0
4876
Газета Общество Интернет-версия

20.04.2011 00:00:00

Миф космического масштаба

Тэги: гагарин, антиклерикализм, церковь


гагарин, антиклерикализм, церковь Борцы с религиозным фанатизмом выбрали Юрия Гагарина своим символом.
Фото с сайта www.rksmb.ru

Обсуждение в обществе и СМИ 50-летней годовщины полета Юрия Гагарина обнаружило формирование вокруг этого эпохального события субкультурно-идейных мифологем – как клерикальных, так и антиклерикальных, пытающихся по-своему его истолковать и порой даже «приватизировать». Так, еще в конце февраля с.г. представителями радикальных коммунистических организаций – Российской коммунистической рабочей партии и Революционного коммунистического союза молодежи – было объявлено о проведении в Москве 12 апреля с.г. массовой акции «Антиклерикализм-2011» под лозунгом «Защитим Москву от мракобесов!». Дата выбрана ими, как поясняется на сайте РКМС(б), не случайно. По мнению организаторов, «12 апреля – это день великой победы разума над невежеством», науки над религией. Заявка на мероприятие была подана на площадку перед главным входом Всероссийского выставочного центра, в котором установлена ракета-носитель «Восток», на ней и летал в космос Юрий Гагарин. Впрочем, это место не было согласовано с московскими властями, и в итоге акция прошла на Чистых прудах. На баннере, развернутом коммунистами, надпись «Антиклерикализм» соседствовала с портретом первого космонавта, выбранного ими символом своей борьбы с религиозным обскурантизмом.

Между тем весьма активны были в своей трактовке полета Гагарина и представители Русской Православной Церкви. Председатель Синодального отдела по связям с Вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов 4 апреля разместил в видеоблоге на своем сайте обращение, где рассуждал о том, как «премудро промыслительно было устроено Господом Богом, что 12 апреля – это день памяти великого святого древности преподобного Иоанна Лествичника». Напомнив, что «лествица» в переводе со славянского – «лестница» (ко Христу), он начал трактовать это слово в том ключе, что «каждый человек, особенно монашествующий, должен по этой лестнице восходить от земли до неба. То есть это уже как-то связано с этим полетом». Кроме того, колокольня Ивана Великого в Московском Кремле (в которой находится храм того самого Иоанна Лествичника), по мнению Смирнова, «вообще напоминает космический корабль, устремленный в небо». В качестве вывода из всего вышесказанного, протоиерей Смирнов предложил занимающей ныне пост директора Музеев Московского Кремля Елене Гагариной (дочери первого космонавта) разрешить возобновить богослужения в храме Иоанна Лествичника. Смирнов считает, что на это есть «указание воли Божьей» в виде приведенных им выше «неслучайных совпадений».

Тему «Космос как дорога к Богу» избрал одной из основных в апрельском номере православный журнал «Фома», главный редактор которого Владимир Легойда одновременно возглавляет Синодальный информационный отдел Московского Патриархата. Среди прочих материалов вышедшего как раз накануне 12 апреля номера – интервью с настоятелем храма Преображения Господня в Звездном городке игуменом Иовом (Талацем), который приводит в нем «некоторые факты», свидетельствующие о том, что «ни Гагарин, ни Королев не были атеистами». По словам игумена, «Гагарин незадолго до полета крестил свою старшую дочь Елену, в его семье праздновали Рождество и Пасху, в доме висели иконы», а генеральный конструктор космических ракет Сергей Королев хотя сначала и «потерял веру, но через страдания и искушения снова ее обрел, молился, исповедовался». Правда, сам игумен Иов впервые попал в Звездный городок лишь в 2003 году, спустя много лет после смерти Королева (1966 год), Гагарина (1967 год) и большинства близко знавших их людей, так что источники приведенных им «фактов» вызывают немало вопросов. В ноябре прошлого года православный сайт raskol.net опубликовал рассказ игумена Иова о том, что он «знаком с Тамарой Дмитриевной, племянницей Гагарина, которая рассказывала, что в каждом уголке их дома висели иконы. В семье праздновали Рождество, Пасху Христову... Юрий Алексеевич ездил в Смоленскую губернию к старице Макарии, помогал ей, а свою дочь Елену Гагарину крестил в Гжатске, когда проходил комиссию в отряд космонавтов». Но речь тут идет о семье родителей Гагарина в Гжатске, а не о его семье в Москве; в других своих интервью Тамара Дмитриевна Филатова уточняет, что гжатские Гагарины «сильно верующими не были». Что же касается рассказа о Королеве, то игумен Иов далее сообщает в интервью «Фоме», что «сейчас пытается выяснить, кто был его духовником», то есть сам он ничего о нем не знает, так что источник его откровений о религиозности генерального конструктора вообще неясен.

Попытка превратить Юрия Гагарина в «русскую икону» (как характеризует его передовица номера газеты «Завтра», вышедшего к 50-летнему юбилею полета), в некий символ клерикализма или антиклерикализма представляется изначально неудачной. Первый космонавт планеты вполне мог получить от своих родителей определенное православное воспитание, но это вряд ли как-то кардинально определяло его жизнь. С другой стороны, всецело отдававший свои силы и время развитию авиации и космонавтики, науке, на этом основании он вряд ли может быть как-то априори записан и в борцы с религией. Личность и образ Гагарина были куда шире рамок, в которые его сейчас пытаются втиснуть как клерикалы, так и антиклерикалы, и именно этим и объясняется всенародная любовь к нему спустя много лет после смерти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1820
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3805
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2857
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2329

Другие новости