мечетей, в частности в Москве. Также закрывают мечети, как это было в Казани с мечетью Аль-Ихлас, – пояснил он интернет-изданию «Кавказский узел». (В конце января эта мечеть была закрыта ввиду отсутствия перерегистрации.) «Умма находится в угнетении!» – восклицал другой оратор, один из лидеров дагестанской «Ахлю-Сунна» Гаджимагомед Махмудов.
Карташов в своем выступлении перешел от критики власти, которая, как заявил он на митинге, «в исламе сегодня видит наибольшее зло», к критике официального духовенства. «Хотелось бы сделать обращение к тем имамам, которые молчат, – сказал он. – Они подобны молчаливым шайтанам. Но некоторые пошли еще дальше, они стали наговаривать на хиджаб, что носить его не является обязанностью мусульманок». Митингующие выразили поддержку и воюющим в Сирии против Башара Асада исламистам. «Мы, мусульмане Дагестана, выражаем протест против политики России, которая ведется в отношении Сирии, и выражаем свою поддержку и солидарность сирийскому народу и сирийским повстанцам», – сказал Карташов в интервью «Кавказскому узлу». В выступлении на митинге он уточнил, о какого рода сирийских оппозиционерах идет речь: «Что они говорят, выходя на улицы? Мы не хотим секуляризма, мы не хотим демократии, мы хотим закона Аллаха!»
Обострение отношений в российской умме выталкивает представителей различных ее направлений за рамки мировоззренческой дискуссии. Официальное духовенство обращается к государству за помощью. Федеральные власти делают шаги навстречу – это и спецоперации против «неформальных мечетей», и заявления вроде тех, которые 31 января сделал Владимир Путин на встрече со своими полпредами в федеральных округах. Президент тогда сказал, что «против приверженцев традиционного ислама развернута террористическая война», и пообещал им «эффективную поддержку и помощь». Одним из инструментов закрытия одиозных общин может стать внесенный в конце декабря 2012 года и готовящийся к рассмотрению в Госдуме законопроект, запрещающий состоять в религиозных организациях иностранцам и гражданам России, «в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму» (достаточно широкая формулировка, ведь таковыми «сведениями» могут быть и оперативные данные спецслужб).
В свою очередь, салафитское крыло мусульман опробовало в разных регионах новый для них формат легальных митингов, мобилизуя на них своих сторонников и пытаясь озвучить поднятую ими тему «гонений на ислам» в России на федеральном масштабе.