Людмила Максакова вручает «Маску» Евгению Миронову.
Фото ИТАР-ТАСС
В понедельник вечером в Большом театре церемонией раздачи наград завершилась 18-я «Золотая маска». Нина Чусова, которую в этот раз пригласили поставить церемонию, воздержалась от каких-то постановочных сильных и резких ходов, а несколько оживившие долгое церемониальное действо слова в итоге выпали из телевизионной трансляции, подчеркнув академический формат театральной премии.
В Театре имени Моссовета и сегодня, через семь лет после премьеры с успехом играют «Ревизора» в постановке Нины Чусовой. Гоголевский текст актеры с удовольствием разбавляют злободневными репризами. «С Путиным на дружеской ноге, – врет напропалую Хлестаков в исполнении Гоши Куценко. – Бывает, спрошу его, ну, что, брат, Путин, а он, – да так как-то, брат, до 5 мая потерплю, а там… – и добавляет несколько всем понятных жестов, в смысле – покажу, где раки зимуют. Ничего подобного Нина Чусова в церемонии «Золотой маски» себе не позволила. За все время художник Олег Кулик, который вручал «Маску» в номинации «Эксперимент», позволил себе пошутить – что хотел бы дать эту премию Pussy Riot – за лучшую оперетту, но наградил, как и значилось в его конверте, «Зажги мой огонь», спектакль Театра.doc. Кстати, среди оперетт и мюзиклов лучших вообще в этот раз не нашли. Из телевизионной версии слова Кулика исчезли – вероятно, как не имеющие отношения к нынешней фестивальной афише, ведь среди номинантов оперетты Pussy Riot не было.
Еще один раз о политике вспомнили, когда Кирилл Серебренников вышел получать «Маску» за лучший спектакль малой формы – «Отморозки» по прозе Захара Прилепина. Режиссер сказал: «Эту премию я хотел бы посвятить всем людям, которые борются в России за справедливость: которые делают это на площадях, сидят за нее в тюрьме, которые за нее голодают... Я уверен, что Правда по-любому победит ложь, воровство, мрак...» Эта тирада, кстати, тоже была скорректирована, в эфире прозвучала лишь первая часть. Лучшей актрисой в драме жюри выбрало Светлану Замараеву из екатеринбургского ТЮЗа, оставив за бортом Агриппину Стеклову («Чайка», «Сатирикон»), а также Чулпан Хаматову и Евгению Симонову – из «Врагов. Истории любви» «Современника». Спектакль «Современника» в итоге получил только спецприз жюри, правда, вдобавок с очень эмоциональными словами председателя жюри Римаса Туминаса, и приз художнику по свету Дамиру Исмагилову.
«Маску» за лучшую мужскую роль вручили Евгению Миронову – за Калигулу в одноименном спектакле Театра Наций, которым Миронов руководит. Лучшим спектаклем в драме большой формы выбрали «Счастье» Андрея Могучего, режиссера, уже имеющего европейское признание и, вероятно, это – одно из самых безусловных решений жюри, поскольку эта сказка для детей и взрослых, перенесенная в наши дни история «Синей птицы» оценена была высоко и в Москве. Не секрет, что не раз фестивальные показы, когда спектакли смотрит жюри, проходят хуже, чем обычно, и в том числе этой «мелочью» в некоторых случаях можно объяснить невнимание к тем или другим героям прошлого сезона. Юрий Бутусов, который с «Чайкой» в «Сатириконе» шел, можно сказать, ноздря в ноздрю с Могучим и был еще одним фаворитом нынешней «Маски», получил награду как лучший режиссер.
В музыкальном театре случилась небольшая, но вполне ожидаемая сенсация – жюри не удостоило ни одной премией номинантов в разделе мюзикла и оперетты. Еще несколько лет назад, когда премию за лучший спектакль в этом жанре получил драматический (!) театр (МХТ им. Чехова за «Конька-Горбунка»), со сцены звучали печальные речи, и теперь вот ни одной награды. То есть качество идет вразрез с количеством – по крайней мере в столице едва ли не каждый месяц заявляются премьеры все новых и новых музыкальных спектаклей вплоть до открытия театра мюзикла; Stage Enterteinment отдают центральный московский кинотеатр, в Мариинке поставили «Мою прекрасную леди», в Большом, говорят, планируют Бернстайна, в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (триумфаторе «Золотой маски»-2012) тоже обсуждают что-то подобное...
В опере картина наблюдается интересная. Крупные театры получили «утешительные» призы: Большой – за свет в «Золотом петушке» (Дамир Исмагилов, который в списке соревновался дважды с самим собой), Мариинский – за лучшую мужскую роль (Уиллард Уайт, «Сон в летнюю ночь»). Но есть громкие дебюты: Альбина Шагимуратова принесла «Маску» Татарскому театру оперы и балета (Лючия ди Ламмермур в одноименной опере), а Георгий Исаакян за первый спектакль в качестве руководителя Музыкального театра имени Н.Сац получил первую для своего театра «Маску» – за лучшую режиссуру. Показательно, что премии за лучшую работу дирижера (Евгений Бражник) и главную премию в опере получил один спектакль – «Сказки Гофмана» (Музыкальный театр им.Станиславского и Немировича-Данченко), значит, «Маска» (как часто бывает) не только за оригинальность решения, но за целое.
Олег Кулик, судя по его словам, хотел поаплодировать Pussy Riot, но рад был и победе Театра.doc. Фото РИА Новости |
Лучшим художником в опере стал Зиновий Марголин (кстати, он был одним из членов жюри, но награду получил заслуженную) за «Мертвые души» (Мариинский театр). В глаза бросалось, что наградами вообще обошли Михайловский театр, который, казалось, лидировал среди номинантов.
Среди балетных новостей, как водится, есть плохая и не очень. Первая – собственно, и не новость давно. За Национальную театральную премию России по-прежнему сражаются по большей части иностранные хореографы. Вторая новость лучше. Отечественные артисты все вольготнее чувствуют себя вне классического канона. При этом не раз осмеянная практика разделять номинации «Лучший спектакль» и «Лучший хореограф» дает возможность отметить сразу две достойные постановки. Лучшим балетным спектаклем сезона жюри признало перенесенную на сцену Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко одноактовку «За вас приемлю смерть» – совершенное воплощение самых сильных сторон таланта Начо Дуато: природной музыкальности и столь же естественного дара рождать пластические образы, сплетая ткань без единого узелка и вовсе, кажется, без изнанки. Лучшим хореографом назван Мауро Бигонцетти за созданный специально для Большого театра одноактный балет Cinque, как нельзя лучше иллюстрирующий то, что «Золотая маска» – премия не чисто балетная, а все же театральная. Яркий мини-спектакль неожиданно раскрывает индивидуальности и актерские задатки пяти очень разных по характерам и фактуре балерин. За работу в другом оригинальном балете Большого театра – «Утраченных иллюзиях» «Маски» получили композитор Леонид Десятников и художник по костюмам Жером Каплан.
Конечно, не одной лишь теснотой в номинации «Лучший спектакль в балете» объясняется тот факт, что среди фаворитов жюри не отметились Herman Schmerman и Chroma – знаковые работы сезона для консервативной труппы Большого театра, отважившейся взяться за головокружительные опусы Уильяма Форсайта и Уэйна Макгрегора и достигшей в освоении блестящих головоломок немалых успехов. С другой стороны, было бы даже удивительно, если бы столь радикальная хореография нашла единогласную поддержку. Ведь консерватизм сцены и зала неразделимы, и много еще воды утечет, пока в России осознают, что это не разрушение, а прямое развитие классики. Впрочем, обращение к современной, однако все же более привычной хореографии музыкальное жюри с радостью поддержало, вручив одну из спецпремий проекту Театра оперы и балета из Перми «Видеть музыку», в котором с пермскими артистами работали испанец Каетано Сото, британец Даглас Ли и итальянец Лука Веджетти. За участие в балете Herman Schmerman премию за лучшую мужскую роль получил Денис Савин, а Chroma удостоилась приза критики (для танцевального спектакля всего второй случай за пятнадцать лет существования этого спецприза). «Золотую маску» за лучшую женскую роль получила солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Анна Хамзина, сумевшая оживить схематичный образ и придать подлинный драматизм своей Русалочке в одноименном балете. «Русалочка» принесла премию и дирижеру Феликсу Коробову.
Афиша современного танца на этот раз оказалась бедна и состояла всего из двух названий. Далеко не лучшему сочинению многократного лауреата «Золотой маски» Сергея Смирнова Kreis («Эксцентрик-балет», Екатеринбург) жюри предпочло легко вливающийся в европейский мейнстрим пластический квартет Punto di fuga («Диалог Данс», Кострома; Zerogrammi, Турин).
Полный список лауреатов и номинантов смотрите на сайте www.ng.ru