В Кара-Тюбе семейное воспитание привело к конфликту с системой образования.
Фото РИА Новости
В Москве и ряде российских регионов после пятничных проповедей в мечетях 2 ноября имамы объявили о сборе подписей против запрета ношения хиджабов в государственных школах.
Все началось с того что 15 октября в «Вестях» появился репортаж о том, что в селе Кара-Тюбе в Ставропольском крае несколько школьниц ходят на занятия в хиджабе. Школьницы посещали классы в мусульманском головном платке с 1 сентября, но конфликт возник почему-то именно сейчас, когда директор Марина Савченко запретила этим девочкам переступать порог школы с покрытой головой. 16 октября ситуация освещалась в вечерних новостях Первого канала. Полномочный представитель президента в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) Александр Хлопонин дал в телеэфире свою оценку ситуации. Он выступил в поддержку директора школы и заявил, что Россия – «светское государство, где признаются права человека на духовное религиозное образование». «Пожалуйста, у нас существуют религиозные школы, причем на Северном Кавказе их достаточно на сегодняшний день, где дети могут ходить и носить соответствующую форму», – добавил Хлопонин.
Примерно в то же время похожее заявление звучит из уст главы комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослава Нилова. «Учащиеся любых общеобразовательных учреждений, за исключением специализированных конфессиональных школ (христианских, мусульманских, еврейских, буддийских и т.д.), в которых могут быть свои внутренние установления, на территории России должны соблюдать форму одежды, предусмотренную уставом данного светского учебного заведения (школы)», – говорится в сообщении, распространенном пресс-службой депутата. В конце сентября тот же думский комитет одобрил внесенные ЛДПР (Нилов состоит в этой партии) и «Единой Россией» поправки в Уголовный кодекс, ужесточающие ответственность за оскорбление чувств верующих.
Многие правозащитники считают, что запрет на ношение хиджаба в школе ущемляет права мусульманок, которые должны выбирать между своими религиозными убеждениями и правом на общедоступное образование. Однако Нилов предпочел сосредоточиться на обсуждении опасности, которую несет национальная и религиозная сегрегация в одежде: «Подобное разделение может привести к психологическому давлению на учащихся, стать причиной комплексов у детей, способствовать конфликтам между ними».
Эту позицию поддержала прокуратура Нефтекумского района Ставропольского края, в которую обратились с жалобой родители школьниц. «В ходе проверки установлено, что учащиеся школы № 12 посещают образовательное учреждение в религиозно-национальной одежде, чем подчеркивают свое предпочтительное отношение к религиозному объединению, что... оказывает негативное влияние на образовательный процесс в школе», – говорится в сообщении, размещенном 22 октября на сайте neft.proksk.ru. Пяти сотрудникам школы, не препятствовавшим посещению школы ученицами в хиджабах, вынесено предупреждение.
Как сообщила «НГР» старший научный сотрудник отдела сравнительной регионалистики Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева, популярность хиджаба на Северном Кавказе в последние годы значительно выросла ввиду стремительных процессов исламизации местного населения. «Это по всему Кавказу идет, – говорит эксперт. – Например, в Адыгее число девушек, покрывающих голову, растет в геометрической прогрессии. Если раньше вы могли пройти по улицам Майкопа и не встретить ни одной женщины с покрытой головой, то сейчас их очень много. Эти молодые мусульманки 17–25 лет становятся уже частью городского ландшафта, это очень заметно».
Селение Кара-Тюбе, населенное ногайцами, одним из кавказских этносов, посещавшие его журналисты описывают так: «Девочки в платках на улицах – обычное дело». Но в школы до начала текущего учебного года школьницы с покрытой головой не приходили. В этом учебном году конфликты начали вспыхивать в Нефтекумском и соседних районах на востоке Ставрополья один за другим. Как сообщила «НГР» сотрудница пресс-службы Ставропольского муфтията Нурия Садыкова, начиная с сентября к краевому муфтию Мухаммаду Рахимову обратились шесть делегаций от верующих, чьих детей не пускали в хиджабах в школы. Три делегации были из Кара-Тюбе, остальные – из соседних с Нефтекумским Арзгирского и Степновского районов края.
В Дагестане, откуда идет активная волна миграции в восточные районы Ставрополья, прежде всего в Нефтекумский, ситуация с ношением хиджабов в школах достаточно сложная. Как сообщила «НГ» Наима Нефляшева, «есть села, например, Гимры, где ношение хиджаба не прерывалось даже в советский период, и там дети тоже носят в школах хиджаб». В то же время в городах, как правило, девушки покрывают голову платком реже. За последние годы в регионе не раз фиксировались попытки запретов ношения хиджабов в школах и убийства особенно активно настаивавших на этом директоров школ. 23 сентября 2010 года в поселке Шамхал Кировского района Махачкалы была расстреляна из автомата директор средней школы Патимат Магомедова. В ночь на 9 июля 2011 года в селе Советском Магарамкентского района Дагестана был застрелен из пистолета директор средней школы Садикуллах Ахмедов. После второго убийства президент Дагестана Магомедсалам Магомедов заявил, что никаких запретов на ношение платка в школах и вузах республики вводиться не будет. Издание «Кавказский узел», опросившее в апреле в Дагестане представителей правозащитных организаций и независимых СМИ, пишет, что запрет на ношение хиджаба в школах и вузах действительно был снят.
В исламских республиках такая картинка из школьной жизни уже стала привычной. Фото ИТАР-ТАСС |
Интересный момент для характеристики школы в Кара-Тюбе. 26 октября в одной из федеральных газет появилась информация о том, что директор школы Марина Савченко устроила для всех учащихся (из 387 учеников, по ее словам, 320 мусульмане) выходной в пятницу, на праздник Курбан-байрам. Обратим внимание, что это она же стала сейчас инициатором конфликта, запретив хиджабы в школах. Но, как сообщили «НГР» в пресс-службе Ставропольского муфтията со ссылкой на родителей одной из носящих хиджаб учениц этой школы, директор в этом году «ничего нового не придумала, у нас всегда были выходные на Курбан-байрам, девочки компенсировали это учебой в субботу». Между тем 25 октября полпред президента Александр Хлопонин заявил на заседании по молодежной политике в СКФО: «Если мы закроем на это (ношение хиджабов в школах. – «НГР») глаза, то по пятницам запретим учиться, сделаем пятидневный намаз. Очевидно, что нужно четко разделять светское и религиозное образовательное учреждение». То есть чиновник требует от учителей более последовательного соблюдения принципа светскости, чем это даже могла себе позволить директор Савченко.
Президент Владимир Путин на встрече с активом Общероссийского фронта 18 октября обозначил свою позицию по поводу конфликта на Ставрополье так. С одной стороны, «нужно всегда с большим уважением относиться к религиозным чувствам людей», но «у нас светское государство, и именно из этого мы должны исходить». «У нас многоконфессиональное государство, но есть определенное общее правило светского государства – у нас Церковь отделена от государства, – подчеркнул президент. – Вот это очень важная составляющая нашей жизни на сегодня и на завтра». Он предложил «посмотреть, как такие вопросы решаются в европейских государствах». Судя по тому, что вслед за этим губернатор Ставропольского края распорядился ввести в регионе единую школьную форму, а прокуратура вынесла предупреждение тем, кто готов допустить мусульманок в хиджабах в школы, речь скорее всего шла о примере Франции. В 2004 году в этой стране был принят закон, запрещающий ношение в образовательных учреждениях любой религиозной одежды и символики, не только хиджабов, но и нагрудных христианских крестов или иудейских кип.
Косвенной реакцией на разъяснения руководства нашего государства можно считать запись, которую сделал в своем блоге 21 октября протодиакон Андрей Кураев: «Если православные поддержат либералов, требующих запрета на мусульманскую символику у школьников, то вскоре под удар попадут и наши нательные крестики или дневники с изображениями храмов».
Советник Конституционного суда РФ Вадим Балытников в комментарии «НГР» отметил: неоднозначное отношение к ношению хиджабов в школе можно объяснить тем, что «дело не только в том, что выражающая религиозные ценности одежда может в некоторых случаях затруднить или даже сделать невозможной идентификацию носящих ее лиц... Не менее значимой в наше время становится угроза превращения требований обязательного ношения такой одежды в своего рода маркер экстремистских религиозных (или квазирелигиозных) идей и движений». По его мнению, «для традиционных религий нашей страны подобные крайности не свойственны».
Возможно, светский разворот государства коснется не только школьной формы, но и в целом роли религии в обществе, особенно на Северном Кавказе. Говоря 18 сентября о госуправлении в Дагестане, Путин сделал упор и на такой момент: «Что очень важно, мы не можем для одного региона страны ввести одни правила, а для других регионов – другие правила, иначе это разрывает общее политическое поле страны, у нас страна перестает быть единым государством». Об этом же 25 октября заявил СМИ полпред президента в СКФО Хлопонин: «Я повторяю и буду повторять: Россия – это светское государство, независимо, Ставропольский это край, Татарстан, Дагестан или Чечня». По сути, это ответ на не раз звучавшие в последние годы предложения о том, чтобы признать тот же Дагестан «исламской республикой» (см. «НГР» от 18.05.11). К этому де-факто призывали и представители РПЦ, например протоиерей Всеволод Чаплин (см. «НГР» от 17.11.10). В РПЦ, очевидно, рассчитывают на симметричное повышение роли православия в общественной роли неисламских регионов России. Так, 30 октября председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, упомянув «Богом данный вечный закон», заявил, что, по его мнению, верующий «православный человек убежден, что именно этот высший закон должен быть отражен в законодательстве, которое регулирует жизнь общества». Однако власть, чтобы не создавать опасных прецедентов в исламских регионах, скорее всего будет вынуждена осаживать также притязания крупнейшей религиозной организации страны.