Игуменья Екатерина опечалена шумом в СМИ из-за истории с реабилитационным центром.
Фото с сайта www.krest-mon.ru
Год назад в блогосфере, а затем и в СМИ разгорелся скандал. В центре внимания журналистов оказался давний конфликт Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря и подмосковного центра для детей-инвалидов «Детство». 25 насельницам монастыря помешало соседство с уникальным реабилитационным центром, в стационаре которого каждый месяц проходят реабилитацию 250 пациентов, а в поликлинике ежегодно лечатся около 3000 детей. В июле 2010 года монастырь подал судебный иск к администрации Ленинского района Подмосковья и ФГУ РРЦ «Детство» о признании незаконным свидетельства о государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования земельным участком в 0,7 га, прилегающим к поликлинике центра (корпусу № 6).
Суд длится уже больше года. У меня сложилось впечатление, что значительная часть этого времени была потрачена на┘ уточнение исковых требований, до сих пор еще не законченное.
Представитель Управления Росреестра по Московской области предоставила суду отзыв, согласно которому оспаривать можно только право бессрочного пользования земельным участком, но никак не свидетельство о регистрации права. Но суд тем не менее принял иск к рассмотрению. Однако рассмотрение толком так и не началось.
В ходе февральского заседания состоялся примечательный диалог:
Судья. А Святейший Патриарх не обращался к президенту, в правительство?..
Юрист монастыря. Обратился, да, в десятом году.
Судья. В десятом году┘ А какое решение было по этому вопросу?
Юрист монастыря. Как мы знаем, сейчас президент дал поручение Голиковой, министру здравоохранения и (руководителю. – «НГ») Росимущества Петрову проработать вопрос и доложить.
Судья. Ну доложили┘
Юрист монастыря. Пока что нам неизвестно о данном решении, но этот вопрос уже как бы идет, и он идет с 2005 года, идут обсуждения в Росимуществе.
Судья, выяснив, что о конфликте знают и Патриарх, и президент, и в правительстве, то есть данное дело – это не просто «спор хозяйствующих субъектов», и решение суда в пользу любой из сторон будет иметь политическое значение, дал время истцам уточнить свои требования и перенес слушание.
Но в течение всех последующих судебных слушаний истцы так четко и не сформулировали, на что же именно они претендуют. Исковые требования монастыря постоянно менялись (в определениях суда есть решения по ходатайствам юристов монастыря об уточнении и изменении исковых требований): сначала это был участок земли, прилегающий к корпусу № 6, потом претензии распространились на всю землю вокруг здания, включая подъездную дорогу, теперь это уже весь участок вместе с землей под корпусом. Неизменной остается только площадь участка – примерно 0,7 га. Наконец, в сентябре судом была назначена экспертиза, призванная определить точную площадь спорного участка. Оказалось, что без судебного определения у представителей монастыря не получается выяснить точно, на участок какого размера претендует обитель. В январе – новое заседание┘
Год назад в ответ на обвинения, что монастырь стремится выжить реабилитационный центр, православные блогеры возражали: антиклерикалы лукавят, монастырю нужен только пустырь (http://gasloff.livejournal.com/707262.html). Как мы видим, сейчас речь уже идет далеко не только о пустыре.
В чем вообще состоит суть этого странного конфликта?
Территория реабилитационного центра еще в 90-е годы была разделена на две части монастырской землей. Один из двух корпусов РРЦ «Детство», в котором находятся поликлиника, дневной стационар, психоневрологическое отделение и больничная школа, оказался на территории парка перед обителью, а наиболее короткий путь между корпусами – порядка 80 метров – проходит по монастырской земле.
Какое-то время монастырь и центр уживались вполне мирно, но потом обитатели монастыря стали претендовать на земельный участок, на котором располагается корпус с поликлиникой. Под предлогом строительства монастырской ограды в 2005 году была закрыта калитка между корпусами, и чтобы попасть из одного корпуса в другой, детям и сотрудникам центра приходилось преодолевать путь длиной около километра. У меня, взрослого здорового человека, эта дорога заняла почти десять минут, и мне трудно представить, как каждый день преодолевали это расстояние дети с ДЦП.
Понятно, почему родители детей-инвалидов писали в своем открытом письме (http://blagodarenie.com/forum/index.php?topic=575.0): «Почему монастырь – центр милосердия по определению – превратился в центр ненависти к детям?! <┘> Ложь и клевета – оружие матушки Екатерины. Много можно возразить на утверждение, что больные дети посланы за грехи родителей, что их не надо лечить, интегрировать в общество, а необходимо просто «отпеть»!»
В 2009 году, когда центр начал подготовительные работы к предстоящей реконструкции здания, бывший парк перед монастырской обителью, на территории которого находится корпус № 6, был срочно включен в историко-охранную зону монастыря. В «Протоколе совещания в Управлении имущества государственной казны, обеспечения имущественной основы деятельности публичных образований, федеральных органов власти и организаций Росимущества» от 21.01.09 говорится: «По информации Министерства культуры Московской области, в проекте готовящегося в настоящее время в министерстве распоряжения об утверждении границ объекта культурного наследия регионального значения «Крестовоздвиженский монастырь» объект попадает в проектируемые границы территории памятника. Однако до настоящего времени границы территории памятника и зоны его охраны в установленном порядке не утверждены». Смотрим материалы судебного иска об иске ООО «Главмонтажспецстрой», строительного подрядчика центра «Детство», к Минкультуры МО. В определении суда первой инстанции говорится о распоряжении Минкультуры МО № 278-р от 30.07.09 «Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия – монастыря Крестовоздвиженского Иерусалимского┘» То есть 21 января 2009 года идет речь о проекте, а уже 30 июля 2009 года выходит распоряжение об определении границ.
Так выглядит Крестовоздвиженский монастырь с крыши центра «Детство». Фото автора |
Для продолжения работ стало необходимым согласие областного Министерства культуры. Проект реконструкции подписали многие должностные лица, но министр культуры Московской области Галина Ратникова отказалась, заявив, что новый корпус будет портить вид ансамбля. Реставрация 6-го корпуса была остановлена, выделенные средства РРЦ «Детство» вернул в федеральный бюджет. Между тем очередь на лечение в центре составляет полтора-два года, и реконструкция должна была расширить возможности медиков по оказанию помощи детям.
Президент России недавно заявил, что он как православный человек ратует за продвижение традиционных ценностей, а «хранителем таких непреходящих ценностей для нашей страны, непреложных истин выступает православие». Такие заявления вызывают сомнения в возможности соблюдения принципов Конституции и беспристрастности суда, когда одна из сторон – монастырь РПЦ. Еще год назад представитель Московской Патриархии заявил журналистам: «Учреждение должно выехать. И долг государства – сделать все для этого» («Российская газета», номер от 22.10.10).
И вот суд полтора года уточняет исковые требования, сотрудники «Детства» ждут, когда и куда выселят центр, а родители – когда дойдет очередь лечить их детей.
От редакции.
Корреспонденты «НГР» обратились за комментариями в Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, однако пресс-секретарь отдела Василий Рулинский счел себя некомпетентным в этом вопросе и посоветовал обратиться в Синодальный информационный отдел. Многократные попытки журналистов связаться с руководителем Информационного отдела Владимиром Легойдой завершились неудачей. Не удалось дозвониться и до Синодальной комиссии по делам монастырей. Также корреспонденты «НГР» обратились в сам Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Одна из насельниц, не назвавшая своего имени, на просьбу прокомментировать тяжбу обители с детским центром в резкой форме ответила журналистам: «Почему мы вам должны давать такую информацию? Как вы думаете? Мы не даем никому информацию по телефону».
Для того чтобы представить позицию монастыря, приводим фрагмент из интервью игуменьи Екатерины (Чайниковой) интернет-изданию «Татьянин день» от 6 декабря 2010 года:
«В 1992 году, когда было принято решение о воссоздании здесь монашеской общины, состоялось разделение земель между двумя хозяйствующими субъектами – монастырем и детским центром. Монастырь получил тогда по распоряжению правительства 12,5 гектара в пользование, а 18,79 осталось за центром. СМИ сообщают, что монастырь получил 32 гектара, а центр 2, – это неправда. Историческая территория монастыря была определена и отдана монастырю, остальное оставили центру...
В настоящее время центр лоббирует свой интерес – строительство дома для детей-инвалидов в центре памятника, монастыря. Министерство культуры не утвердило эскизный проект (он был представлен на рассмотрение в Министерство культуры по причине того, что здание постройки 1966 года – поликлинический корпус – признано диссонирующим и его необходимо вынести с территории памятника) и новое строительство. Но центр подал иск в суд для того, чтобы принудить Министерство культуры принять решение о необходимости строительства бальнеологического центра для детей-инвалидов с увеличением площадей и увеличением территории земель под строительство с 0,56 до 3,5 гектара и парковкой на 300 мест.
Иск, инициированный центром «Детство», был отклонен, суд признал их требования незаконными».