Такие заявления на выбор модуля ОРКСЭ давали заполнять родителям будущих четвероклассников.
В школах России родители учеников, которые на будущий учебный год перейдут в четвертый класс, выбирают модули курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Как известно, начиная с сентября четвероклассники по всей стране в обязательном порядке будут изучать этот предмет. Напомним, что курс включает в себя основы православной, исламской, буддийской, иудейской и мировых религиозных культур, а также основы светской этики.
Как сообщила на пресс-конференции, посвященной введению нового курса, директор Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Елена Низиенко, «предварительные итоги выбора будущими четвероклассниками модулей… не сильно отличаются от тех, что были в апробации». Согласно последним данным, 41% родителей выбрали для своих детей «Основы светской этики», 29% – «Основы православной культуры», 20% – «Основы мировых религиозных культур», 6% – «Основы исламской культуры», около 1% – «Основы буддийской культуры», 0,1% – «Основы иудейской культуры».
Несмотря на то что ОРКСЭ будет введен в школах по всей стране меньше чем через полгода, открытыми остаются вопросы учебно-методической базы нового предмета и переподготовки педагогов. По словам Низиенко, «сейчас подготовлены учебные пособия, практически на 85% школы уже ими оснащены». «Ключевая задача, – отмечает чиновник, – подготовка учителей, потому что это процесс небыстрый и за 72 часа курсов повышения квалификации, конечно, нельзя учителя в достаточном объеме обучить этой работе». Однако, по словам Низиенко, уже «более 50% учителей прошли углубленную подготовку».
Со своей стороны, генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков отмечает ряд проблем, связанных с подготовкой учебных материалов к курсу ОРКСЭ. По его словам, сложности возникают из-за возрастных особенностей четвероклассников – в основном это 10-летние дети, а также из-за особенностей изложения материала. По словам Кондакова, «самой большой проблемой оказалась книжка «Основы светской этики» – учебное пособие к модулю, который выбрали большинство родителей. Институт философии РАН, к которому обратились за помощью в подготовке учебника, предлагал четвероклассникам изучать этику Аристотеля, Канта, Гегеля и других философов. Сотрудники Института философии объяснили это тем, что понятия «светская этика» не существует. Конечно, от этого варианта отказались. Кроме того, Кондаков напомнил, что пособие по светской этике – единственное из всего комплекта, авторы которого отказались указывать свои фамилии. Учебник оказался анонимным.
Как сообщил Кондаков, «при разработке учебников по основам религиозных культур было принципиально важно избежать возможности любого конфликта, поэтому, после того как тексты были сделаны, мы направили учебники сначала на поликонфессиональную экспертизу». Как рассказал Кондаков, у него «были проблемы с автором книги по основам православной культуры». «Дети только что изучили на уроках по основам окружающего мира строение Вселенной, вращение планет вокруг Солнца, Луны вокруг Земли, – рассказал он. – Внезапно в книге по основам православной культуры появляется объяснение, что есть некая небесная сфера, где, как на прутик, нанизаны шарики-планетки и Всевышний двигает эти шарики так, как ему представляется правильным». Встречались и менее безобидные накладки. Как рассказал Кондаков, на развороте первоначального варианта учебника по основам исламской культуры «шла арабская вязь». Как оказалось, это была строка из Корана, гласящая, «что при определенных условиях правоверный мусульманин обязан убить неверного». Только благодаря случайности удалось исправить этот ляп.
По словам Кондакова, «после первого года апробации учебники переработали и еще раз отправили на экспертизу». Таким образом, будущие четвероклассники начнут учиться по новым, переработанным изданиям учебников.
Чиновникам был задан вопрос о возможном участии священнослужителей в преподавании курса ОРКСЭ. Напомним, что Владимир Путин еще в качестве кандидата в президенты выражал беспокойство, что новый предмет может превратиться в «формальный ликбез». «Поэтому преподавать подобные дисциплины, конечно, должны хорошо подготовленные люди – либо теологи, либо священники», – утверждал он. Тогда же Путин отметил, что «Министерству образования и науки будет сформулировано соответствующее поручение: оказать всю необходимую помощь и поддержку религиозным организациям на этом направлении работ». Елена Низиенко предложила следующую трактовку заявления Путина. По ее словам, «привлечение (священнослужителей. – «НГР») к преподаванию не означает конкретный приход в конкретный класс». «Мы договорились, и здесь никаких сомнений ни у кого нет, – отмечает чиновник, – что на начальном этапе это светский культурологический курс». Однако Низиенко считает, что «привлекать священников и теологов к подготовке учителей в любом случае необходимо, и это совершенно понятная ситуация». В свою очередь, Александр Кондаков отмечает, что священники и представители других религий «в силу своей ведомственной принадлежности могут преподавать исходя из чисто религиоведческой составляющей этого курса».
Представители религиозных организаций больше обеспокоены тем, что большинство родителей выбрали для своих детей модуль «Основы светской этики». Действительно, этот выбор ставит под сомнение целесообразность всего проекта. Напомним, что одной из важнейших целей курса ОРКСЭ заявлено воспитание у школьников толерантного отношения к представителям различных религиозных традиций. Модуль «Основы светской этики» подразумевал обеспечение прав неверующих учащихся и, кажется, изначально предполагалось, что выбор родителей окажется не в его пользу. Однако сохраняется устойчивый интерес к этому предмету. Получается, что в таком случае почти половина школьников не получит представления собственно о религиях.
На основе бесед с директорами школ на условиях анонимности у редакции появилось свое объяснение этому казусу. «Основы светской этики» представляются педагогам и родителям «наименьшим злом». Есть технические и психологические проблемы обеспечения вариативности курса. Школы просто не в состоянии обеспечить индивидуальный выбор учащимися модуля и предлагают родителям прийти к консолидированному решению для всего класса. В многонациональных коллективах учащихся, особенно в Москве, нецелесообразно останавливаться на монорелигиозном модуле. Курс «Основы мировых религиозных культур» представляется педагогам слишком сложным для восприятия четвероклашками. Поэтому остается модуль светской этики как компромиссный вариант. Вот так практика вносит коррективы в правительственный проект, выхолащивая его и превращая, по сути, в свою противоположность.