0
1679
Газета Общество Интернет-версия

02.02.2011 00:00:00

Ценности для Церкви

Тэги: церковь, банк


церковь, банк Не все то золото, что блестит. Становятся ли честнее предприниматели, получив благословение духовенства?
Фото с сайта www.patriarchia.ru

В последние дни в рамках организованных Московским Патриархатом публичных мероприятий были заявлены инициативы, призванные полнее представить Церковь в общественной жизни страны. Крупнейшая религиозная организация России громко заговорила о своем намерении приобщиться к материальным ценностям, взамен щедро предлагая обществу ценности духовные.

26 января в престижном бизнес-центре «Александр Хаус» в центре Москвы в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений состоялся круглый стол на тему «Православный банкинг и финансовые инструменты в России». В мероприятии приняли участие представители Московского Патриархата и крупных российских финансовых учреждений: Внешэкономбанка, Газпромбанка, ВТБ, Альфа банка, Интерпромбанка, банка «Миллениум», «GE Money Bank», Международного банка развития.

Разговоры о духовно-нравственном измерении бизнеса, в том числе в финансовой сфере, ведутся уже давно. Несколько лет назад совет «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси разработал специальный «Кодекс этических принципов банковского дела». Однако на нынешнем круглом столе влияние РПЦ и ее участие в создании банковского продукта получило более широкое понимание, чем раньше.

Мнения участников встречи разделились. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин осторожно предположил, что создание специальных православных банковских программ вряд ли найдет поддержку у населения ввиду «экзотичности» этого предложения, а ответственный секретарь патриаршего совета «Экономика и этика» Павел Шашкин определенно заявил, что особые «православные банки вряд ли нужны». Представители Церкви скорее выступают за воспитание банкиров, которые будут «больше заботиться о клиентах, чем о собственной прибыли», основываясь на христианских нравственных ценностях.

Представители финансовых учреждений и банковских ассоциаций, участвовавших во встрече, наоборот, высказались за то, чтобы Московский Патриархат обладал «собственным финансовым институтом». Член комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Любомудров призвал создать «православный банк под эгидой Патриарха». Сторонники активного участия Церкви в экономической деятельности напомнили, что в соответствии с недавно принятым Законом № 327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» Московский Патриархат становится крупным собственником. Переданное имущество, по мнению банкиров, нуждается в привлечении инвестиций и впоследствии позволит крупнейшей религиозной организации страны «генерировать доход». В пример привели Соловецкий монастырь, где материальные и духовные вопросы находятся на попечении архимандрита Порфирия (Шутова), совмещающего должности наместника монастыря и директора музея-заповедника.

«Ведущие банки страны признают, что духовный арбитраж и духовное водительство религиозных институтов, в первую очередь Русской Православной Церкви, участие религиозных организаций в финансовой деятельности как объективный пример ответственного и честного хозяйствования сегодня актуальны, как никогда, и востребованы обществом», – подвел итоги этой встречи Павел Шашкин.

По свежим следам этого обсуждения Российский православный университет объявил старт образовательного проекта «Основы православного мировоззрения» для руководителей высшего и среднего звена бизнес-структур.

Примечательно, что как раз в эти дни в финансовом сообществе горячо обсуждались новости о возбуждении уголовного дела в отношении собственников Межпромбанка, принадлежащего Объединенной промышленной корпорации бывшего сенатора от Тувы Сергея Пугачева. Владельцев Межпромбанка обвиняют в преднамеренном банкротстве, которое было объявлено 30 ноября 2010 года. Между тем Сергея Пугачева, как никого другого, можно назвать финансистом, который имел возможность в полной мере впитать нравственные ценности православия.

30 января с.г. в газете «Известия» была опубликована статья, где говорилось, что «за тесные контакты с руководством РПЦ Пугачева даже прозвали «православным банкиром». Так величали Пугачева и ранее, причем с этим эпитетом он стал известен и на Западе. Например, еще в 2002 году французская газета Le Monde писала о Сергее Пугачеве: «Наиболее оригинальной чертой этого человека остается его связь с Православной Церковью. В конце 80-х годов он вращался в кругах религиозной иерархии Санкт-Петербурга, во главе которой тогда стоял Алексий II, будущий Патриарх. Став банкиром, Пугачев одним из первых стал вести дела с Церковью». Вот так банкротство отдельно взятого предпринимателя обесценивает предположения о благотворном влиянии православного мировоззрения на нравственный облик дельцов.

Что же касается предложения Церкви организовать свою финансовую структуру, то сторонники этой идеи опираются на опыт исламского и католического банкинга. Мусульманские финансово-кредитные учреждения действительно получили в последнее время широкое распространение в мире и активно пропагандируются в России. Однако следует учесть, что ислам предъявляет к банковской деятельности конкретные требования, четкое следование которым отличает исламский банк от любого другого.

Христианство, как православие, так и католицизм, не обладает таким сводом канонических предписаний относительно коммерческой деятельности. Только общие – благие, конечно, – пожелания. В этом отношении интересен опыт Запада.

Специфика католического банкинга во многом сводится к особенностям инвестиционной политики, «этическим стандартам». Банк может отказаться от вложения средств в компании, производящие презервативы и другие противозачаточные средства, поддерживающие программы стерилизации в странах третьего мира, или в организации, чей род деятельности связан с исследованием человеческих эмбрионов, стволовых клеток и т.п. Этические ограничения затрагивают также производителей табака и оружия. В 2009 году немецкий католический Pax Bank оказался в центре скандала после того, как выяснилось, что его руководство инвестировало 580 тыс. евро в британскую оборонную компанию BAE Systems, 870 тыс. евро в фирмы, производящие сигареты, а также 160 тыс. евро в компанию Wyeth – производителя контрацептивов.

Что касается собственно Ватиканского банка, или Института религиозных дел (официальное название этой организации), то в настоящее время его многолетний опыт критически пересматривается новым менеджментом. Десятилетиями ИРД функционировал как закрытый клуб с непрозрачными ресурсами, финансовой и инвестиционной политикой, использовавшийся политиками, бизнесменами и мафиози как офшор. Ватиканский банк несколько раз погорел на инвестициях в компании-банкроты, например, Parmalat и General Motors.

История католических банков показала в очередной раз, что ничто не вечно под Луной. Кстати о вечном...

Накануне круглого стола по банкингу, также в рамках Рождественских чтений, возглавляемый протоиереем Всеволодом Чаплиным синодальный отдел представил документ «Вечные ценности – основа российской идентичности». Этот свод вечных ценностей, по замыслу авторов, должны разделять все россияне. Возглавляет список пресловутых ценностей именно «справедливость», которая в понимании авторов документа представляет собой социальные гарантии, необходимость преодоления бедности и коррупции. Согласно этому принципу, распределение ценностей – как духовных, так и материальных – должно быть справедливым и заслуженным.


Пример исламского капитала, функционирующего в соответствии с нормами шариата, вдохновляет идеологов вмешательства РПЦ в экономику.
Фото Reuters

Гораздо более остро тему социальной справедливости и роли Церкви в отстаивании этой непреходящей ценности поднял на одной из секций Рождественских чтений настоятель храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский. «Сейчас достаточно ясно слышны возгласы о некой слишком тесной сцепке Церкви и государства, – заявил он в своем докладе «Немолчащая Церковь». – Государство действительно сделало для Церкви достаточно много: возвратило имущество, стало внедрять ОПК в школах. Такое ощущение, что это плата Церкви за ее молчание и ее невмешательство в то, что творится вокруг. Так вот, такого невмешательства уже быть не должно. Мне кажется, что сейчас настал очень активный период в жизни Церкви, когда она обязана вмешиваться, обязана возвышать свой голос, обязана требовать от государства конкретных решений по разным вопросам. Церковь должна заявить себя перед всем народом, что она – защитница народа». Далее протоиерей Уминский продолжает свою мысль: «Государству выгодна молчащая Церковь, которая только строит храмы, открывает приходы, которая занимается только тихой благотворительностью и низовой миссией. Это все очень миленько, приятненько, потому что это никак не влияет ни на политику, ни на экономику, ни на что. Потому что и экономика, и политика сейчас строятся не на принципах справедливости, а личной заинтересованности и связи с криминалом».

В своем обличительном пафосе священнослужитель приходит к стихийному анархизму, предлагая РПЦ фактически подменить собой утратившее доверие народа государство. «Давно надо понять, что не будет у нас такого государства, которое будет заботиться о том, чтобы народу хорошо жилось. Стоящим во главе государства это экономически невыгодно. Привыкли по-советски, по-коммунистически уничтожать свой народ и относиться к нему как к грязи, так это и осталось в умах людей. Чиновники вроде принадлежат другой главной партии, а суть осталась та же самая», – таким выпадом завершил свое выступление протоиерей Уминский.

Безусловно, население России многие свои беды возлагает на ту общественно-политическую систему, которая была выстроена в постсоветский период, на власть, наконец. Эксплуатируя этот протестный потенциал, расцепив тесные объятия с государством, Церковь, возможно, заслужит малую толику доверия обездоленных россиян. Но стоит учесть, что еще большую неприязнь у обездоленных слоев вызывает сообщество преуспевающих предпринимателей, многие из которых оказывают финансовую поддержку РПЦ, и уже эта «сцепка», очевидно, становится все крепче. Готова ли Церковь так же решительно поднять свой голос против благословляемых ею финансистов и предпринимателей, если у тех не получится и в дальнейшем соответствовать христианскому идеалу ответственности за ближнего? Пока что, как заметил протоиерей Уминский, Патриарх «резко» обрушился только на «таксистов, наживавшихся на человеческом горе» после теракта в «Домодедово». Мелковато...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1801
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1130
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
827
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1111

Другие новости