Детям новый предмет понравился, но пособия еще предстоит доработать.
Фото РИА Новости
В апреле с.г. четвероклассники в 19 регионах России начали изучать новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). В курс входит шесть модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. В последней четверти прошедшего учебного года, по данным Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО), которая обеспечивает информационно-методическое сопровождение эксперимента, в нем приняли участие 22 563 учащихся из 1024 школ (из них 21 – начальная). По информации АПКиППРО, школьники и их родители в основном сделали выбор в пользу модуля светской этики: по этому курсу сейчас занимаются 73% от всех участвующих в проекте.
Чтобы подвести итоги первым двум месяцам преподавания нового предмета, летом этого года были проведены региональные семинары-совещания. По их итогам были составлены резолюции. 15 июня прошел межрегиональный семинар в Вологде.
В целом тексты резолюций довольно схожи, нередко они даже дословно повторяют друг друга. Апробация курса одобряется и утверждается, что во всех регионах «созданы необходимые условия для реализации курса ОРКСЭ».
Тем не менее два месяца эксперимента обнаружили и серьезные нерешенные вопросы. Прежде всего перегрузки школьников и учителей, возраст учащихся, разбивка курса на два учебных года в разных звеньях школы, отсутствие системы мониторинга, бессистемный характер методического сопровождения учебного процесса. Однако самых главных проблем две: качество учебников и уровень подготовки преподавателей.
Недостатки отдельных учебных пособий обозначены почти во всех резолюциях. В документе, составленном в Удмуртской области, качество учебников прямо названо неудовлетворительным. Больше всего претензий к учебникам по «Основам православной культуры» и «Основам светской этики». По заключению совещания в Курганской области, многие учебники, с одной стороны, «содержат сложные для детского восприятия термины и выражения», а с другой – в них присутствует «занижение уровня интеллектуального развития школьников».
Большинство педагогов, участвующих в эксперименте, заявляют, что учебники обязательно должны быть доработаны. Эту идею поддерживают и сами создатели пособий. «Стоит учитывать, что это был первый подобный опыт и учебник мы писали в страшной спешке, – говорит Ахмет Ярлыкапов, исполнительный директор ассоциации этнографов и антропологов России, один из авторов учебника «Основы мировых религиозных культур». – Однако сам вопрос очень ответственный, поэтому нужны ревизия и доработка всех пособий. И хотя в нашем учебнике мы постарались представить взвешенную цельную независимую информацию, я был бы очень рад еще над ним поработать». По мнению Ахмета Ярлыкапова, с особенным вниманием следовало бы подойти к доработке учебников, написанных представителями религиозных организаций, поскольку в них встречаются недочеты и «не обходится без пропаганды». То, что уроки по основам религий могут содержать миссионерские элементы, уже не раз становилось предметом дискуссий. Чаще всего подобные высказывания раздаются в адрес учебника по ОПК. Поэтому многие резолюции призывают придать учебникам «более светский, культуроведческий характер». Вопрос недопонимания соотношения светской и религиозной составляющей в модулях курса часто актуален и для педагогов, и для организаторов эксперимента. Так, на вопрос преподавателя «Должен ли учитель, преподающий курс ОРКСЭ детям, сам соответствовать канонам религии (внешний вид, характер, образ жизни и т.д.)?» – ректор Чеченского института повышения квалификации работников образования Ганга Эльмурзаева отметила, что «безусловно, духовный облик учителя должен соответствовать тому, что он проповедует» (курсив наш – «НГР»).
Однако все опрошенные авторы, по их словам, не получали предложений по доработке пособий. «Иудейские религиозные организации качеством учебника довольны, однако мы готовы принять замечания, если они появятся, но от Министерства образования никаких просьб о доработке не поступало», – говорит Андрей Глоцер, один из авторов учебника «Основы иудейской культуры», представитель по связям с общественными организациями и госструктурами Федерации еврейских общин России. Это подтверждает и Алексей Беглов, автор учебника «Основы мировых религиозных культур»: «Таких предложений нет, более того, нам вообще не предоставляют никакой информации о результатах эксперимента». На отсутствие обратной связи сетуют многие авторы. «Меня очень беспокоит то, что нет громких комментариев о ходе апробации курса», – заявил Ахмет Ярлыкапов. Однако известно, что автор учебника «Основы православной культуры» протодиакон Андрей Кураев лично следил за преподаванием ОРКСЭ и участвовал в региональных семинарах. О том, будет ли ему предоставлена возможность доработать свой учебник, пока неизвестно. В целом представители РПЦ довольно пристально следят за судьбой нового предмета. В некоторых итоговых семинарах принимали участие и представители муфтиятов. О том, что за ходом эксперимента также следят представители иудаизма, свидетельствует Андрей Глоцер: «Представители религиозных организаций на местах посещают все местные мероприятия, посвященные этому вопросу. Например, очень активны представители иудейской общины в Кабардино-Балкарии. Кроме того, для всех желающих педагогов, которые читают курс по основам мировых религий, организуются экскурсии школьников в синагогу».
Помимо качества учебников не меньшую озабоченность вызывает вопрос подготовки преподавателей. Нередко учителя сами впервые сталкиваются с материалами, посвященными вопросам религии. Коротких курсов, проведенных в Москве для тысячи тренеров-преподавателей, которые затем обучили учителей на местах, явно недостаточно. Об этом красноречиво свидетельствует рекомендация одной из резолюций, которая заявляет, что необходимо «адаптировать содержание учебно-методического комплекса согласно возрастным особенностям учащегося и компетентности учителей». Один из авторов учебника «Основы иудейской культуры» вице-президент Федеральной еврейской национально-культурной автономии Михаил Членов в комментарии «НГР» рассказал о том, что в марте этого года он провел лекции для будущих преподавателей ОРКСЭ. «Я понял, что подавляющее большинство учителей абсолютно не готово к преподаванию модуля по иудаизму, – говорит он. – Это абсолютно новый для них предмет, и материала, помимо учебника для 4-го класса, они зачастую не знают. Поэтому, если будет принято решение о продолжении эксперимента, нужно будет серьезно заняться повышением квалификации преподавателей».
Однако проблема состоит не только в том, что педагогам требуется серьезная подготовка, но и в том, что их попросту не хватает. «Еще до начала эксперимента мы говорили о кадровых проблемах в школах, – говорит Андрей Глоцер. – Наши опасения подтвердились: в большинстве случаев школа не может позволить себе роскошь ради небольшого количества учащихся брать педагога для преподавания курса по основам какой-либо одной религии». Кроме того, по словам Глоцера, есть и некоторое административное давление. «Школам выгодно, чтобы дети выбирали один курс. В том регионе, где сильна Православная Церковь, это ОПК, в других местах это «Основы светской этики» или «Основы религиозных культур». И такая ситуация наблюдается в большинстве регионов. Это не связано с тем, что негативно относятся к иудаизму, в школах просто не хватает педагогов. Например, в Красноярском крае сначала 22 человека выбрали основы иудейской культуры. Затем оказалось, что ни одного. Потому что если в какой-то школе один ученик хочет изучать основы иудаизма, проще его отговорить, чем предоставить педагога».
Действительно, в прессе не раз появлялась информация о навязывании родителям определенного курса со стороны школы. Особенно в сельских школах, где обеспечить преподавание по всем модулям крайне сложно. К примеру, по сообщениям СМИ, в Томской области в двух соседних районах, в школах с одинаковым национальным составом, выбрали два разных курса. Одна школа изучает только светскую этику, другая – только ОПК.
1 сентября начнется следующий этап эксперимента – изучать новый предмет продолжат пятиклассники, которые, по словам организаторов эксперимента, смогут при желании сменить выбранный ранее модуль. О том, каким образом будут учтены положения региональных резолюций, будут ли изменены учебники и кем именно, сведений от Министерства образования пока не поступает. Заявленное в резолюциях «постоянное освещение вопросов хода реализации проекта в СМИ» вообще на деле оказывается очень фрагментарным. И отсутствие внятных комментариев по результатам преподавания нового предмета сегодня беспокоит и педагогов, и родителей – ведь если эксперимент будет признан успешным, уроки по основам религиозных культур и светской этики могут появиться во всех российских школах.