Воссозданное шаманское капище в центре Петрозаводска.
Фото с сайта www.petrsu.ru
Возрождение традиционной духовности, происходящее в последние годы в России, порой открывает в просвещенных россиянах XXI века такие первобытные глубины подсознания, которые еще недавно трудно было предполагать. 23 августа жители Карелии узнали из местных СМИ, что республиканскому обществу защиты животных удалось добиться от властей запрета обряда публичного принесения в жертву барана, запланированного на 27 августа в рамках фольклорного праздника, организуемого муниципальным Культурно-музейным центром города Костомукша. А вот на Ямале подобные ритуалы проводятся уже не только с одобрения, но и при финансовой помощи властей. В последний месяц лета губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин выделил из бюджета 300 тыс. руб. на совершение обряда жертвоприношения оленей языческому божеству хантов Кев-урху-акем-ики. «Учитывая значимость оленя для всего Ямала, благосклонность божества очень важна», – без капли иронии говорится в сообщении губернаторской пресс-службы.
Обряд жертвоприношения, запланированный на конец августа в деревне Суднозеро (на территории Карельского национального парка), должен был привлечь массы зрителей. В начале августа организаторы в интервью местным СМИ подробно рассказали о ритуале: «По древней языческой традиции к празднику следует забивать барана. Этот обряд жертвоприношения с далеких веков совершается во благо и здоровье сородичей... Гости праздника сами распределят между собой роли: одни будут забивать барана, вторые – снимать с него шкуру, третьим предстоит приготовить из него еду». На обряд приглашались желающие со всех концов республики.
Анонс мероприятия вызвал протесты Карельского общества защиты животных, руководители которого разместили на популярном сайте democrator.ru открытое обращение к главе Республики Карелия Андрею Нелидову, которое в течение недели подписали более 400 граждан. В обращении подчеркивалось, что люди «глубоко возмущены откровенным цинизмом и пропагандой жестокости», так как барана «собираются резать публично, на глазах публики» и «эту картину смогут наблюдать дети», и в целом «сам факт убийства животного на потеху людей несет в себе вызов нравственности, настоящим культурным традициям». Вслед за защитниками животных обеспокоенность готовящимся проведением кровавого обряда выразило Министерство культуры Карелии, и организаторы праздника сочли за лучшее объявить об отказе от публичного забоя агнца.
Стоит заметить, что этот обряд проводится уже не первый год, и ранее в нем принимали участие представители местной власти. Так, 27 августа 2009 года, как писала интернет-газета «Карелия», в праздновании, сопровождавшемся умерщвлением барана, участвовал глава Костомукшского округа Вячеслав Шаповалов. Правда, ему по жребию выпало лишь коптить рыбу. Накануне место ритуала посетил с супругой тогдашний глава Карелии Сергей Катанандов, который «остался доволен гостеприимством здешних жителей и, передавая подарок, поблагодарил за тот вклад, который они вносят в дело сохранения и приумножения традиций наших предков, развития туризма». Как отметила 23 августа с.г. директор муниципального Культурно-музейного центра Костомукши Татьяна Добродеева, «угощение из баранины было изюминкой суднозерского праздника». «У нас и Сергей Катанандов на этом празднике бывал. Все было нормально до тех пор, пока эти «зеленые» не подняли шум», – рассказала Добродеева.
Действительно, в целом реконструкторы языческой старины пользуются в Карелии достаточно доброжелательным отношением власти. Так, 11 августа с.г. в присутствии мэра Николая Левина в Ботаническом саду Петрозаводска был открыт объект, носящий название «Языческая поляна». Это уменьшенная копия саамских языческих сейдов (валунов-идолов), размещенных у каменного круга-лабиринта диаметром 6 м. В Средние века, да еще и в Новое время, у таких сейдов проводили свои обряды шаманы. Создание «Языческой поляны» (одних только камней в парк было привезено около 10 тонн) было профинансировано из бюджета карельской столицы в рамках реализации мероприятий Ландшафтного фестиваля по ведомственной программе по развитию и сохранению зеленых насаждений на 2011–2013 годы. Как отметил на открытии реконструированной копии языческого капища мэр Петрозаводска, «реконструкцию таких самобытных явлений полезно демонстрировать людям нынешнего времени».
Впрочем, Карелии в возрождении языческой старины все-таки далеко до Ямала. 9 августа с.г. на официальном сайте администрации Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) появилось сообщение: «Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин подписал постановление о выделении Шурышкарскому району межбюджетной субсидии на организацию и проведение священного ритуала народа ханты. Обряд пройдет ближе к концу года в предгорьях Уральского хребта, на озере Балбанты. Ритуальное место посвящено покровителю оленьих стад Кев-урху-акем-ики (в переводе с языка ханты – Старик каменной гряды). Учитывая значимость оленя для всего Ямала, благосклонность божества очень важна. Чтобы заручиться поддержкой Кев-урху-акем-ики, ему в жертву принесут трех оленей и множество других даров». Позже пресс-служба губернатора ЯНАО сообщила Интерфаксу, что на проведение языческого праздника с дарами и жертвоприношениями выделяется 300 тыс. руб. В том же сообщении на сайте администрация Ямала подчеркивает, что ею «проводится большая работа по поддержке традиций коренных народов»: «Так, в первой декаде июля при содействии первого заместителя губернатора Евгения Мискевича и правительства ЯНАО делегация автономного округа посетила Югру с целью участия в мероприятиях по реализации социально значимого проекта «Встреча родов коренных народов Югры и Ямала»... В рамках проекта была организована своеобразная экспедиция по святым местам ханты и ненцев».
Подобные жертвоприношения совершаются на Ямале открыто. Например, в ходе массовых празднований Дня оленевода в апреле каждого года жестокие обряды освещает телевидение, как местное, так и федеральное. Гости подчеркивают: «Ритуальное заклание для человека, приехавшего, как здесь говорят, с Большой земли, зрелище не из приятных». Оленей душат арканом, а затем ударом ножа в сердце пускают кровь, которую затем все собравшиеся на обряд пьют, запивая водкой и закусывая сырым мясом. Проводят такие обряды в разных районах округа.
Финансировались ли ранее подобные жертвоприношения за счет бюджета, сказать сложно, но в госпрограмму развития туризма на Ямале они входят. Так, на сайте администрации ЯНАО в апреле с.г. можно найти упоминания о новых туристических продуктах, разработанных в последние годы департаментом туризма. Отмечается, что «зарубежным и отечественным туристам предлагаются этнографические туры по Ямалу, включающие знакомство с традиционным укладом жизни и самобытной культурой шурышкарских ханты». Среди прочего «туристы смогут принять участие в обрядах, посвященных началу зимнего года. Это «большие» жертвоприношения главным духам Торум-ики (Небу), Калтан ими (Земле) и Хынь ики (Подземелью)».
В XXI веке кровавые жертвоприношения все чаще становятся двигателем туристической отрасли на национальных окраинах России.