5-6 сентября в Москве прошла международная научно-практическая конференция «Религия как социальный институт» с участием ученых из России, Украины, Белоруссии, США, Польши, Голландии.
Нынешняя конференция с подобным названием (в расширенном составе) стала продолжением обмена мнениями исследователей, начало которому положила первомартовская встреча в столичном Домжуре.
Организаторами нынешней конференции выступили Центр религиоведческих исследований «Религиополис», кафедра социологии и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений (Россия, Москва), кафедра философии религии и религиоведения философского факультета Санкт-Петербургского госуниверситета, Международный центр религии и права (Прово, США), Координационный совет стран СНГ и Балтии по теоретическому и практическому религиоведению (Киев, Украина).
Широкий тематический охват, включавший рассмотрение глобальных изменений религиозной жизни XXI века (проф. Виктор Еленский, Украина, Киев), интерпретацию данных социологических исследований о состоянии религиозности в сегодняшней России (профессора Жан Тощенко,Москва и Галина Широкалова, Нижний Новгород), состояние государственно-церковных и межрелигиозных отношений в «посторанжевой» Украине (профессор Людмила Филипович, Украина, Киев), проблемы религиоведческого и теологического образования в России (профессор Евгений Аринин, Россия, Владимир), вопросов «высокой» религиоведческой теории (профессора Екатерина Элбакян, Москва и Марианна Шахнович, Санкт-Петербург) отнюдь не стал препятствием для нахождения точек соприкосновения учёных, работающих над изучением разных проявлений религии и религиозности.
Учёные высказали как обоснованную критику действий властей, позиций, занимаемых по ряду вопросов религиозными организациями, коллег исследователей, а также представили собственные прогнозы.
Социолог Галина Широкалова продемонстрировала, как некорректно поставленный практикующими социологами вопрос, - в его формулировке был упомянут и сугубо вероучительный Закон Божий, но вместе с ним и просто общие (внеконфессиональные) знания о религии, - привёл к появлению «лукавой цифири» 53 % сторонников изучения «Закона Божьего», на которую из года в год ссылаются сторонники появления предметов духовно-нравственной направленности в сетке расписания российских общеобразовательных школ.
С критикой применения антиэкстремистского законодательства в сфере религии выступил российский исследователь новых религиозных движений (НРД) профессор Игорь Кантеров. У исследователя, вызывают вопросы принципы отбора текстов, оказывающихся в «индексе» экстремистской литературы. Так, откровенно человеконенавистнические «шахидские» песни, попав в список соответствующих изданий, вдруг по непонятной причине из него исчезли. Российские суды выносят приговоры и решения в делах, связанных с религией, руководствуясь сомнительной религиоведческой экспертизой тех людей, которые мало того, что не имеют никакого научного статуса и веса в профессиональном сообществе, но ещё и трактуют вероучение одной религиозной организации с позиций другой – общепризнанной, крупнейшей и влиятельной. И это происходит в светском государстве без установленной обязательной формы вероисповедания!
Логическим продолжением темы, затронутой в докладе московского профессора, стал рассказ Александры Поспеловой из Магадана о малоизвестных фактах религиозной жизни на северо-востоке России. В «материковой» России вообще никто, например, не знает о том, что активные прихожане РПЦ из Магаданской епархии после извержения из сана епископа Чукотского Диомида (Дзюбана) покинули РПЦ, а 3 прихода епархии и вовсе отказались проходить перерегистрацию уставов. Ситуация для РПЦ в регионах российского северо-востока, считает исследователь, и без того довольно сложна в связи с продолжающимся оттоком населения. Наряду с диомидовцами, в соседней с Магаданской областью Якутии заявляют о себе местные язычники. И это притом, что даже этнографы рубежа XIX-ХХ вв. этнографы встречали лишь крайне фрагментированные проявления якутского язычества.