Христианские фундаменталисты недавно появились в Южной Корее, но уже громко заявили о себе.
Фото Reuters
В июне весь мир облетела новость о том, что власти Южной Кореи по просьбе местных креационистов якобы распорядились убрать из школьных учебников упоминания о теории эволюции. Впервые информация об этом появилась на сайте журнала Nature, и вскоре о «победе» христианских фундаменталистов над корейской наукой заговорили ведущие мировые СМИ. Некоторые обозреватели даже сравнили археоптерикса, на которого ополчились корейские креационисты, с Леди Гагой, чей концерт в Сеуле в апреле этого года также вызвал протесты тамошних христиан.
Поводом для скандала послужили две петиции Общества по исправлению учебников, направленные в декабре и марте в корейское Министерство образования, науки и технологии. В них члены общества (всего их насчитывается 150 человек) потребовали убрать из учебников биологии два «научно необоснованных» примера, связанных с изложением теории эволюции. Речь шла об археоптериксе, который в учебниках был назван промежуточным звеном между рептилиями и птицами, и о диаграмме, иллюстрирующей эволюцию лошадей.
В Корее выпуском школьных учебников занимаются самостоятельные издательства, обладающие соответствующей лицензией. Им-то Министерство образования и переадресовало петиции, не рассматривая их по существу. В мае три из семи подобных издательств заявили о том, что они пойдут навстречу требованиям общества и уберут устаревшие диаграммы, касающиеся исторического развития лошадей. Одно из издательств заявило, что в будущем оно заменит такую диаграмму схемой эволюции китов. Некоторые издательства согласились также скорректировать информацию об археоптериксе, статус которого в современной палеонтологии пересмотрен: так, в недавней статье в уже упомянутом журнале Nature его относят не к предкам птиц, а к примитивным дейнонихозаврам, группе двуногих динозавров.
Как видим, речь в Корее шла вовсе не об изгнании теории эволюции из школьной программы, да еще и по решению корейских властей, как сочли некоторые зарубежные журналисты, а всего лишь о незначительных корректировках учебных пособий. По словам Ли Кван Вона, главы Общества по исправлению учебников, «некоторые аспекты эволюционной теории в корейских школьных учебниках не корректировались с 1950-х годов», так что целью петиций было привести их в соответствие с современным уровнем знаний. С ним согласен и профессор генетики Сеульского национального университета Юн Дай Ик: «Часто авторы учебников пренебрегают новыми данными относительно теории эволюции, так что некоторые из них даже ссылаются на давно опровергнутый биогенетический закон Геккеля».
Чем же тогда объяснить столь болезненную реакцию, вызванную удовлетворением на первый взгляд невинных требований Общества по исправлению учебников? Дело в том, что общество связано с Корейской ассоциацией креационистских исследований. Ассоциация была основана в 1981 году профессором Ян Джил Кимом, известным специалистом по физике полупроводников. Ряды ассоциации пополняются не только за счет пасторов и теологов, но и за счет корейских ученых (что характерно, в основном из области технических наук, а не биологии). Ассоциация креационистских исследований ведет активную пропаганду своих взглядов: недавно в одном из парков Сеула она организовала выставку, посвященную опровержению теории эволюции, которую за три месяца посетили больше 100 тыс. человек.
Поэтому биологическое сообщество Южной Кореи усмотрело в действиях Общества по исправлению учебников еще один вызов со стороны креационистов и, что важнее, попытку оспорить монопольное право ученых на контроль над образованием. Как заявило Палеонтологическое общество Кореи, «исследователи могут иметь разные мнения относительно ископаемых животных, однако для нас неприемлемо, когда издательства идут навстречу требованиям общества без консультаций с учеными». В этих словах обозначена вся суть проблемы: в современном мире, о чем писал еще философ Пол Фейерабенд, научное сообщество стало играть роль медиатора между властью и образованием. Поэтому, как только некая общественная сила (тем более связанная с креационистами!) попыталась воздействовать на содержание учебников напрямую, без посредничества ученых, это вызвало резкое отторжение последних, хотя в предлагаемых изменениях и не было ничего криминального.
«Благодаря публикации в Nature обсуждение проблемы давно выплеснулось за пределы корейских газет, так что, если требования Общества по исправлению учебников будут удовлетворены, Корея станет посмешищем для всего мира, а доверие к ее науке будет подорвано», – заявили ученые из Корейской ассоциации биологических наук в петиции, направленной в Министерство образования. Чиновники всерьез восприняли эту угрозу и приняли решение о создании экспертной комиссии, которая еще раз рассмотрит планируемые поправки. Ее возглавит энтомолог Беу Хун Лиин, член Корейской академии науки и технологий. Таким образом, с помощью шумихи в СМИ научное сообщество сумело продемонстрировать свой контроль над образованием, хотя, судя по всему, до этого устаревшие школьные учебники не сильно волновали корейских академиков.
Кстати, в своей петиции корейские биологи сослались на опыт США, где христианский фундаментализм также силен, однако учебники все же не пересматриваются «по требованию креационистов». Действительно, между Южной Кореей и США есть много общего: хотя в 1925 году, когда в США состоялся первый «обезьяний процесс», в Корее было всего несколько процентов христиан, после Корейской войны (1950–1953) их число начало стремительно расти, удваиваясь каждое десятилетие, и к настоящему времени составляет уже около трети населения, превысив число приверженцев буддизма. Корейские протестантские Церкви, баптисты, пятидесятники, евангелики (к числу последних принадлежит и действующий президент Южной Кореи Ли Мен Бак) являются одними из самых динамично развивающихся в мире. По числу христианских проповедников, которых Корея отправляет в другие страны, она уступает только США.
При этом Южная Корея входит в число мировых технологических лидеров (особенно в сфере судостроения и информационных технологий). По паритету покупательной способности государственные расходы на науку в Корее отстают только от США, Германии и Японии. И в то же время, как показало недавнее исследование, около 40% корейских учителей биологии не доверяют теории эволюции, что во многом связано с их религиозными убеждениями. Таким образом, в Корее, как и в США (где 30% школьных учителей также предпочитают учить детей креационизму), сложилась отчасти парадоксальная ситуация: несмотря на лидирующие позиции в сфере науки и технологии, в стране поднимают голову сторонники христианского фундаментализма. Это значит, что споры о теории эволюции в Южной Корее еще продолжатся.