0
1337
Газета Общество Интернет-версия

06.10.2010 00:00:00

Шум на пустом месте

Тэги: москва, мусульмане, мечеть


москва, мусульмане, мечеть Некоторые мусульманские лидеры предлагают единоверцам совершать богослужения в православных храмах, закрыв иконы.
Фото с сайта www.islamnews.ru

Начало осени в Москве ознаменовалось некоторым напряжением в межрелигиозных отношениях. Непосредственным поводом к накалу страстей стало празднование Ураза-байрама у Соборной мечети в Москве и на Сенной площади в Санкт-Петербурге, а точнее – появившиеся в Сети фотографии десятков тысяч мусульман, заполнивших улицы обеих столиц. Фоторепортаж из блога ottenki-serogo.livejournal.com фотографа Сергея Мухаметова мгновенно был растиражирован тысячами блогеров и многими СМИ, вызвав прогнозируемые опасения: «Москва становится мусульманским городом?» К этому добавился митинг жителей в районе Текстильщики, вышедших на протест против строительства тут мечети (равной по вместимости всем вместе взятым уже существующим в Москве) и повторения у них под окнами того, что они видели в Интернете на проспекте Мира. А также появившиеся уже 12 сентября в Сети копии документов, свидетельствующих об отказе префектуры ЮВАО в 2006 году в строительстве православного храма святого Александра Свирского примерно на том же участке земли, который в 2009 году она же выделила под мечеть. «Мусульманам можно, а православным - нет?» – прокатилась по блогам и СМИ волна возмущения.

Дополнительную остроту спорам и страхам вокруг мусульманской уммы в столице России внесли явно непродуманные заявления со стороны некоторых ее представителей. 23 сентября председатель Казыятского управления мусульман Тюменской области (ассоциированного с Советом муфтиев России, СМР) Фатых Гарифуллин заявил на заседании областного Конгресса религиозных объединений о том, что нехватка мечетей в Москве показывает, что «мусульмане – самые бесправные граждане России, ибо им приходится молиться на улице». И внес свое предложение по решению проблемы: «Сто пятьдесят небольших мечетей, каждая рассчитана на 400–500 верующих, могли бы решить проблему на ближайшее будущее, иначе с каждым мусульманским праздником количество верующих возле мечетей будет увеличиваться и это будет вызывать еще большее неприятие со стороны москвичей-немусульман».

По сути, это возвращение к неоднократно озвучиваемой представителями СМР идее строительства мечетей в каждом районе Москвы. Последний раз об этом упоминал в эфире программы «Своя правда» на радио «Русской службы новостей» в сентябре прошлого года заместитель председателя этой организации Рушан Аббясов. Казый Гарифуллин еще и полномочный представитель верховного муфтия Духовного управления мусульман азиатской части России (ДУМАЧР) Нафигуллы Аширова, являющегося сопредседателем СМР, так что идея исходит из одной организации, чей лидер – муфтий Равиль Гайнутдин – еще в 2005 году заявил о необходимости постройки мечетей хотя бы в каждом округе Москвы.

Однако еще в прошлом году, оппонируя в передаче «Русской службы новостей» Рушану Аббясову, исламовед Роман Силантьев отметил, что именно муфтий Равиль Гайнутдин неоднократно препятствовал строительству мечетей в Москве. Он напомнил, что еще в 2003 году Координационный центр мусульман Северного Кавказа обратился к тогдашнему Патриарху Алексию II за поддержкой в их планах строительства мечети на 500–700 человек во 2-м Рощинском проезде, между мусульманским и Даниловским кладбищами. Годом позже с такой же просьбой к Патриарху обратился верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) Талгат Таджуддин. Но, по словам Силантьева, «оба этих проекта не были реализованы из-за резко отрицательной позиции московского муфтия».

Как рассказал нашему изданию Растам Валеев, который на протяжении многих лет является полномочным представителем ЦДУМ в Москве, первые заявки с просьбой о строительстве мечети они начали подавать в мэрию еще в 1997–1998 годах, причем ЦДУМ было согласно на любые участки в любом районе Москвы. «Мы хотели построить детский приют при мечети (рассчитанной примерно на 400 человек) с медресе. Сначала нам предложили участок на Проектируемом проезде в Марьиной Роще, потом на Донецкой улице в Марьино, у Парка 850-летия Москвы». В 2006 году был уже готов план строительства, но, как говорит Растам Валеев, их ожидали «бесконечная переписка, бесконечная трата денег на всевозможные кальки, обследования участка и т.д.». Несмотря на официальные просьбы верховного муфтия Талгата Таджуддина, депутатов Госдумы, активные действия главы татарской автономии ЮВАО Гаяза Ямбаева, согласия им получить так и не удалось.

«Однозначного отказа нам ни разу не приходило, ни на одном совещании нам не сказали «нет», – говорит Валеев. Но и «да» не говорили. Причина стала, по его словам, ясна несколько лет назад: «В 2008 году мы были на совещании в префектуре, там были и представители московского правительства. И в кулуарах нам душевно сказали – пока не зарегистрируется Ямбаев под Гайнутдина, мечети не бывать. Как они сказали, есть договоренность между Юрием Лужковым и Равилем Гайнутдином, что без разрешения Гайнутдина ни одной мечети не будет построено». В 2008 году Ямбаев перерегистрировался и в 2009 году получил разрешение на строительство. Причем на окраине того же Парка 850-летия Москвы, где много лет не могли получить разрешения на строительство представители ЦДУМ. По поводу неудачной попытки мусульман Северного Кавказа построить в Москве в 2003–2004 годах свою мечеть Валеев отметил, что «они тоже не смогли договориться с Гайнутдином».

Еще один вариант восполнения мусульманами Москвы необходимых для богослужения в крупные праздники молитвенных помещений, озвученный представителями СМР, вызвал шок у общественности. 14 сентября главный имам московской Соборной мечети Ильдар Аляутдинов отметил в интервью газете «Metro Москва», что «мусульманам разрешено отправлять религиозные потребности в православных храмах, но не хотелось, чтобы люди прибегли к этой крайней мере». Об этом же 27 сентября в интервью «Интерфакс-религии» заявил и Фатых Гарифуллин. По его словам, еще в прошлом году он обращался к Патриарху Кириллу с просьбой допустить в московские церкви мусульман для совершения богослужений, при этом завесив там иконы. В этом же году, говорит Гарифуллин, «с 15 по 17 ноября у нас намечается праздник Курбан-байрам. В эти дни народу будет очень много. Поэтому я хотел, если позволят, допустить мусульман в церковь и намаз прочитать».

Заявление этих представителей мусульманского духовенства, связанного с СМР, вызвало резкую реакцию в том числе и среди их единоверцев. 24 сентября на сайте ИА «Чечня сегодня» было опубликовано заявление председателя Духовного управления мусульман Чечни муфтия Султана Мирзоева. Чеченский муфтий отметил, что «слова имама были расценены как угроза в адрес православного большинства и откровенный шантаж московских властей».

Пока на участке земли, выделенном под новую мечеть, еще даже не шумит строительная техника. Однако только лишь эфемерный прообраз исламского культового здания вызвал к жизни шумные споры не только между верующими различных традиций, но и в среде самих российских мусульман. Все это дает основания предполагать, что перед будущей столичной властью стоит труднейшая и важнейшая задача – привести ситуацию с растущей как на дрожжах московской уммой хоть к какому-то подобию гармонии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1578
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1777
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1887
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4257

Другие новости