Русский Свято-Николаевский храм в Тегеране.
Фото автора
Моя знакомая, заядлая путешественница, решила посетить Иран. Купила путевку и звонит мне: «Мы будем в религиозном центре шиизма – городе Куме. Можно ли там не снимать нательный крест?» Я сказала, что можно, но лучше не выставлять христианский символ напоказ, так как вера – «дело глубоко личное». А сама задумалась: не ввела ли я ее в заблуждение? Ведь в Исламской Республике Иран (ИРИ) уже 32 года, в результате победы Исламской революции в 1979 году, вера не является сугубо личным делом, графа «религия» есть во всех официальных анкетах, а в Конституции черным по белому написано, что она создана «на основе исламских установлений». Статья 2 первой главы Конституции ИРИ начинается такой фразой: «Исламская Республика – это система правления, основанная на вере в единого Бога, в то, что Он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться Его воле».
Про отношение к другим религиям в той же главе, но в статье 13 сказано следующее: «Иранские зороастрийцы, иудеи и христиане являются единственными религиозными меньшинствами, которые могут свободно осуществлять свои религиозные обряды в рамках закона и поступать в гражданских делах и в сфере религиозного воспитания согласно своему учению». А в статье 14 говорится следующее: «Правительство Исламской Республики Иран и мусульмане обязаны с добротой и исламской справедливостью обращаться с немусульманами и соблюдать их человеческие права. Этот принцип действует в отношении лиц, которые не выступают против ислама и Исламской Республики Иран и не участвуют в заговорах».
Наследие Вавилона
Среди стран, оказавших влияние на сакральную историю человечества, Иран занимает особое место. Это во многом обусловлено его географическим положением, близостью к тем местам, где происходили древнейшие библейские события – к междуречью Тигра и Евфрата. Некоторые считают даже, что на территории современного Ирана находится то, что якобы осталось от легендарной Вавилонской башни – величественные развалины зиккурата Дурунтах в местечке Чога-Занбиль на юго-западе Ирана, которые археологи датируют 1250 годом до н.э. А неподалеку, в городе Шуш (библейские Сузы), находится могила одного из самых почитаемых в христианской традиции ветхозаветных пророков – Даниила. На предполагаемой могиле пророка построена конусообразная мечеть, очень похожая на старинную шатровую церковь. К ней совершают паломничество и мусульмане, и иудеи, и христиане. Таким образом, в Иране, как во времена столпотворения, соседствуют различные народы и духовные традиции.
Древняя Персия также стала местом, где происходили библейские события, связанные с именами Эсфири, жены персидского царя Артаксеркса, и ее родственника Мардохея. Их могилы бережно сохраняются небольшой иудейской общиной иранского города Хамадан, в Ветхом Завете упомянутом как Экбатаны.
Особая роль в Библии отведена основателю древней империи персов Киру Великому. В Ветхом Завете (Исаия, 45, 1-4) он, не будучи иудеем, назван «Помазанником Божьим» и «Его пастырем». Кир захватил неприступный Вавилон, где уже 70 лет томились в плену иудеи, помог им вернуться в Землю обетованную. А перед этим торжественно возвратил захваченные у них Навуходоносором драгоценные сосуды из Иерусалимского храма и дал денег на его восстановление. Объединив под своей властью огромное количество земель от Средиземноморья до нынешнего Афганистана, Кир Великий с уважением относился к религиям и традициям завоеванных народов. Потомки Кира сделали религией своего государства зороастризм, оказавший большое влияние на весь древний мир.
К моменту возникновения христианства в мире существовало две великие империи – Римская и Парфянская на территории Ирана. И хотя отношение к первым христианам со стороны зороастрийских властей Сасанидской державы в III веке н.э. было подозрительным (их рассматривали как агентов влияния Рима), число последователей Христа постоянно увеличивалось, и уже к концу IV века Церковь Персии имела своего епископа в столице государства – Ктесифоне. И все же противостояние с Западом, свойственное Ирану по сей день, уже в те далекие века отразилось и на истории христианства в этой стране – Церковь Персии не приняла Эфесский Собор 431 года, объявив его Собором только Римской (Византийской) Церкви, в результате чего персидские христиане в большинстве своем стали несторианами-монофизитами. В настоящее время христианство несторианского толка в Иране исповедуют в основном ассирийцы, диаспора которых составляет 22 тыс. человек. Они имеют 59 храмов в городе Урмия и 9 храмов в Тегеране.
Самую большую по численности немусульманскую религиозную общину составляют верующие Армянской Апостольской Церкви. Армян-григориан примерно 150 тыс., и в их распоряжении 200 храмов, а также 50 армянских школ и столько же культурных и спортивных центров. По Конституции, армяне имеют двух депутатов в Меджлисе – иранском парламенте (ассирийцы, зороастрийцы и иудеи по одному представителю).
Многообразен иранский католицизм, что обусловлено историей христианства в этой стране. В XVI веке, когда часть несториан приняла католицизм, была создана так называемая Халдейская Церковь. Ее отличием от других Католических Церквей является использование в богослужении ассирийского языка. Армянской Католической Церкви 400 лет. Она образовалась при власти царской династии Сефевидов и сейчас насчитывает примерно 12 тыс. последователей, столько же, сколько и ассирийская католическая община. Приходы Римско-Католической Церкви были впервые открыты в 1630 году, чтобы гости из Европы могли совершать свои религиозные обряды. По данным официальной Организации культуры и исламских связей, сейчас в ИРИ проживают 2500 иностранцев-католиков, в распоряжении которых 9 католических храмов. В настоящее время все католики Ирана объединены в три общины и управляются епископским советом из 13 священников.
При этом любой христианин может учиться в мусульманской школе, но мусульмане ни в армянскую, ни в зороастрийскую школу приниматься не должны, так как переход в другую религию из ислама законодательно запрещен. По существу, такой переход приравнивается к государственной измене и может служить основанием для вынесения смертного приговора.
Армянский собор в центре иранской столицы. |
Страдания евангелистов
В силу подозрений в прозелитской деятельности протестантским Церквам в Иране исповедовать и распространять свое вероучение труднее, чем религиозным общинам, имеющим в этой стране многовековую историю. Персоязычные христианские сайты, в частности www.mohabatnews.com, сообщают о регулярных гонениях на иранских христиан-евангелистов. Арестами, экспроприацией литературы, оргтехники и фильтрацией сайтов иранские власти пытаются сдержать рост протестантских общин, который происходит за счет обращенных из числа бывших мусульман. В последние десятилетия в Иране наблюдается возросшая активность западных миссионеров, в частности евангелической миссионерской организации «Международное Антиохийское служение», штаб-квартира которой находится в Калифорнии. Эта Церковь основана группой обращенных в христианство мусульман, преимущественно иранцев, проживающих в США. Как утверждает руководитель этой организации пастор Хормоз Шариат, эффективность его миссии обусловлена еще и тем, что она состоит из бывших мусульман, прекрасно знающих традиции и ментальность своих соотечественников. Некоторые аналитики даже предполагают, что в Иране насчитывается уже около миллиона последователей этой Церкви. Однако по официальным данным Центра диалога религий Организации культуры и исламских связей, христиане всех конфессий, проживающие в Иране, составляют примерно 215 тыс. человек из 75-миллионного населения ИРИ (меньше половины процента).
В книге «Религии Ирана» (Тегеран, 2007) местного исследователя Захры Рашидбеги приводятся данные о том, что Евангелистская Церковь ИРИ составляет около 5 тыс. человек и представлена тремя ветвями – армянской, ассирийской и персидской. В последней богослужения совершаются на персидском языке. Все евангелические общины управляются Единым Советом из 18 человек (по 6 от каждой общины) и имеют в своем распоряжении в общей сложности 14 храмов.
В ИРИ существует также община пятидесятников (2000 человек, среди которых 10 пасторов), в их распоряжении три храмовых здания. Число последователей Англиканской Церкви, по этим же данным, не превышает 80 человек. На территории Ирана есть три храма Англиканской Церкви – в городах Тегеран, Исфахан и Шираз.
Островок старой России
С иранской историей связаны два христианских торжества, особенно важных для Русской Православной Церкви. Первое из них – праздник Воздвижения Креста Господня. Эта реликвия, как гласит предание, в 326 году была найдена матерью императора Константина царицей Еленой под обломками языческого храма, несколько столетий простоявшего на месте казни Христа. В 614 году Иерусалим захватили войска Хосрова II и вывезли Крест Господень в Персию. Крест удалось вернуть лишь спустя 14 лет, после победы византийского императора Ираклия над Хосровом II. «Император положил Крест Господень на свои плечи и понес его в Иерусалим, где 14 сентября водрузил его на прежнее свое место. После этого события с VII века до настоящего времени Православная Церковь празднует Воздвижение именно в этот день – 27 сентября по новому стилю», – сообщает православный образовательный портал.
Прошло тысячелетие, и в персидском плену оказалась другая христианская святыня – Риза Господня. Она была вывезена из сокровищницы собора Цветисховели во время грузинского похода шаха Аббаса Великого. Узнав о восшествии на российский престол нового царя Михаила Романова, практичный шах решил преподнести ему в дар этот трофей. В марте 1625 года в Москву прибыло шахское посольство с золотым ковчегом, в который была помещена Риза Господня. «На Донской улице в Москве есть церковь Ризоположения, а рядом с ней стоит большой белый камень, который напоминает о том, что именно на этом самом месте и произошла в 1625 году встреча москвичей с шахскими послами, доставившими святыню. Событие положения Ризы имело место в марте, во время Великого поста, поэтому празднование Ризоположения было перенесено на 10 (23) июля, в канун венчания на царство Михаила Федоровича. Так с далеким Ираном связан один из почитаемых праздников Русской Православной Церкви», – пишет в своей книге «Русская Православная Церковь в Персии-Иране (1597–2001)» игумен Александр (Заркешев), настоятель русского Свято-Николаевского собора в Тегеране.
По данным игумена Александра, кропотливо собранным в российских и иранских архивах, до начала Первой мировой войны общее количество русских православных храмов в Персии было более 50. В настоящее время действующих храмов три – Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели, освященная в 2008 году. На русском православном кладбище в Тегеране стоит построенная в 1908 году Свято-Троицкая церковь, единственный из дореволюционных православных храмов, сохранившихся до настоящего времени. Но богослужения здесь совершаются крайне редко. В городе Бушере – в поселке российских специалистов, строящих АЭС, – действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании.
Игумен Александр (Заркешев) у армянского храма в Исфахане. Христиане в мусульманской стране особенно отчетливо чувствуют духовное единство. |
Тегеранская православная община немногочисленна – не наберется и 100 человек. Она состоит из потомков русских эмигрантов, командированных в Иран работников российского посольства и российских бизнесменов. Церковь посещают приезжающие в Тегеран украинцы, белорусы, сербы, греки, болгары, грузины. Сюда приходят и русские жены иранцев, что вполне естественно. Хотя официально все они приняли ислам – этого требует закон страны.
Кстати, семь мечетей в иранской столице построены православным архитектором – Николаем Марковым (1882–1957), могилу которого можно увидеть на русском кладбище в Тегеране. По его проектам построен целый ряд административных зданий в городе, включая Главпочтамт и Военное министерство. Им же спроектированы зороастрийский храм в Тегеране, ассирийская и армянская церкви и, наконец, православный Свято-Николаевский собор.
«Интересно отметить, – пишет игумен Александр, – что Исламская Республика Иран является единственной страной в мире, где до сих пор действуют законы Российской империи. Объяснение этого поразительного факта следующее. После победы Исламской революции в Иране судебное право в стране было приведено в соответствие с нормами исламского законодательства. Религиозные меньшинства: христиане, иудеи и зороастрийцы – в области семейного права (вопросы бракосочетания, развода, наследства, усыновления) – получили разрешение руководствоваться своими религиозными предписаниями. Приходской совет Свято-Николаевского собора «ничтоже сумняшеся», взяв полный свод законов Российской империи, слово в слово перевел на фарси все, что касалось семейного права, и представил получившийся документ в Министерство юстиции Исламской Республики Иран».
В конце 2010 года вниманию иранских властей был предложен еще один документ, посвященный взаимоотношениям Церкви и общества, переведенный на фарси, – «Основы социальной концепции РПЦ». На его презентации, проходившей на кафедре россиеведения Тегеранского университета, все иранские представители отметили сходство подходов РПЦ и исламских лидеров Ирана ко многим вопросам современности.
Надо заметить, что ни с одной из иноверческих общин мира Московский Патриархат не ведет столь регулярного и организованного диалога, как с шиитским духовенством Ирана. История этого диалога берет начало в 1995 году, когда Иран впервые посетил митрополит Смоленский и Калининградский, ныне – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его визит был связан с переходом Свято-Николаевского собора в Тегеране, находившегося с момента основания в 1945 году в ведении Русской Зарубежной Церкви, под юрисдикцию Московского Патриархата. В ходе визита митрополит Кирилл, возглавлявший в то время Отдел внешних церковных связей РПЦ, встретился с аятоллой Мухаммедом Али Тасхири, председателем Организации культуры и исламских связей ИРИ, а ныне главой Всемирной Ассамблеи по сближению исламских мазхабов. В феврале 1997 года аятолла Тасхири с ответным визитом побывал в Москве и был принят Патриархом Алексием II. В ходе состоявшихся переговоров было достигнуто соглашение о создании двухсторонней Комиссии по диалогу между двумя религиозными общинами. Было решено проводить богословские встречи раз в два года, попеременно – то в Москве, то Тегеране.
В октябре 2010 года в Тегеране состоялось очередное, седьмое заседание комиссии. Как отмечено в официальном совместном коммюнике, «было признано необходимым объединение усилий Русской Православной Церкви и мусульманской общины Ирана по формированию понятия «традиционные ценности», его признания в международном праве и закрепления в деятельности международных организаций».
Участник двух последних заседаний комиссии игумен Филипп (Рябых), заместитель руководителя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, в беседе со мной сказал: «Русская Православная Церковь никогда не занималась проповедью среди иранских мусульман, осуществляя лишь духовное окормление россиян, проживающих в этой стране. РПЦ также выступает против каких-то прозелитических действий на территории России. И мы очень хорошо понимаем те страны, где тоже приняты какие-то законодательные меры против прозелитизма той или иной религии». В этих словах, видимо, кроется один из секретов взаимопонимания лидеров русского православия и иранского ислама.