Пикник на обочине громкого процесса.
На крыльце здания Хамовнического суда сидят репортеры, не допущенные в зал заседания. Есть здесь также сторонники и противники Pussy Riot.
Пришедшие – не больше 30 человек – то и дело сбиваются в небольшие группы, спорят и рассуждают о происходящем. На газоне перед зданием суда сидят еще человек 10–15. Кто-то курит, кто-то слушает музыку, некоторые негромко разговаривают. Иногда кто-нибудь встает, делает круг, собирает мусор в целлофановый пакет. «Давай! А то опять окажется, что лужайка стоила 20 миллионов», – подшучивают сидящие, намекая на последствия акции «ОккупайАбай». Они сидят здесь все эти дни, а свою акцию по типу других оппозиционных мероприятий назвали «ОккупайСуд».
В один из дней, когда шли долгие заседания суда, я приметила интеллигентного вида мужчину. Он держал небольшой плакат: «Вова очень испугался Богородицы».
– Здесь все поддерживают Pussy Riot? – спросила я оппозиционера.
– Сейчас остались только те, кто поддерживает. Те, кто выступает против, обычно приходят с утра и до часа дня примерно здесь, позже не появляются. Кто-то просто приходит, кто-то стоит с плакатами, например: «Кощуниц в тюрьму». Есть те, кто говорит, что они и не «за» и не «против». Есть те, кто не имеет ничего против девушек, но выступает за то, чтобы подобное больше не повторялось. А один человек ко мне на днях подошел и сказал: «Расстрелял бы! И вас, и их!»
Еще один мужчина с массивным крестом на шее подошел к нам, прервав наш разговор.
– А не подскажете, по административному правонарушению какой штраф? Тысяч пятьдесят–семьдесят? – ехидно спросил он.
– Нет, меньше. В пределах пяти тысяч, – ответил мой собеседник.
– Меня это поражает. Получается, если у меня есть пять тысяч рублей, я могу запросто в любой храм прийти, что угодно вытворить – спеть, станцевать, шашлыка поесть, – а потом выйти и сказать: «Вот вам пять тысяч. Извините». Есть разум у ваших девиц? Нарушить покой тех, кто приходит в храм помолиться. У кого-то горе – пойти больше некуда. И тут врываются… Зачем таким образом привлекать к себе внимание?
Оба начали долгий спор. «Адвокаты выходят – за головы хватаются! Нарушаются все законодательные нормы!» – убеждал оппонента сторонник девушек.
Людей посмотреть и свои способности показать. Фото автора |
Еще был заметен один из участников «ОккупайСуда» – мужчина с окладистой бородой. Он ораторствовал то здесь, то там. Рассуждал о том, что Pussy Riot повторяют судьбу Жанны д’Арк. Дескать, девушки привлекали внимание не к себе, а к проблеме власти. Их акция – шаг отчаяния. И т.д. и т.п.
Вот подошли три девушки. Цветными мелками начали рисовать образы Pussy Riot, расположив фигуры, как на иконе Андрея Рублева «Троица». Подпись под рисунком: «Нас Троица». Подобное изображение уже давно появилось в Интернете. Среди тех, кто стоял вокруг и наблюдал, кто-то высказал предположение о том, что через сто лет историки будут показывать это изображение детям в школе и говорить, что именно так выглядел символ сопротивления в далеком 2012 году.
Основной лагерь «ОккупайСуда» располагается, по словам сторонников Pussy Riot, недалеко от фонтана на площади Европы. Днем все сидят около суда, а ночью возвращаются обратно на площадь. Здесь почти не спят – больше спорят, обсуждают события прошедшего дня. Сами сторонники Pussy Riot говорят, что лагерь возник на чистом энтузиазме и без помощи лидеров несистемной оппозиции, не так, как «ОккупайАбай».
Споры, выкрики и разговоры. Решение по делу Pussy Riot должно быть вынесено 17 августа. Люди по-прежнему сидят у здания суда, привлекают к себе внимание акциями. Из последних новостей: ревнители православия сжигают портрет певицы Мадонны и фото девушек из панк-группы. Все идет своим чередом.