Участники круглого стола представили разные точки зрения на перспективы теологического образования в России.
Фото автора
Четвероклассники по всей стране освоили уже почти половину курса «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), рассчитанного на один учебный год. Между тем Министерство образования и науки России готовит новый проект в области духовно-нравственного воспитания.
Оказывается, еще в октябре 2011 года правительство РФ дало поручение Минобрнауки разработать концепцию преподавания ОРКСЭ на всех ступенях начального и среднего образования. В настоящее время такая концепция уже разработана и в ближайшее время будет направлена в религиозные организации для согласования.
Пока что основы религиозных культур и в школах, и в семьях воспринимают как предмет по форме обязательный, а по сути факультативный. Ведь за него не ставят отметок, да и преподавание ведут отучившиеся на краткосрочных курсах учителя по другим, «важным» предметам – литературе, истории и так далее. Между тем государственные стратеги в области образования отводят ОРКСЭ гораздо более фундаментальную роль. По мысли министерских теоретиков, этот курс должен стать не просто сквозным на всем протяжении школьного обучения, но и неким стержнем духовно-нравственного воспитания, предусмотренного новыми образовательными стандартами. Расширенный курс ОРКСЭ определит содержание всего гуманитарного образования и будет интегрирован с другими гуманитарными предметами.
Пока что запланировано двухступенчатое преподавание. Сначала ставится задача закрепить мировоззрение четвероклассника на основе той религии, к которой он или его родители склонны, а затем, через пять-шесть лет, ему будут преподавать общий курс мировых религий. Напомним, что ныне действующий курс ОРКСЭ для четвертых (или, вариативно, для пятых) классов состоит из шести модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, мировые религиозные культуры и, наконец, светская этика. Раз так, возникает вопрос о преподавательских кадрах. Понятно, что столь масштабные планы будет уже не по силам реализовать учителям, дающим уроки религиозных культур по совместительству. Особенно сложная ситуация может возникнуть в Москве с ее большим количеством учебных заведений и многонациональным составом населения.
Именно эту проблему обсуждали участники круглого стола на тему «Особенности преподавания основ религиозных культур в средних учебных заведениях». Мероприятие состоялось 21 ноября в Московском государственном лингвистическом университете в рамках реализации государственной программы развития образования города Москвы на 2012–2016 годы «Столичное образование». Поэтому круглый стол собрал в дискуссии представителей столичного департамента образования, руководства московских вузов и средних учебных заведений, преподавателей, духовных лиц и экспертов в различных областях. Действительно получился достаточно дискуссионный разговор, потому что участники мероприятия разошлись во мнениях по различным вопросам.
Звучали самые разные мнения как по поводу принципов организации курса ОРКСЭ, так и по вопросу подготовки квалифицированных кадров по его преподаванию. Как известно, еще на стадии начала эксперимента в 2009 году многие были против появления в государственных школах предмета религиозного характера. Однако возобладала точка зрения, которую на нынешнем круглом столе высказала ректор МГЛУ Ирина Халеева. По мнению ректора, государство должно взять на себя задачу духовно-нравственного воспитания, так как только на основе официальных учебных заведений можно сформировать представления учеников о религиозных традициях, которые способствовали бы сохранению гражданского согласия в обществе. «Толерантность базируется на знании всех традиционных религий. И это связано со светскостью государства. Считается, что чем более светский характер имеет государство, тем более оно толерантно. Светское государство должно преподавать весь спектр мировоззрений», – сказала Халеева. Только государственная система образования способна познакомить с духовными традициями с культурологической точки зрения, не индокринируя учеников. Именно такой подход соответствует концепции духовно-нравственного воспитания, задуманной государством. «Проповедью в церкви или мечети массово привить религиозную культуру нельзя», – заметила ректор МГЛУ. Она также высказала мнение, что задачу подготовки учителей резонно возложить на лингвистические вузы, ведь в основе любого вероучения лежат священные тексты, для понимания которых необходимо знание языков.
Если духовным воспитанием российской молодежи не займется наше государство, то этот пробел восполнят зарубежные фонды. Фото с сайта www.university-madinah.ru |
Действительно, в последнее время появились довольно тревожные сигналы, что, если некоторые религиозные организации возьмут в свои руки духовное образование, то его результаты уничтожат надежды на взаимопонимание и взаимоуважение представителей разных вероучений в нашей стране. 13 ноября на сайте Совета муфтиев России появилось сообщение, что это объединение намерено сотрудничать с организацией «Международные образовательные программы», главный офис которой находится в Саудовской Аравии. «Данная организация занимается подготовкой обучающих программ по шариатским наукам, а также по обучению арабскому языку студентов, для которых он является иностранным», – говорится в сообщении. Сайт Совета муфтиев уверяет в «необходимости развития программ исламских образовательных учреждений в России, применение новых достижений и разработок в данной области». Сложно себе представить, что аравийские эмиссары научат нашу мусульманскую молодежь мирному сосуществованию с представителями других вероучений.
С другой стороны, в России действительно не хватает специалистов по арабскому языку, которые могли бы переводить основополагающие труды духовного содержания. Задачу воспитать кадры специалистов по исламу правительство России тоже возложило на государственные вузы, в том числе на МГЛУ. В ходе круглого стола рассказали, как на кафедре культурологии идет подготовка специалистов, углубленно изучающих историю и культуру ислама на базе знания арабского языка.
В этом вузе начиная с 2007 года существует кафедра теологии. Ректор Ирина Халеева, пользуясь присутствием на круглом столе заместителя руководителя департамента образования Москвы Татьяны Васильевой, спросила, почему выпускников-теологов не допускают к преподаванию ОРКСЭ. Чиновница признала, что подготовка педагогов представляет собой главную проблему продвижения нового предмета. Учителям, прошедшим министерские краткосрочные курсы повышения квалификации, не хватает глубины знаний. Ведь речь идет о шести модулях. Васильева пообещала учесть интересы вузов, которые готовят специалистов по теологии.
О трудностях с подготовкой преподавателей и самих учителей говорил также академик Российской академии образования и автор программы по ОРКСЭ Александр Данилюк. По его сведениям, учителя испытывали перегрузку, готовились к урокам по 3-4 часа. Для них это было совершенно новое содержание. Он рассказал про систему подготовки преподавателей в регионах, когда федеральный центр готовил так называемых тьюторов, а на местах тьюторы передавали знания учителям, «сами порой не очень хорошо понимая, что преподают». По мнению академика РАО, сейчас ситуация выровнялась, учителя на местах самоорганизовались. Однако он же привел пример, как отсутствие разработанной методики приводит к курьезам. В одной из рабочих тетрадей он обнаружил задание, где четвероклассникам предлагалось самостоятельно объяснить смысл Десяти заповедей, многие из которых они в силу возраста, естественно, не в силах себе даже представить.
В итоге участники круглого стола сошлись на том, что задачу подготовки педагогов по ОРКСЭ необходимо будет решать в ближайшем будущем. Тем более что в отношении этого предмета существуют серьезные планы развития. Прозвучала даже информация, что уже сейчас разрабатывается стандарт бакалавриата специально для подготовки учителей ОРКСЭ. Однако эти замыслы относятся уже к более отдаленному будущему, если государство действительно решит стать организатором системы всеобщего духовно-нравственного воспитания российской молодежи и юношества.