Седевакантисты совершают богослужения не в просторных соборах, а на частных квартирах.
Фото предоставлено священником Александром Крысовым
В середине мая с.г. на главном алтаре собора Святого Петра в Риме экс-президент Папского комитета по историческим наукам кардинал Вальтер Брандмюллер совершил торжественную папскую мессу по экстраординарной форме римского обряда, существовавшей до литургической реформы II Ватиканского Собора 1962–1965 годов. Такое в главном католическом соборе мира случилось впервые за 40 лет. Двумя днями ранее, 13 мая с.г., Папская комиссия «Церковь Божия» (Ecclesia Dei) обнародовала инструкцию «Вселенской Церкви» (Universae Ecclesiae), которая объясняет применение на практике норм апостольского письма Папы Римского Бенедикта XVI «Заботой Верховных Понтификов» (Summorum Pontificum) – документа, разрешившего свободное служение литургии по старому обряду. Совершение так называемой тридентской мессы в главном соборе Римско-Католической Церкви (РКЦ) стало продолжением реформ нынешнего Понтифика, постепенно дающего зеленый свет старому литургическому обряду. До публикации 7 июля 2007 года послания «Заботой Верховных Понтификов» тридентскую мессу можно было совершить лишь с разрешения епископа той или иной католической епархии.
Политика Ватикана в отношении официального признания равенства двух форм римского обряда не могла не быть отмечена как традиционалистскими направлениями внутри РКЦ, так и просто «любителями старины», ратующими за сохранение традиционной литургии. Ведь консервативные католические движения распространены во многих странах мира. По пути сохранения литургической традиции идут и некоторые группы российских католиков.
Международная федерация Una Voce (в переводе с латинского «Единым гласом») выступает за сохранение старого обряда в рамках существующей РКЦ. В России Ассоциация Una Voce Russia (UVR), созданная по инициативе группы российских католиков, существует уже шесть лет. «В начале 70-х годов, когда происходила литургическая реформа, существовало распространенное мнение: поколение, привыкшее к старой форме мессы, уйдет, а молодежь будет ценить новую упрощенную, более понятную мессу», – говорит секретарь координационного совета Ассоциации UVR Евгений Розенблюм. Но на практике все оказалось иначе – именно молодые люди осознанно выбирают дореформенный обряд богослужений. По мнению Евгения Розенблюма, «старый обряд привлекает людей не в силу привычки, а сам по себе: своей большей торжественностью, сакральностью богослужения». В Москве UVR сотрудничает с Обществом Святейшего Сердца Иисуса – группой католиков, которая, руководствуясь посланием «Заботой Верховных Понтификов», занимается организацией традиционных богослужений. Однако старая месса в России пока совершается только в Москве и Санкт-Петербурге. Общество планирует организовать богослужения по дореформенному обряду в Астрахани и Новосибирске. В столице богослужения совершаются два раза в месяц в обустроенной часовне католического кафедрального собора, а в одной из католических церквей Санкт-Петербурга – раз в месяц. Московская община любителей старой формы римского обряда невелика – всего 40–45 прихожан, большинство которых молодежь и люди средних лет. Подобные общины одобряются и поддерживаются российскими католическими властями.
Однако в стране существует община, находящаяся в оппозиции не только церковным властям, но и РКЦ в целом. Адепты движения седевакантистов (от лат. sede vacante – незанятый престол) не только не признают решений II Ватиканского Собора, но и не считают Римскими Папами тех Понтификов, которые правили во время и после последнего Собора, в том числе Иоанна Павла II и Бенедикта XVI. По мнению седевакантистов, эти Понтифики потеряли папский престол в результате обновленческой политики РКЦ – модернизма, прогрессивизма, введения новой формы богослужебного обряда. РКЦ официально признала седевакантистов как раскол.
Община святого Пия V – единственная в России – возникла в столице в 1990 году в рамках движения лефевристов. В отличие от седевакантистов лефевристы считают себя неотъемлемой частью современной РКЦ, поминают на литургии нынешнего Понтифика и правящих епископов, но выступают против литургической реформы II Ватиканского Собора. В то же время лефевристы отрицательно относятся к экуменической практике РКЦ и к ее стремлению вести диалог с нехристианскими религиями, что служит причиной напряженности в отношениях между этим течением и Церковью. После конфликта с последователями архиепископа Марселя Лефевра, по имени которого движение получило свое название, московская община святого Пия V окончательно встала на позиции sede vacante и начиная с 2003 года существует автономно.
«Община небольшая, ее численность – это двузначное число, – говорит приор оратория святого Пия V священник Александр Крысов. – Но это люди, сознательно сделавшие свой выбор, убежденные». По мнению настоятеля общины, консервативное католичество в России – интеллектуальное и в основном представлено русскими интеллигентами. «Неудивительно, что у нас в общине нет людей без высшего образования. Это люди, которые действительно понимают глубину проблемы и сознательно сделали свой выбор, перейдя на такие позиции», – говорит священник. Богослужения с участием прихожан в общине святого Пия V совершаются каждое воскресенье и на обязательные праздники на частной квартире. Между тем отношение московских католических властей к общине седевакантистов, по словам священника Александра Крысова, резко негативное. «У нас есть полные противоречия в вопросах литургики, в вопросах догматики, в вопросах морального богословия», – говорит приор общины.
Ранее в Москве существовала и лефевристская община, которая распалась в 2007 году. Те католики, которые симпатизируют этому направлению, поддерживают контакты с крупной общиной лефевристов в Минске. Реже в российскую столицу приезжают священники-лефевристы, но в отсутствие часовни богослужения совершаются на частной квартире.
По словам доцента Центра изучения религий РГГУ, специалиста по истории Католической Церкви Нового времени Алексея Юдина, ультраконсервативные группы католиков существуют во всех странах, где присутствует РКЦ. «В этом смысле Россия не является исключением, – отмечает эксперт. – Но приведение в жизнь решений, директив II Ватиканского Собора на постсоветском пространстве и в России как таковой было заторможено в 70–80-е годы. Информация доходила с большим трудом». Все это привело к тому, что сами священники «придерживались либо каких-то промежуточных форм, либо просто служили по старому обряду». «В жизни Католической Церкви в России не происходило тех естественных процессов, которые происходили в других республиках Советского Союза. Во многом католическая жизнь придумывалась, – поясняет Юдин. – Поэтому здесь, конечно, имело место некое вторжение, возможно, даже извне, выраженное интеллектуальным образом. Кто из нормальных католиков знает о седевакантистах? Я думаю, что в нормальной церковной жизни такие воззрения с трудом могут возникнуть, их надо откуда-то заполучить. Это люди знающие, читающие на других языках, общающиеся с единомышленниками в других странах». По словам эксперта, даже неконсервативные католические круги не раз высказывали пожелания, чтобы «некоторые части мессы звучали на латыни».
Между тем Бенедикт XVI предлагает создать синтез старой и новой форм литургического обряда, что может ослабить позиции ультраконсервативных течений. Но вряд ли приведет к их устранению, поскольку несогласие с литургической реформой последнего Собора – лишь одна из причин возникновения традиционалистских групп. На повестке дня, например, остается экуменическая деятельность нынешнего Папы. В отрицании поисков согласия с восточным христианством западные ультраконсерваторы смыкаются с аналогичными группами в Русской, Кипрской и Сербской Православных Церквах. А мир вообще велик, и помимо инославных есть еще мусульмане, буддисты, иудеи. Пища для недовольства у сторонников старины и добровольной изоляции всегда найдется.