Выпускникам теологических кафедр и факультетов обещают приличное трудоустройство.
Фото ИТАР-ТАСС
В последнее время сложилась весьма сложная и даже запутанная система подготовки специалистов в области знаний о религиозных учениях. Существуют традиционные для России духовные учебные заведения как среднего, так и высшего звена. Для православия это духовные академии и семинарии, для ислама – медресе, для иудаизма – ешивы. Буддистам в этом смысле повезло меньше. Они вынуждены получать образование в Монголии – в Буддийском университете в Улан-Баторе.
Кроме того, существуют негосударственные учебные заведения, учрежденные религиозными организациями. Такие как Свято-Тихоновский православный университет, Российский православный университет, несколько десятков исламских университетов в городах от Грозного до Москвы.
На другом полюсе находятся государственные вузы, которые обучают специалистов по религиоведению. Они подчеркивают свой независимый от религиозных общин характер и обеспечивают подготовку на сугубо научных основах специалистов в области самых разных вероучений. Существуют также негосударственные учебные заведения, которые объявляют подготовку специалистов в надконфессиональном религиоведении, однако латентно связаны с религиозными организациями, в основном зарубежного происхождения. Эти вузы специализируются на правах человека в области свободы совести.
Однако уже на протяжении нескольких лет в России существует необычная образовательная система, представляющая собой своеобразный сплав западной педагогической формы и отечественного стиля образовательной политики. Речь идет о так называемом теологическом направлении в работе государственных высших учебных заведений. Во многих университетах появились кафедры теологии, а совсем недавно был образован целый теологический факультет в Московском технологическом университете «МИФИ».
Теперь же в Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ) объявили о создании совершенно нового проекта: скоро будет открыт «сетевой теологический университет». Презентация состоялась в ходе VIII международного форума «Диалог языков и культур СНГ и ШОС в XXI веке», который проходил в конце октября в Минске. Теологическое образование как составная часть межкультурного диалога стало одной из тем конференции. В форуме участвовали представители лингвистических университетов стран СНГ, в некоторых из них существуют теологические кафедры. Координировать сетевое обучение духовности на постсоветском пространстве правительство России поручило Московскому инязу.
Как сообщают организаторы проекта, понятие «сетевого университета» подразумевает возможность обмена студентами между восемью государственными и религиозными вузами. В течение одного семестра студенты могут получить знания по теологии в любом из университетов – членов сообщества, где есть такое учебное направление.
Вот что касается формы, которую придумали в МГЛУ. Однако остается открытым вопрос о содержании и целях теологического образования, как их понимают в отечественных вузах. Напомним, что университетское теологическое образование – традиция стран, где распространено западное христианство. В западных университетах традиционно существуют теологические факультеты, но вузы там исторически создавались на конфессиональной основе.
В России же университетское образование изначально задумано как светская система, существующая параллельно духовным школам. Видимо, поэтому университетская теология «по-российски» имеет свою специфику. Вот как объяснила свое понимание этой пограничной специальности ректор МГЛУ Ирина Халеева: «Мы объявили в нашем университете подготовку специалистов по теологии – светских студентов. Кафедра теологии выпускает гражданских специалистов, которые владеют глубокими знаниями о религии». Если Московский иняз специализируется на православной теологии, то в его пятигорском «побратиме» готовят специалистов в области знаний об исламе.
Судя по словам ректора МГЛУ, теология в головной организации будущего сетевого университета понимается как дисциплина, представляющая собой нечто среднее между религиоведением и академическим богословием. От подчеркнуто нейтрального религиоведения эту специальность отличает привязка к конфессиональному мировоззрению, а от духовного образования – профориентирование выпускников. Если в духовных семинариях и академии готовят священнослужителей, то теологические отделения государственных вузов стараются трудоустроить своих выпускников в православные гимназии и вузы, а также в церковные структуры в качестве мирских специалистов.
Однако пока нет данных о том, что Минобрнауки готово интегрировать эту систему в свою сеть подготовки преподавателей «Основ религиозных культур и светской этики». Очевидно, это два проекта, которые пока не могут пересечься не только по идеологическим причинам, но и в связи с разнонаправленностью административных интересов.
По словам организаторов сетевого университета, новой образовательной системе отводится роль площадки для диалога и координации между государственными и религиозными учебными заведениями. Это касается не только православного направления, но и исламского. Последнее, возможно, особенно важно для государственных структур, взявших курс на контроль над мусульманскими кадрами в стране.
Однако у «теологического проекта» есть свои критики. Они считают его «подделкой» научного религиоведения, которое должно быть равноудалено от всех вероучений и при этом в равной степени изучать разные религии с объективных позиций. Кроме того, они не считают теологию – даже в таком, модернизированном виде – полноценной наукой, так как в ней отсутствуют явный предмет познания и объективная методология. Одновременно критики видят в возникновении теологических кафедр и факультетов закамуфлированное проникновение РПЦ и лояльных власти мусульманских организаций в систему государственного образования, стремление не только латентно нарушить принцип отделения религий от образования, но и воспользоваться преимуществами государственного финансирования и академического статуса.
Минск–Москва