Некоторые дети надеются, что знание основ православной культуры поможет им стать лучше.
Фото PhotoXPress.ru
Школы Красноярского края стали одной из экспериментальных площадок по апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Этот предмет в 2009/10 учебном году в регионе изучали 25 157 пятиклассников. 61,9% юных сибиряков выбрали основы светской этики, 22,3% – основы мировых религиозных культур, 14,2% – основы православной культуры и 0,4% – основы исламской культуры. В нынешнем учебном году предпочтения 25 546 красноярских четвероклассников «второго призыва» распределились так: основы светской этики постигают 61,5% (15 711) учащихся, основы мировых религиозных культур – 22,4% (5729), основы православной культуры – 16% (4093), исламскую культуру решили изучать всего 13 человек.
По данным Министерства образования и науки края, особой предметной «миграции» в рамках курса не наблюдалось – осенью пятиклассники продолжили изучать выбранные модули. Хотя, возможно, в ближайшем будущем предпочтения изменятся. «Мы провели в мае опрос учителей, которые сказали, что повысился интерес родителей и учащихся к изучению основ православной культуры, – рассказала «НГ» главный специалист регионального Министерства образования и науки Любовь Черепова. – Хотелось бы отметить, что у родителей исчезло недоверчивое, настороженное отношение к курсу. Выбор ими модуля для своих детей стал более осмысленным».
Министерство образования и науки провело среди школьников анкетирование, которое показало, что ребята тоже отнеслись к курсу положительно. Хотя произошло это не сразу. «К этому уроку я сначала относился несерьезно. Я считаю, что у меня нет добрых поступков. А еще я вру, не всегда делаю домашнюю работу. В школе я редко работаю на уроках. Но, когда ребята говорили на уроках о своих добрых делах и мыслях, мне стало стыдно. На последнем уроке я заплакал из-за этого, но удивился, что учительница и ребята не ругали меня. Наверное, они думают обо мне лучше, я не такой плохой. Может, эти уроки помогут мне стать хорошим», – написал в анкете ученик одной из таймырских школ.
Представители краевой власти внимательно следили за ходом эксперимента. «Первый этап апробации этого курса прошел без эксцессов. Во всяком случае, к парламентариям с жалобами на какие-то перегибы в ходе этого эксперимента люди не обращались, – заявила «НГ» член комитета Законодательного собрания по образованию и науке Валентина Бибикова. – Безусловно, шероховатости были. Связаны они и с несовершенными учебниками, и с недостаточной подготовкой учителей по этому предмету. На мой взгляд, не слишком удачно выбрано время для этого, безусловно, нужного для нравственного воспитания школьников курса. В первой четверти ребята только раскачиваются, а весной они уже мыслями на каникулах. Министерству образования РФ имеет смысл передвинуть этот курс в середину учебного года».
Представители Русской Православной Церкви весьма взыскательно отнеслись к этому курсу. Во многих школах учеников водили на экскурсии в православные храмы. У истоков эксперимента в Красноярском крае стоял известный православный богослов настоятель Церкви Святых Константина и Елены Абаканско-Кызылской епархии РПЦ протоиерей Геннадий Фаст. «Предстоит очень серьезная работа, чтобы этот предмет приносил должную радость не только детям и родителям, но и обществу. Думаю, нельзя всех грести под одну гребенку. Обязательно должен быть в этом курсе региональный компонент. Слишком уж разнится специфика Белгородской области, Татарстана или сибирских регионов, – поделился с «НГ» своими соображениями по поводу будущего курса священнослужитель. – На мой взгляд, имеет смысл для повышения качественного уровня педагогов ввести двойное лицензирование тех преподавателей, кто читает религиозные курсы: и со стороны государственных органов, и со стороны религиозных организаций», – заключил протоиерей Фаст.
Красноярск