Соотношение богатства и бедности в жизни католического священнослужителя нередко становится объектом пристального внимания как прихожан, так и сторонних наблюдателей. Между тем жизнь священника в некоторых европейских странах, где католичество является господствующей конфессией, отличается от жизни его собратьев в России. О материальной стороне жизни католического духовенства в России в беседе с корреспондентом «НГР» Лидией ОРЛОВОЙ рассказал генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь КОВАЛЕВСКИЙ.
– При рукоположении в священный сан кандидат, в отличие от монаха, не дает особого обета нестяжания. Между тем сам факт священства предполагает если не бедность, то умеренность в удовлетворении материальных потребностей. Так может ли священник владеть дорогими вещами или получать дорогие подарки?
– Как частное лицо, конечно, может. Но на самом деле призвание к священству – это призвание к некоей умеренности. Само собой разумеется, что священник призван помогать человеку, помогать разнопланово и, конечно, в случае необходимости в меру своих возможностей иногда оказывать и материальную помощь.
– Получает ли священник зарплату от Церкви или материальная сторона его жизни зависит от пожертвований прихожан?
– Священник работает в церковных структурах. Естественно, каждая работа должна каким-то образом вознаграждаться. Источник поступления средств в церковные структуры – это прежде всего пожертвования прихожан. Именно часть этих пожертвований должна идти как заработная плата для всех служителей приходов, в частности духовенства. Это соответствует как российскому светскому законодательству, так и церковному праву.
– Эта зарплата подвергается бухгалтерскому учету?
– Каждый приход, являющийся юридическим лицом, обязан вести бухгалтерию. Католические приходы в России исключением не являются, и поэтому, конечно, бухгалтерия, финансовая отчетность ведется. В том числе сдается соответствующая налоговая отчетность, как у каждого юридического лица.
– А на что живут монашествующие, служащие на приходах?
– На самом деле проблема материального содержания духовенства так или иначе решается в каждой конкретной стране. В нашей Церкви мы вплотную занимаемся данной проблемой, а также монашествующими, которые работают в церковных структурах, например, на приходах. Они также получают вознаграждение. Единственно, уже по внутреннему установлению монашеских орденов эти вознаграждения могут распределяться между членами монашеских общин.
– То есть Ватикан не платит зарплату священникам┘
– Вот это самое главное: Ватикан зарплату священникам не платит. Более того, это поместные Церкви должны помогать содержать Святой Престол. В частности, в торжество святых апостолов Петра и Павла (29 июня) собираются во всех католических приходах мира пожертвования, так называемый «грош святого Петра». И они направляются на содержание Святого Престола.
– Может ли священник претендовать на пенсию? От кого он ее получает?
– Каждый гражданин России получает пенсию от государства. Кроме того, все, кто работает и за кого выплачиваются соответствующие отчисления в органы социального страхования, получают пенсию в соответствии с действующим законодательством. Конечно, Церковь также старается заботиться о пенсионном обеспечении своих священнослужителей. Специфика Католической Церкви в России такова, что подавляющее большинство наших священников на сегодняшний день являются иностранными гражданами. И все проблемы их пенсионного обеспечения решаются в тех странах, из которых они прибыли, – в соответствии со светским законодательством, а также в соответствии с установками поместных Церквей в этой области. Наша поместная Церковь также думает над вопросом, как помогать в будущем российским священнослужителям, которые будут выходить на пенсию.
– Может ли священник претендовать на наследство от родителей или родственников? Может ли он принять его?
– Как частное лицо – да. Есть ограничения по принятию либо непринятию наследства от имени Церкви. Здесь есть некоторые полномочия, которые даны только епископу. Но священник такое же физическое лицо, как каждый гражданин России, и имеет те же имущественные права.
– В случае если священник совмещает свое служение, скажем, с преподавательской или журналистской деятельностью, он вправе принимать зарплату или гонорары? Или работает безвозмездно в пользу Церкви?
– В каждом конкретном случае этот вопрос решается индивидуально. Но вообще-то здесь основополагающим принципом должен быть принцип справедливости, то есть работа нуждается в вознаграждении. Конечно, есть еще добровольная деятельность, которую священник может исполнять. В принципе возможна работа за вознаграждение, за гонорар, а также возможно некое добровольное служение. Важно только, чтобы работа, которая совершается священником, не препятствовала исполнению им прямых пастырских обязанностей. Священникам часто приходится заниматься различными видами деятельности – преподавательской, журналистской. Обычно это преподавательская деятельность, такая практика есть во всем мире. Она согласуется с церковным начальством.
– Может ли священник вести предпринимательскую деятельность или, к примеру, быть владельцем акций?
– В любом случае все, что не связано непосредственно с пастырской деятельностью священника, должно согласовываться с епископом.
– Каковы потребности католических священников в России по сравнению с потребностями священнослужителей в тех же Польше и Италии?
– Изначально служение священника должно вознаграждаться Церковью, в частности приходом, на котором он служит. Специфика Католической Церкви в России такова, что наша община малочисленная и очень слабая во всех отношениях, в том числе и в отношении материальном. Духовенство, которое здесь работает, назвать богатым никак нельзя. Проблема материального обеспечения католического духовенства, особенно российских граждан, достаточно остро стоит перед нашей общиной.