Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), прошедший в Рогожской слободе Москвы 18–20 октября с.г., принял строгие меры по отношению к некоторым членам своей Церкви. В первый день заседаний был предан анафеме бывший председатель Рогожской старообрядческой общины и давний автор «НГР» Алексей Рябцев. Причина отлучения зафиксирована в пункте 2 постановлений Собора под заголовком «О вынесении прещения христианам, праздновавшим Пасху 2011 года в иное время». Как сказано в документе, «за изменение даты празднования Пасхи, нарушающее Священное Предание Церкви, и раздорнические действия, выразившиеся в праздновании Пасхи в иное от Церкви время, А.Ю. Рябцева и совместно с ним праздновавших Пасху отлучить от Церкви, согласно правилу 1 Антиохийского Собора и правилам 5, 6 Гангрского Собора до раскаяния».
Решение Освященного Собора сразу же вызвало толки среди старообрядцев по вопросу канонического празднования Пасхи и действий «неопасхальников», как назвали отлученного от Церкви Рябцева и его сторонников. Стоит отметить, что после реформы Патриарха Никона и старообрядцы, и РПЦ используют один и тот же церковный календарь – юлианский. Дата празднования Пасхи определяется по так называемой александрийской пасхалии и выпадает на первое воскресенье первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Однако в древних церковных канонах, которых придерживается РПСЦ, существует строгое правило относительно несовпадения христианской Пасхи с Песахом иудеев и предшествующей ему неделей опресноков, ибо «христианин осквернится от иудея». Ранее Алексей Рябцев опубликовал брошюру «Размышления о пасхалии», в которой писал: «Используемые нами пасхальные расчеты и составленные на их основе пасхальные таблицы содержат грубую ошибку, которая приводит в некоторые годы к нарушению Апостольского и Соборных правил о запрете празднования христианской Пасхи во время праздника иудеев». Несмотря на то что полемика «неопасхальников» с РПСЦ длится уже около двух лет, решение о прещении смутьянов было выдвинуто, только после того, как Пасху с.г., совпавшую с праздником иудеев, Рябцев и его сторонники решили справить в соответствии со своей пасхалией – на неделю позже православного мира, живущего по юлианскому календарю.
Однако некоторые наблюдатели связывают произошедший конфликт с политически более важными причинами, чем исчисления Пасхи. Глава РПСЦ митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов) активно ищет пути сближения с Московским Патриархатом. В речи на открытии Собора предстоятель РПСЦ в очередной раз отметил, что «поддержание мирных и доброжелательных контактов с иными конфессиями, в том числе и с представителями самой многочисленной из них – РПЦ, думаю, является целесообразным, так как в этих встречах мы имеем возможность шире ответить на все возрастающий интерес инославного общества к древлецерковной традиции, сохраняемой ныне в Русской Православной Старообрядческой Церкви». Таким образом идея «неопасхальников» противостоять курсу митрополита Корнилия и оградить РПСЦ от контактов с РПЦ обернулась их анафематствованием. К тому же Рябцев и ранее не скрывал своего отношения к политике как предстоятеля РПСЦ, так и Патриарха Кирилла, например, в отношении введения института капелланов (см. «НГР» от 15.04.09).
Как подтвердил в беседе с корреспондентом «НГР» сам Алексей Рябцев, основной причиной его отлучения от РПСЦ стало «противодействие политике митрополита Корнилия и его окружения». «Они только ждали повода, чтобы это дело придумать, – заявил Рябцев. – По большому счету их никакие принципиальные вопросы вообще не волнуют, поэтому вопрос с пасхалией был взят только в качестве повода». По словам собеседника «НГР», предстоятель РПСЦ «стремится к объединению с РПЦ, хотя всячески это скрывает, но при этом постоянно встречается с ее представителями, устраивает вывешивание лампад над мнимыми святынями, как год назад вывесил над порогом так называемых «Судных врат» на Александровском подворье в Иерусалиме». «Эти бесконечные встречи с руководством РПЦ он объясняет необходимостью проповеди старообрядчества. Это смешно выглядит – как будто председателю ОВЦС митрополиту Илариону нужна чья-то проповедь», – сказал Рябцев.
Примечательно, что решение Освященного Собора, по сути, оставило за «неопасхальниками» право придерживаться своих взглядов «до раскаяния». Собор архиереев во главе с митрополитом Корнилием лишь отлучил оппозиционеров от Церкви, не осудив, однако, их учение.