Два года назад после интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «НГР» (см. номер 2 от 04.02.2009) провели опрос православных священнослужителей по поводу их надежд и предположений о будущем Церкви. Спустя два года патриаршества нынешнего Предстоятеля РПЦ наши собеседники рассуждают об изменениях, произошедших в Московском Патриархате.
Протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии
Я думаю, что Церковь от прихода нового Патриарха не меняется и ее вера, наполнение ее духовной жизни остаются всегда неизменными. Может несколько меняться стиль администрирования, управления. Но главное и самое интересное событие произошло 28 января – заседание Межсоборного присутствия. Это новый институт, которого ранее не было, то есть он некоторое время работал в предреволюционные годы, а сейчас возобновляется. И это интересно: небольшой, регулярно действующий Поместный Собор при Патриархе и Синоде.
Протоиерей Александр (Борисов), настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине
Прежде всего нужно сказать о том, что Патриарх постоянно выступает с замечательными проповедями. Призывы, которые звучат из уст Предстоятеля Церкви, действительно убеждают народ менять сознание, менять отношение к окружающему миру, к бизнесу и т.д., чтобы не чистая прагматика была, а общество было действительно направлено к нравственному обновлению. С него начинается всякое другое обновление: и политическое, и экономическое. Это очень важно. Кроме того, было принято важное решение – юридическая власть на приходе была возвращена настоятелям храмов, они стали председателями приходских советов. Изменение этой нормы произошло в 1961 году при Хрущеве, и, конечно, это сильно исказило взаимоотношения на приходе. Ну и то, что сейчас готовится передача в собственность Церкви храмов и территорий, – это тоже важно. И соответствующее законодательство должно быть тщательно проработано, чтобы все было на пользу, на благо страны и людей.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Святителя Николая на Берсеневке
Очевидно, что церковная жизнь активизировалась по всем направлениям, стала более динамичной. Планка требований повысилась, соответственно ей и требования к ответственному служению. Одним из акцентов является работа с молодежью. Представляю себе, как некоторые отцы, привыкшие много лет идти по накатанной дорожке, тяжело вздыхают, получив вопросник к годовому отчету по работе с молодежью. Общими словами не отделаешься, хочешь не хочешь, а шевелись, осваивай новые методики. Случались и неожиданности, заставляющие не расслабляться, подтянуться, всегда бодрствовать. Не забуду, как однажды пил я чай в гостях у своего собрата. Он мне рассказал следующую историю. Во время службы в будний день в один из храмов в центре Москвы входит человек в простом пальто, одетом на подрясник. Опытным цепким взглядом охватывает пространство, замечая все недостатки. Потом немая сцена в алтаре. Вошедший, а это был сам Патриарх, высказывает настоятелю все замечания и удаляется. Я слушаю эту историю, и у меня, простите, кусок застревает в горле, вся благостность улетучивается. Я со страхом представил себе, как со стороны храма Христа Спасителя по Патриаршему мосту скромно идет Предстоятель Церкви, входит в наш храм – и ему сразу становятся очевидными все изъяны. А дальше было как в ускоренной съемке: толком не попрощавшись, на всех парах рванул я на приход, собрал сотрудников, и несколько часов мы мыли, чистили, скоблили и т.п.
Много волнений было у меня с паствой по поводу известной ситуации с нашим отказом от оформления ИНН на храм. Люди спорили насчет того, долго ли мы продержимся, дотянем ли мы до ближайшего престольного праздника, не пора ли перестать питать иллюзии и собирать узелки. Надо отдать должное Патриарху: никаких ожидаемых репрессий не последовало, положение сохраняется более или менее стабильным.
Скажу еще о том, что для меня особенно близко, – о возрождении древнерусского благочестия в лоне нашей Церкви. В стратегию Патриарха вполне вписывается этот компонент. И тут не просто декларации, а реальные дела. За прошедший год был создан Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции при храме Покрова в Рубцове, совершались заупокойные службы по старому обряду в Лавре у могил Патриархов Пимена и Алексия I, молебен у мощей святителя Филарета (Дроздова) в храме Христа Спасителя и т.д. Хочется выразить надежду, что церковная жизнь в третий год нынешнего патриаршества будет такой же деятельной и насыщенной.