«Ополчение на Бога – своего рода война» – так в эфире одной из радиостанций оценил события последнего времени председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. А коль скоро война, структуры Церкви начали мобилизацию своих сторонников. В том числе в Интернете – где, по мнению протоиерея Чаплина, многие люди «в полной истерике озвучивают угрозы» в адрес РПЦ.
Совет молодежных православных организаций Москвы 30 августа выступил с инициативой создания Всероссийской ассоциации молодежных православных организаций. Подобных объединений в России сейчас насчитывается около 300, у них тысячи членов, вот только управлять ими из Москвы пока не получается. «Ассоциация нужна в основном для координации нашей деятельности и для осуществления масштабных проектов на территории всей России», – пояснил координатор Совета молодежных православных организаций Москвы, заместитель главы Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата Вадим Квятковский. Он же один из лидеров православного движения «Георгиевцы», отметившегося в этом году публичными акциями в поддержку действующей власти и против Pussy Riot.
Ранее, 26 августа, началась мобилизация сторонников РПЦ в социальных сетях и блогах. В Facebook, LiveJournal, Twitter, Одноклассниках, ВКонтакте и Моем Мире появились «дивизионы», координируемые через сайт председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата протоиерея Димитрия Смирнова. Путем репостов и массированного пиара православные активисты, очевидно, хотят «победить на их же поле» активных в Интернете оппозиционеров.
Председатель миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы, эксперт Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата иеромонах Дмитрий (Першин) высказал «НГР» свое отношение к подобным инициативам: «Боюсь, опыт последних десятилетий внушает обществу вполне обоснованные опасения, что перед нами очередная реинкарнация привластных движений или фронтов. А тогда не приходится говорить ни о какой независимой повестке и деятельности. Тогда нас ожидает дальнейшая девальвация христианских смыслов и ценностей, позволяющих говорить о России как о стране христианской культуры. К примеру, если авторы этой идеи будут и дальше скандировать «Христос воскресе – воистину воскресе» во время скандальных процессов, преследуя цель «влепить» подсудимым максимальный срок, как это было пару недель назад, это будет означать полную шпенглеровскую псевдоморфозу русского православия, которое до сего дня все же скорее ассоциировалось со словами преподобного Серафима Саровского, встречавшего каждого человека, даже самого плохого, благовестием: «Радость моя, Христос воскресе!»
Если же, напротив, участники этого проекта смогут дистанцироваться от политических заказов и возьмут на свои плечи помощь матерям, оказавшимся в трудной ситуации, заботу о беременных, о детях, проблемы христианского просвещения и свидетельства, это будет означать, что, по слову мудрого иудея Гамалиила, «это предприятие и это дело – не только от человеков» и оно не разрушится (Деян 5:38).
В ситуации, когда нас пытаются разделить на лагери и партии, в ситуации войны всех против всех не следует забывать о том, что в ней «победит тот, кто первым начнет прощать, а это значит, что победит Бог». Так уже русский мыслитель Семен Франк осмыслял происходившее в России в эпоху гражданской войны», – заключил священник.