Архиепископ Тихон (на фото в белом облачении) сравнительно «молод» и Синоду ПЦА будет «поваден».
Фото с официального сайта Православной Церкви в Америке
Сразу две автокефальные Православные Церкви обрели новое руководство. 10 ноября в Болгарии на заседании Священного Синода был избран наместник-председатель, призванный править Болгарской Православной Церковью (БПЦ) до избрания на Народно-церковном Соборе нового Патриарха. Напомним, правивший начиная с 1971 года Патриарх Максим (Минков) скончался 6 ноября с.г. В свою очередь, Собор Православной Церкви в Америке (ПЦА) 13 ноября избрал своего первоиерарха. Предыдущий Митрополит Иона (Паффхаузен) подал в отставку со своего поста 6 июня с.г., будучи фактически отстраненным Священным Синодом от управления ПЦА начиная с февраля 2011 года.
Выборы Митрополита ПЦА были лишены особой интриги. Новым главой американской Церкви был избран архиепископ Филадельфийский и Восточно-Пенсильванский Тихон (Моллард). Ранее, когда в начале 2011 года митрополит Иона был отправлен в «отпуск», управляемая им епархия Среднего Запада была передана во временное ведение архиепископа Тихона. Архиепископ неоднократно входил в состав узкой группы иерархов ПЦА, общавшихся с представителями РПЦ и РПЦЗ, так что изначально ожидалось его вхождение в число фаворитов на выборах. Из 590 имевших право голоса на Соборе делегатов 317 отдали ему свои голоса, 355 – епископу Нью-Йоркскому и Нью-Джерсийскому Михаилу (Дахуличу), который начиная с июня был местоблюстителем ПЦА. То есть Тихон не набрал большинства голосов. Однако Синод, которому предстояло в итоге избрать нового Предстоятеля ПЦА, кулуарно посовещавшись около 15 минут, остановился на кандидатуре Тихона, кстати, самого молодого представителя епископата ПЦА – ему всего 46 лет.
Карьеру в ПЦА Моллард, перешедший в юности из Епископальной Церкви в православие (среди верующих ПЦА это достаточно типичный случай), сделал весьма быструю. Окончив в 1993 году Свято-Тихоновскую семинарию в Саут-Кейнане, штат Пенсильвания, в 1995 году он принимает постриг в находящемся там же, в том же году становится диаконом, в 1998 году – игуменом, а в 2000 году – архимандритом. В 2002 году он уже занимает пост настоятеля монастыря, годом спустя – викария митрополии, а в феврале 2004 года, в 37 лет, хиротонисан во епископа. Для сравнения – епископ Нью-Йоркский Михаил прошел путь от главы развиваемого им прихода в глубинке до преподавателя, а затем декана Свято-Тихоновской семинарии, и лишь в 59 лет стал епископом, зато – едва ли не самой крупной в ПЦА, окормляющей большую общину православных эмигрантов из Восточной Европы и Ближнего Востока Нью-Йоркской и Нью-Джерсийской епархии. Видимо, среди прочего этим объясняется максимальное число голосов, полученное им на Соборе, но члены Священного Синода предпочли ему менее опытного кандидата. Приходит на ум историческое сравнение: так в 1613 году в Москве бояре и князья, посоветовавшись, выбрали в цари Михаила Романова, «поелику он еще молод... и нам будет поваден».
Во многом схожая в своей двусмысленности ситуация сложилась в Болгарской Церкви. Только здесь противоречия между епископами стали достоянием общественности. 10 ноября Священный Синод избрал тайным голосованием своего наместника-председателя, которым стал – по сообщенным затем СМИ данным, голосами 7 из 12 голосовавших епископов – митрополит Варненский и Велико-Преславский Кирилл (Ковачев). Митрополит – один из могущественнейших иерархов БПЦ.
Однако ряд епископов выступил против его избрания, аргументируя это, во-первых, тайным характером выборов вместо необходимого по правилам явного, во-вторых, отсутствием на заседании Священного Синода двух его членов, служащих в зарубежных епархиях БПЦ, – митрополитов Западно-Европейского Симеона (Костадинова) и Американо-Австралийского Иосифа (Босакова). «Согласно статье 63 пункта 2 Устава нашей Церкви... голосование проходит открыто, с указанием имен всех членов Священного Синода, имеющих возможность выразить свои взгляды, при отсутствии по причине болезни или иной уважительной причине – по телефону или в письменном виде», – напомнил в открытом письме, опубликованном 12 ноября на официальном сайте БПЦ, митрополит Пловдивский Николай (Севастиянов). 10 ноября в знак протеста против того, что «отсутствующие братья лишены права голоса», он даже демонстративно покинул заседание Синода. Впрочем, деталей происходившего 10 ноября, которые митрополит Николай назвал в своем письме «пререканиями», он не огласил, заявив, что в течение 40 дней на заседаниях он будет молчать, соблюдая траур по умершему Патриарху. Другой иерарх БПЦ, епископ Велико-Тырновский Григорий (Стефанов), также не уточняя причин и лишь сославшись на шум в СМИ, заявил 13 ноября через сайт БПЦ, что «отзывает свои подписи первой и второй частей протокола № 26 от 10.11.2012 на заседании Священного Синода», то есть свой голос на выборах председателя-наместника.
Демарш двух епископов, за которым могли последовать и другие, вынудил Синод провести 14 ноября заседание, после которого было сделано заявление для СМИ о том, что выборы 10 ноября были «легитимными, поскольку проводились в законном порядке в присутствии необходимого числа митрополитов». А избранный временным местоблюстителем БПЦ митрополит Кирилл призвал «духовенство и мирян быть едиными», не производя публичного раскола в руководстве Церкви.