Муфтий Чечни Султан Мирзаев хочет быть на равных с руководством КЦМСК.
Фото с официального сайта ДУМ ЧР
В первой половине апреля почти одновременно с серьезными проблемами столкнулись два крупнейших исламских центра страны – Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) и Духовное управление мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ).
В первом случае был отмечен неожиданный демарш муфтия Чечни Султана Мирзаева, который на встрече муфтиев КЦМСК во Владикавказе неожиданно заявил, что муфтият «делает мало полезного, в частности, мало работает с молодежью» и что сам он «мог бы делать в десять раз больше», после чего озвучил свое желание покинуть пост первого заместителя председателя этой организации. Не скрывавший своих расстроенных чувств председатель КЦМСК муфтий Исмаил Бердиев безуспешно попытался уговорить Мирзаева остаться, а затем предложил занять пост первого заместителя муфтию Дагестана Ахмаду Абдуллаеву, однако последний от такого предложения отказался.
14 апреля Султан Мирзаев встретился с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, который поддержал его критику КЦМСК и заявил, что КЦМСК ничего не делает и фактически не существует. Кадыров одобрил идею Мирзаева покинуть пост первого зампреда КЦМСК и вскоре ДУМ Чеченской Республики распространило заявление о выходе из КЦМСК как «полностью дискредитировавшей себя организации».
Можно предположить, что Мирзаеву просто надоела позиция вечно второго лица в КЦМСК и, не имея возможности занять место Бердиева, он решил создать альтернативную структуру и возглавить ее. Возможно, существуют и другие причины, однако уже сейчас можно сказать, что потеря Чечни для КЦМСК столь же существенна, как потеря КЦМСК для Чечни. Султан Мирзаев теперь вряд ли сможет присутствовать на встречах мусульманских лидеров с первыми лицами государства и выступать от имени мусульман Северного Кавказа. В свою очередь, КЦМСК потерял 174 общины из 1213 зарегистрированных, поддержку щедрого Рамзана Кадырова и статус единой мусульманской структуры Северного Кавказа.
В целом положение КЦМСК остается весьма непростым. Давление на традиционный ислам на Северном Кавказе нарастает, и даже выделение охраны духовным лидерам не спасает их жизни, как показало недавнее убийство имама центральной мечети Буйнакска Магомедрасула Магомедова. 2 апреля ДУМ Дагестана объявило о закрытии экспертного отдела, который занимался цензурой религиозной литературы и выявлял ваххабитские сочинения. Ввиду того что работа экспертного отдела вызвала наибольшие нарекания именно у ваххабитов, его ликвидация была расценена как их победа.
Активизировались сторонники «чистого ислама» и в Татарстане. Через год после избрания муфтием республики Ильдуса Файзова они решили взять реванш, выбрав поводом для контратаки историю вокруг бывшего первого заместителя муфтия Татарстана и действующего настоятеля мечети Кул Шариф Рамиля Юнусова. В конце марта Файзов решил навести в Кул Шариф порядок и взять под контроль немалые финансовые потоки, проходящие через мечеть благодаря наплыву туристов и ее популярности для желающих вступить в брак по исламскому обычаю. При этом Юнусов числился музейным работником и не имел полномочий имама.
Файзов принял решение закрепить за собой пост имам-хатыба мечети, а Юнусову предложил занять пост своего помощника-заместителя в ранге простого имама. Это вызвало бурю негодования сторонников Юнусова, которые, объединившись с татарскими националистами из движения «Азатлык» и первым муфтием Татарстана Габдуллой Галиуллиным, начали кампанию по смещению Файзова. Сам Юнусов заявил, что его хотят убрать из Кул Шариф, и потребовал вмешательства властей. В итоге муфтий настоял на своем, однако отменил указ о назначении в Кул Шариф второго имама Сулеймана Зарипова. Юнусов был понижен до простого имама, что не помешало ему расценить произошедшее как свою победу.
Конфликт вокруг Юнусова, совершающего намазы в соответствии с салафитским обычаем и открыто лоббирующего ваххабитскую литературу, стал новым этапом в противостоянии традиционалистов и радикалов. Главным его итогом стала подача бывшим муфтием Татарстана Гусманом Исхаковым документов на регистрацию в республике альтернативного муфтията, в который выразили готовность войти несколько мечетей Казани и Закамья. Именно таким сценарием год назад пугал Файзова московский муфтий Равиль Гайнутдин, требуя от ДУМ Республики Татарстан не выходить из состава Совета муфтиев. Другое дело, что власти Татарстана вряд ли допустят дробление своей уммы – ведь начиная с 1998 года особым предметом их гордости является единство мусульман, достигнутое благодаря прямому вмешательству Минтимера Шаймиева. И на текущий момент они его не допустили, поскольку инициаторы создания новой мусульманской структуры быстро осознали свою ошибку и забрали документы из Минюста. В целом можно констатировать, что Файзов вышел из этой кризисной ситуации достойно и с наименьшими потерями. Кроме того, после раскола в КЦМСК именно Казанский муфтият стал крупнейшей мусульманской организацией страны.
Совет муфтиев России (СМР) в последние недели смог одолеть бывшего ректора Московского исламского университета Марата Муртазина и переключился на борьбу с его проректором Алсу Ситдиковой, которая опубликовала целую серию резких статей против новой команды Равиля Гайнутдина. Одновременно Равиль Гайнутдин, будучи одним из трех соучредителей Российского исламского университета (РИУ) в Казани, намекнул его ректору Рафику Мухамметшину, что подпишет ему необходимые для продления полномочий бумаги при соблюдении ряда условий, как то: усиление контроля над РИУ и ведущие позиции в Совете по исламскому образованию. «Муфтий шейх Равиль Гайнутдин... выразил надежду, что после выполнения со стороны РИУ вышеназванных договоренностей вопрос будет решен» – так говорится об этой встрече на официальном сайте ДУМЕР. Правда, вскоре нужные бумаги были подписаны, так как выяснилось, что в противном случае СМР будет исключен из числа соучредителей РИУ.
Тем временем из СМР окончательно ушли пензенские общины. Противостояние новых муфтиев области Забирова и Дашкина закончилось тем, что региональные власти согласились признать легитимным только муфтия Аббаса Бибарсова, который в начале апреля вывел Единое ДУМ Пензенской области из состава учредителей ДУМ Европейской части России. Теперь сохранившим верность Равилю Гайнутдину общинам остается только создавать новую централизованную организацию, которой в Пензенской области мало кто будет рад.
В конце марта правоохранительные органы добрались до вождя Исламского комитета России Гейдара Джемаля. Теперь, видимо, Джемалю решили припомнить все панегирики террористам, которые он озвучивал последние 20 лет. Поводом для обыска в джемалевской квартире, состоявшегося 27 марта, стала статья «Роль женщины в джихаде», размещенная на сайте Исламского комитета. Джемаль не признался в авторстве этой статьи, однако поддержал и развил ее идеи в эфире Русской службы новостей (http://rusnovosti.ru/programms/prog/70601/194653/). Джемаль, конечно, является уникальной фигурой. Исповедующий сюрреалистическую смесь ваххабизма, шиизма и оккультизма, прославляющий террористов и откровенно ненавидящий традиционных духовных лидеров, он привлекается во все протестные движения. Для полной гламурности ему не хватало только почетного статуса «узника совести», и сейчас наконец представилась возможность исправить это упущение.
Между тем на международной арене ситуация в исламском мире также осложнилась. России предсказуемо припомнили поддержку Каддафи и Асада, пообещав большие проблемы и начав гонения на ее союзников. При этом нашу страну обвинили в антисуннитских настроениях, что пришлось опровергать послу по особым поручениям МИД России Константину Шувалову. В целом на Ближнем Востоке ваххабизация некогда светских стран идет семимильными шагами, что чревато ростом активности террористического подполья по всей территории России.