0
1917
Газета Общество Интернет-версия

07.11.2012 00:00:00

Кавказ закрывается от России хиджабом

Тэги: кавказ, ислам


кавказ, ислам В Кара-Тюбе семейное воспитание привело к конфликту с системой образования.
Фото РИА Новости

В Москве и ряде российских регионов после пятничных проповедей в мечетях 2 ноября имамы объявили о сборе подписей против запрета ношения хиджабов в государственных школах.

Все началось с того что 15 октября в «Вестях» появился репортаж о том, что в селе Кара-Тюбе в Ставропольском крае несколько школьниц ходят на занятия в хиджабе. Школьницы посещали классы в мусульманском головном платке с 1 сентября, но конфликт возник почему-то именно сейчас, когда директор Марина Савченко запретила этим девочкам переступать порог школы с покрытой головой. 16 октября ситуация освещалась в вечерних новостях Первого канала. Полномочный представитель президента в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) Александр Хлопонин дал в телеэфире свою оценку ситуации. Он выступил в поддержку директора школы и заявил, что Россия – «светское государство, где признаются права человека на духовное религиозное образование». «Пожалуйста, у нас существуют религиозные школы, причем на Северном Кавказе их достаточно на сегодняшний день, где дети могут ходить и носить соответствующую форму», – добавил Хлопонин.

Примерно в то же время похожее заявление звучит из уст главы комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослава Нилова. «Учащиеся любых общеобразовательных учреждений, за исключением специализированных конфессиональных школ (христианских, мусульманских, еврейских, буддийских и т.д.), в которых могут быть свои внутренние установления, на территории России должны соблюдать форму одежды, предусмотренную уставом данного светского учебного заведения (школы)», – говорится в сообщении, распространенном пресс-службой депутата. В конце сентября тот же думский комитет одобрил внесенные ЛДПР (Нилов состоит в этой партии) и «Единой Россией» поправки в Уголовный кодекс, ужесточающие ответственность за оскорбление чувств верующих.

Многие правозащитники считают, что запрет на ношение хиджаба в школе ущемляет права мусульманок, которые должны выбирать между своими религиозными убеждениями и правом на общедоступное образование. Однако Нилов предпочел сосредоточиться на обсуждении опасности, которую несет национальная и религиозная сегрегация в одежде: «Подобное разделение может привести к психологическому давлению на учащихся, стать причиной комплексов у детей, способствовать конфликтам между ними».

Эту позицию поддержала прокуратура Нефтекумского района Ставропольского края, в которую обратились с жалобой родители школьниц. «В ходе проверки установлено, что учащиеся школы № 12 посещают образовательное учреждение в религиозно-национальной одежде, чем подчеркивают свое предпочтительное отношение к религиозному объединению, что... оказывает негативное влияние на образовательный процесс в школе», – говорится в сообщении, размещенном 22 октября на сайте neft.proksk.ru. Пяти сотрудникам школы, не препятствовавшим посещению школы ученицами в хиджабах, вынесено предупреждение.

Как сообщила «НГР» старший научный сотрудник отдела сравнительной регионалистики Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева, популярность хиджаба на Северном Кавказе в последние годы значительно выросла ввиду стремительных процессов исламизации местного населения. «Это по всему Кавказу идет, – говорит эксперт. – Например, в Адыгее число девушек, покрывающих голову, растет в геометрической прогрессии. Если раньше вы могли пройти по улицам Майкопа и не встретить ни одной женщины с покрытой головой, то сейчас их очень много. Эти молодые мусульманки 17–25 лет становятся уже частью городского ландшафта, это очень заметно».

Селение Кара-Тюбе, населенное ногайцами, одним из кавказских этносов, посещавшие его журналисты описывают так: «Девочки в платках на улицах – обычное дело». Но в школы до начала текущего учебного года школьницы с покрытой головой не приходили. В этом учебном году конфликты начали вспыхивать в Нефтекумском и соседних районах на востоке Ставрополья один за другим. Как сообщила «НГР» сотрудница пресс-службы Ставропольского муфтията Нурия Садыкова, начиная с сентября к краевому муфтию Мухаммаду Рахимову обратились шесть делегаций от верующих, чьих детей не пускали в хиджабах в школы. Три делегации были из Кара-Тюбе, остальные – из соседних с Нефтекумским Арзгирского и Степновского районов края.

В Дагестане, откуда идет активная волна миграции в восточные районы Ставрополья, прежде всего в Нефтекумский, ситуация с ношением хиджабов в школах достаточно сложная. Как сообщила «НГ» Наима Нефляшева, «есть села, например, Гимры, где ношение хиджаба не прерывалось даже в советский период, и там дети тоже носят в школах хиджаб». В то же время в городах, как правило, девушки покрывают голову платком реже. За последние годы в регионе не раз фиксировались попытки запретов ношения хиджабов в школах и убийства особенно активно настаивавших на этом директоров школ. 23 сентября 2010 года в поселке Шамхал Кировского района Махачкалы была расстреляна из автомата директор средней школы Патимат Магомедова. В ночь на 9 июля 2011 года в селе Советском Магарамкентского района Дагестана был застрелен из пистолета директор средней школы Садикуллах Ахмедов. После второго убийства президент Дагестана Магомедсалам Магомедов заявил, что никаких запретов на ношение платка в школах и вузах республики вводиться не будет. Издание «Кавказский узел», опросившее в апреле в Дагестане представителей правозащитных организаций и независимых СМИ, пишет, что запрет на ношение хиджаба в школах и вузах действительно был снят.


В исламских республиках такая картинка из школьной жизни уже стала привычной.
Фото ИТАР-ТАСС

Интересный момент для характеристики школы в Кара-Тюбе. 26 октября в одной из федеральных газет появилась информация о том, что директор школы Марина Савченко устроила для всех учащихся (из 387 учеников, по ее словам, 320 мусульмане) выходной в пятницу, на праздник Курбан-байрам. Обратим внимание, что это она же стала сейчас инициатором конфликта, запретив хиджабы в школах. Но, как сообщили «НГР» в пресс-службе Ставропольского муфтията со ссылкой на родителей одной из носящих хиджаб учениц этой школы, директор в этом году «ничего нового не придумала, у нас всегда были выходные на Курбан-байрам, девочки компенсировали это учебой в субботу». Между тем 25 октября полпред президента Александр Хлопонин заявил на заседании по молодежной политике в СКФО: «Если мы закроем на это (ношение хиджабов в школах. – «НГР») глаза, то по пятницам запретим учиться, сделаем пятидневный намаз. Очевидно, что нужно четко разделять светское и религиозное образовательное учреждение». То есть чиновник требует от учителей более последовательного соблюдения принципа светскости, чем это даже могла себе позволить директор Савченко.

Президент Владимир Путин на встрече с активом Общероссийского фронта 18 октября обозначил свою позицию по поводу конфликта на Ставрополье так. С одной стороны, «нужно всегда с большим уважением относиться к религиозным чувствам людей», но «у нас светское государство, и именно из этого мы должны исходить». «У нас многоконфессиональное государство, но есть определенное общее правило светского государства – у нас Церковь отделена от государства, – подчеркнул президент. – Вот это очень важная составляющая нашей жизни на сегодня и на завтра». Он предложил «посмотреть, как такие вопросы решаются в европейских государствах». Судя по тому, что вслед за этим губернатор Ставропольского края распорядился ввести в регионе единую школьную форму, а прокуратура вынесла предупреждение тем, кто готов допустить мусульманок в хиджабах в школы, речь скорее всего шла о примере Франции. В 2004 году в этой стране был принят закон, запрещающий ношение в образовательных учреждениях любой религиозной одежды и символики, не только хиджабов, но и нагрудных христианских крестов или иудейских кип.

Косвенной реакцией на разъяснения руководства нашего государства можно считать запись, которую сделал в своем блоге 21 октября протодиакон Андрей Кураев: «Если православные поддержат либералов, требующих запрета на мусульманскую символику у школьников, то вскоре под удар попадут и наши нательные крестики или дневники с изображениями храмов».

Советник Конституционного суда РФ Вадим Балытников в комментарии «НГР» отметил: неоднозначное отношение к ношению хиджабов в школе можно объяснить тем, что «дело не только в том, что выражающая религиозные ценности одежда может в некоторых случаях затруднить или даже сделать невозможной идентификацию носящих ее лиц... Не менее значимой в наше время становится угроза превращения требований обязательного ношения такой одежды в своего рода маркер экстремистских религиозных (или квазирелигиозных) идей и движений». По его мнению, «для традиционных религий нашей страны подобные крайности не свойственны».

Возможно, светский разворот государства коснется не только школьной формы, но и в целом роли религии в обществе, особенно на Северном Кавказе. Говоря 18 сентября о госуправлении в Дагестане, Путин сделал упор и на такой момент: «Что очень важно, мы не можем для одного региона страны ввести одни правила, а для других регионов – другие правила, иначе это разрывает общее политическое поле страны, у нас страна перестает быть единым государством». Об этом же 25 октября заявил СМИ полпред президента в СКФО Хлопонин: «Я повторяю и буду повторять: Россия – это светское государство, независимо, Ставропольский это край, Татарстан, Дагестан или Чечня». По сути, это ответ на не раз звучавшие в последние годы предложения о том, чтобы признать тот же Дагестан «исламской республикой» (см. «НГР» от 18.05.11). К этому де-факто призывали и представители РПЦ, например протоиерей Всеволод Чаплин (см. «НГР» от 17.11.10). В РПЦ, очевидно, рассчитывают на симметричное повышение роли православия в общественной роли неисламских регионов России. Так, 30 октября председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, упомянув «Богом данный вечный закон», заявил, что, по его мнению, верующий «православный человек убежден, что именно этот высший закон должен быть отражен в законодательстве, которое регулирует жизнь общества». Однако власть, чтобы не создавать опасных прецедентов в исламских регионах, скорее всего будет вынуждена осаживать также притязания крупнейшей религиозной организации страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1773
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3747
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2802
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2284

Другие новости