В Свердловской области решили, что педагогам достаточно одной духовной пищи.
Фото PhotoXPress.ru
Надежды Екатеринбургской епархии РПЦ на расширение своего влияния за счет включения Свердловской области в группу регионов, где проходит апробация образовательного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), не оправдались. С начала эксперимента подавляющее большинство родителей отправляли своих чад изучать именно светскую этику (75%).
Во время прошлогоднего посещения Екатеринбурга Патриархом Московским и всея Руси Кириллом этот вопрос был даже включен в программу официального обсуждения. Органы госвласти обещали содействовать продвижению интересующего Московский Патриархат модуля – «Основы православной культуры» (ОПК). Но после отъезда главы РПЦ чиновники даже не стали пытаться давить на родителей – в администрации губернатора Александра Мишарина помнили, какой общественный протест вызвали планы по восстановлению Екатерининского собора в центре Екатеринбурга на месте нынешней площади Труда.
Тем более что с самим курсом были более серьезные проблемы. Проведя тестирование преподавателей, местный Институт развития образования определил, что педагоги не получают доплату за ведение курса (системе подушевой оплаты труда учителей противоречила концепция свободного выбора содержания курса), отсутствуют методические материалы. В результате ОРКСЭ преподаются не как предмет, расширяющий мировосприятие, а как обязательный курс вроде истории, где требуется заучивать даты и события. «Учителя испытывают потребность в дополнительном повышении квалификации, не до конца реализована одна из основных задач курса, предполагающая взаимодействие с родителями», – говорится в заключении экспертов института, подготовленном после обсуждения проблем с почти полутора сотнями учителей. И самое важное: нет единой понятной системы оценки эффективности реализации курса. Каждый десятый родитель в среднем по области, во время обучения своего ребенка, на очередном этапе эксперимента подавал заявление о смене модуля.
К 2010/11 учебному году часть проблем удалось разрешить. Новые опросы фиксируют, что организационные вопросы у преподавателей сняты. Родители и дети воспринимают «Основы» с большим пониманием, правда, почти каждый пятый педагог, работающий с данной программой, недоволен тем, что не может приглашать на свои занятия (и лично консультироваться) священнослужителей. Но запрет на допуск к преподаванию в школе служителей религиозных организаций остается неизменным.
Екатеринбург