На волне национального самосознания возник интерес к Гуситской Церкви, но затем он угас.
Фото с сайта www.ccsh.cz
Статистика – важное средство познания действительности, но ее результаты могут быть иногда обманчивыми. Особенно если дело касается числа верующих в определенной стране. Ведь трудно даже сказать, кого следует считать верующим, а кого нет. Тех, кто ходит церковь, или тех, кто крещен, или просто всех, у кого есть «Бог в душе»? Казалось бы, у современной науки для оценки численности любой важной общественной группы выработаны инструменты: опросы общественного мнения, перепись населения. Однако их результаты далеко не всегда способны правдиво отразить картину религиозной ситуации. Даже в такой, казалось бы, относительно однородной стране, как Чехия. Более того, в стране, где в анкетах для переписи присутствует вопрос о религиозной принадлежности респондента.
Вопрос не такой уж частный и отвлеченный, как может казаться. Чехия считается самой атеистической страной Европы, а возможно, и всего мира наряду с Эстонией или восточной частью Германии. В этом она опережает даже Францию, страну – изобретательницу современного секуляризма. Поэтому за развитием ситуации в Чехии тщательно следят религиоведы, богословы и политики из других стран. Чешская религиозная модель хоть и специфична, но тем не менее может повториться и в некоторых других европейских странах.
Процент верующих в Чехии на протяжении ХХ века медленно, но постоянно уменьшался. Для оценки их числа у нас на руках имеется статистическое доказательство первостепенной важности – результаты переписи населения, которая проводится, как и в большинстве других стран, раз в 10 лет. В ее рамках в Чехословакии и в Чехии традиционно задавался вопрос о религиозной принадлежности. Вопрос, который во многих странах при аналогичных переписях отсутствует, был нужен чешским властям по чисто практическим причинам: Церкви и другие официально зарегистрированные религиозные организации получают государственные субсидии на зарплаты духовенству и основные нужды. Система, унаследованная от австро-венгерской монархии, до сих пор не отменена.
Если учитывать только статистику после падения коммунистической системы (данные периода социализма могли быть по разным причинам искажены), то пиком числа верующих в Чехии стал 1991 год. Тогда на волне всеобщего ликования по причине крушения тоталитарного режима резко выросла популярность Католической Церкви, которая активно способствовала свержению режима. В Чехии оказалось 4,5 млн. верующих, что составляло почти 45% населения, и, согласно некоторым данным, число верующих даже превышало число неверующих. Четыре миллиона (89% из общего числа верующих) считали себя католиками. За католиками с большим отрывом следовали другие религиозные объединения – крупнейшая в стране протестантская церковь Чешскобратская Евангелическая Церковь (200 тыс.) и Чехословацкая Гуситская Церковь (170 тыс. верующих).
Насколько приведенные выше цифры были обусловлены политическими обстоятельствами, показала следующая перепись – 2001 года. По ее результатам, число верующих упало на 27% – их стало 3,3 млн., что составляло одну треть жителей Чехии. Неверущих, согласно данным переписи, оказалось, таким образом, уже в два раза больше, чем верующих. Больше всего уменьшилась доля верующих традиционных, крупнейших объединений: количество католиков снизилось на 31%, традиционных протестантов на 42%, Гуситской Церкви даже на 44%. Напротив, рост наблюдался у менее традиционных и мелких объединений – новых протестантов, пятидесятников, – а также у православных общин. Рост числа нетрадиционных религиозных объединений в 90-е годы ХХ века наблюдался во всей посткоммунистической Европе. В этом отношении Чехия унаследовала общую тенденцию всего региона. Исключением она стала лишь в снижении религиозности как таковой. Согласно мнениям специалистов того времени, данные 2001 года соответствовали действительности более, чем политически окрашенные данные 1991-го. Впредь ожидалась стагнация, но не резкие изменения религиозной картины.
Но спад не остановился. В ожидании результатов новой переписи специалисты начинали менять свои прогнозы. Они предрекали дальнейшее снижение числа верующих, «падение на дно». Тем не менее данные новой переписи, опубликованные впервые в конце 2011 года, поразили всех. Число верующих в Чехии оказалось в два раза меньше, чем 10 лет назад, – 1,47 млн., что составляет 15% жителей страны. Доля католиков за это же время упала на две трети – их в «своей» стране оказалось чуть больше 1 млн., и они, таким образом, стали самым крупным меньшинством. Практически таким же образом снизилась доля когда-то крупных Церквей: Чешскобратская Церковь достигла 52 тыс. верующих, а Гуситская Церковь – 39 тыс. Чешский статистический институт поспешил объявить о результатах, которые были растиражированы во всех СМИ. Что же случилось?
Причина, видимо, кроется в статистической методике, и она очень проста. В переписи 2011 года вопрос о религиозной вере (sic!) оказался в разряде добровольных. Практически половина от числа опрошенных жителей Чехии воспользовались возможностью оставить соответствующее место анкеты пустым. Об их религиозности, таким образом, ничего не известно. Известно лишь то, что есть в анкете. Следовательно, можно считать, что в Чехии как минимум 1,5 млн. верующих и 3,6 млн. неверующих. Кем является вторая, умолчавшая о своей вере половина страны, остается тайной. Благодаря методике, примененной в рамках переписи 2011 года, результаты статистики потеряли способность отражать действительность.
Раз это так, то зачем тогда госсоциологи помещали такую неполную информацию в СМИ, всенародно объявляя о падении веры в стране? Кажется, здесь в науку вмешались совсем не научные мотивы. Как раз во время опубликования отдельных фрагментов переписи на политической сцене развернулся очередной раунд дискуссий о реституции церковного имущества, изъятого коммунистами после 1948 года. Нетрудно догадаться, что резкое уменьшение числа верующих, большинство которых составляют католики, может стать весомым аргументом против возвращения имущества Церквам.
Но почему все-таки половина опрошенных не заполнила графу о религиозной принадлежности? Ответ найти не так уж трудно. Веру в современной Европе принято все больше считать личным, интимным делом каждого человека. Более того, далеко не все могут сказать, что они являются членами какого-нибудь религиозного объединения, но в то же время не считают себя ни атеистами, ни неверующими. Таких людей в открытом обществе становится все больше, и именно они являются теми, кто пользуется возможностью не отвечать на вопрос о своей личной вере. Другая причина – общее падение доверия к государству и правительству, особенно если дело касается личной жизни, до которой государству, согласно мнению многих чехов, нет дела. Это проявилось и в традиционно чешской швейковщине, которая нашла свое отражение в переписи. В 2001 году тысячи граждан Чехии в рубрике «национальность» написали «эскимос». В 2011 году 15 тыс. человек на вопрос о религиозной принадлежности ответили, что они – приверженцы джедаизма, «религии» героев из американского фильма «Звездные войны». Этот кукиш, показанный тем, кто хочет соваться в чью-то интимную жизнь, был тем не менее Чешским статистическим институтом тиражирован в СМИ как один из результатов переписи. Ведь если религией наряду, например, с католицизмом считать и джедаизм, то опять-таки снижается ее общественная значимость.
Православный митрополит Чехии Христофор (Пулец Радим) уверен, что его паства только растет. Фото с сайта www.mospat.ru |
Вышесказанное ставит под сомнение опубликованные данные о религиозной ситуации в Чехии, основанные на переписи 2011 года. И все-таки некоторое представление по ним можно составить. Но для этого надо учесть всю информацию о религиозной жизни, которая в них содержится. Так, из данных переписи, например, видно, что католиков больше, чем приводится. Кроме ответа «Католическая Церковь» в статистике появился и вариант «католическая вера», насчитывающий 71 тыс. респондентов. Есть раздел «христианство» с 13 тыс. душ. Необходимо учесть, что в Чехии многие люди, не очень разбирающиеся в религии, путают понятия «христианство» и «католичество». Если это так, то куда прикажете приписать 700 тыс. душ, числящихся в переписи просто «верующими»? Стоит только задуматься над данными, и статистика выдает свои тайны и – небрежность составителей.
Таким же образом можно задуматься и над структурой чешского протестантизма. Ведь это крупное христианское направление составляют не только одно-два объединения. Современный мировой протестантизм – это десятки Церквей, относящихся к разным направлениям, более традиционным и совсем новым, между которыми идет обмен основных для протестантизма идей. Молодые люди предпочитают более современные формы протестантизма, пожилые – классические объединения. Здесь отдается и дань моде, новизне. Поэтому некоторые протестантские Церкви растут за счет других. Такая же ситуация и в чешском протестантизме. Если подсчитать протестантов Церквей американского происхождения и пятидесятников, получится не такая уж маленькая цифра 60 тыс. верующих. На данный момент их стало больше, чем традиционных протестантов, но их общее число нигде не приводится.
В статистике важно не только то, что она содержит, но и то, чего в ней нет. Некоторые религиозные группы в переписи как будто отсутствуют. Примечательно, что атеистами себя объявили всего лишь 1 тыс. ответивших. Невероятно мало и мусульман – чуть более 3 тыс. Выходцев из мусульманских стран в Чехии как минимум на порядок больше. Во всех этих данных чувствуется не научно обработанная статистика, а скорее фигура умолчания. Судить по ним о настоящей ситуации в стране нельзя.
Если исходить из разных статистик (включая переписи населения) и общих тенденций в чешском обществе, то число последователей традиционных вероучений действительно снижается. Если оставить в стороне широкий диапазон протестантизма, то из христианских Церквей увеличивается лишь число грекокатоликов (почти 10 тыс.) и – православных верующих. Что касается православия, то для определения действительного числа его адептов придется опять-таки внимательно прочитать статистику. В ней фигурируют два православных субъекта – автокефальная Православная Церковь Чешских земель и Словакии (согласно переписи, 20 тыс. верующих) и подворье РПЦ (6 тыс. верующих). Обе общины не только признают друг друга, но даже выпустили совместное коммюнике, объявляющее, что православных верующих на территории Чехии, согласно апостольским правилам, следует считать членами поместной Церкви Чешских земель. Московский Патриархат в списке очутился лишь потому, что он зарегистрирован как одно из религиозных объединений. Итак, официальным числом православных верующих, согласно переписи, следует читать 26 тыс.
Для современного жителя Праги и эта цифра звучит неправдоподобно. Только в столице Чехии в настоящее время зарегистрировано уже семь православных приходов. В традиционном центре русской диаспоры в Праге – храме Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище – уже многие годы молящиеся не помещаются в храме. На большие праздники они окружают храм со всех сторон. На Пасху и Рождество приходится арендовать более вместительный храм Святого Николая в центре города. Похожая ситуация складывается и в центре закарпатской диаспоры в Праге, в Благовещенском храме на улице На Слупи. Есть и более объективный повод для сомнения – сама перепись. Согласно ей, в 2011 году на территории Чехии проживали 118 тыс. граждан Украины, 36 тыс. граждан России и, кроме того, тысячи граждан балканских стран. Даже если учесть, что далеко не все из них православные (например, большое число выходцев с Западной Украины – грекокатолики), то получается, что только число православных иностранцев превышает статистическое число всех приверженцев православия в стране.
Эти догадки подтверждает сам Чешский статистический институт. На запрос автора статьи сотрудники Института прислали данные о числе респондентов-иностранцев, которые в рамках переписи не заполнили графу «религиозная вера». Процент иностранцев, не посчитавших нужным ответить на необязательный вопрос о своей религиозной принадлежности, оказался куда больше, чем процент не заполнивших соответствующую графу чехов. Вот конкретные данные: о своей религиозной принадлежности не заявили 92 тыс. украинцев, 27 тыс. русских, а также 7 тыс. молдаван, 5 тыс. болгар, почти 4 тыс. румын, 3 тыс. белорусов, 1,5 тыс. сербов и т.д. Эти цифры публикуются впервые и могут служить поводом для серьезных раздумий. Может быть, число православных верующих в Чехии действительно превышает границу 100 тыс. и православие становится второй по численности верующих Церковью страны? Повод для такого предположения на основе статистических данных действительно есть. Единственный объективный итог переписи, таким образом, заключается в том, что заставить резидента-иностранца говорить о личном гораздо труднее, чем резидента-гражданина.
Да, хорошо составленная статистика действительно может многое сказать. К сожалению, судить о количестве верующих в Чехии, согласно переписи населения 2011 года, нельзя. По крайней мере мы знаем, что они все-таки есть.