Член Патриаршего Совета по культуре Константин Кинчев: «Мы вместе!»
Фото Виктора Дмитриева
Отношение высших официальных лиц РПЦ к лозунгу «Православие или смерть» двояко. С одной стороны, они не раз прямо осуждали его. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей проповеди, произнесенной 8 марта 2009 года в храме Христа Спасителя в присутствии представителей Антиохийской и Александрийской Православных Церквей, сказал: «Никогда Господь не говорил: «Мое учение или смерть». Ни один апостол не говорил: «православие или смерть». Потому что православие – это жизнь вечная, это радость во Святом Духе, это радость жизни; смерть же – это тлен, это результат грехопадения и дьявольского действа. И сейчас у нас появляются время от времени лжеучители, которые соблазняют народ призывами спасать православие, спасать его чистоту, которые повторяют этот опасный, греховный и внутренне противоречивый лозунг: «Православие или смерть». В глазах этих людей вы не найдете любви, там горит дьявольский огонь гордыни, стремление к власти, к разрушению церковного единства».
С другой стороны, спустя две недели после той проповеди Патриарх удостаивает высокой церковной награды игумена Сергия (Рыбко), известного миссионера, в чьем непосредственном окружении немало тех, кто носит на публике футболку с этим самым лозунгом, – и представитель Союза православных хоругвеносцев Юрий Агещев, и известные рок-музыканты Константин Кинчев и Стас Бартенев, на концертах которых игумен произносит проповеди. Уже после передачи прокуратурой дела в суд Кинчев и вся возглавляемая им группа «Алиса» вышли на сцену на концерте в Петербурге 25 июля в таких футболках. На следующий день Священный Синод включил рок-музыканта в Патриарший Совет по культуре.
Чтобы понять разницу в подходах руководства РПЦ к одному и тому же лозунгу, надо взглянуть на его историю.
Лозунг «Православие или смерть» возник сравнительно недавно. В 1965 году, когда Папа Римский Павел VI и Вселенский Патриарх Константинопольский Афинагор торжественно заявили о снятии анафем, наложенных друг на друга Западной и Восточной христианскими Церквами в 1054 году, монахи афонского монастыря Эсфигмен отказались признать это решение как «ересь экуменизма». В истории Константинопольской Церкви снятие наложенных анафем не является чем-то из ряда вон выходящим: например, Константинопольский Собор 879–880 годов отменил наложенную в 867 году Патриархом Фотием анафему на Папу Римского Николая I и восстановил общение с Западной Церковью. Но в данном случае снятие анафем оказалось очень удобным поводом для обвинений иерархии в «предательстве» и «связи с католиками и масонами». Эсфигмен стал центром притяжения для «истинно-православных» групп, которых называют «зилотами» («ревнителями», по аналогии с иудейским движением в Палестине I века н.э.). В 1972 году над монастырем появился черный флаг с надписью «Православие или смерть». Аналогичные черные полотнища с различными изображениями развеваются над «подворьями» монастыря в городах Греции и в соседних странах. Например, в Сербии, где в 1996 году «зилоты» создали свой мужской монастырь в глухих лесах на Фрушкой горе. Повсюду, и в Сербии, и в Греции, они отвергают официальную Церковь и епископов и, в свою очередь, отвергаются ими. В 2003 году общее собрание представителей и предстоятелей всех 20 главенствующих монастырей Афона публично заявило, что «занимающие Эсфигмен лица, заходя намного дальше выражения несогласий, обеспокоенности и тревоги в связи с церковной политикой того или иного Предстоятеля Константинопольской Церкви, не признают свойств Православной Церкви ни за одним из древнейших Патриархатов (Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским) и ни за одной из прочих Поместных Православных Церквей. Они ведут борьбу не в защиту православия, как утверждают сами, а исключительно в защиту конкретного ответвления так называемых «истинно православных христиан», к которому принадлежат сами» (Священный Кинот Святой Афонской Горы. Правда о «гонениях» на зилотов, занимающих Монастырь Эсфигмен на Святой Афонской Горе/ Перевод с греческого. М.: Святая гора, 2003).
Черный флаг над Эсфигменом. Фото с сайта www.anti-raskol.ru |
В России «зилотская» тематика и символика оказались востребованы, когда после смерти 2 ноября 1995 года митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) российским «ультраправославным» стало ясно, что более никто среди заметных иерархов РПЦ не разделяет их идеи. Начиная с 1997 года газета «Русь Православная» и альманах «Православие или смерть» из номера в номер начали писать о «предавших православие западным еретикам и масонам» иерархах РПЦ. Идеологической основой для позиции данных изданий являлся декларируемый ими «православный сталинизм», причем православие и отсылки к решению Собора Поместных Православных Церквей в Москве 1948 года, осудившего экуменические контакты с западными Церквами, в нем были явно вторичны по отношению к пиитету перед «борцом с сионизмом» Иосифом Сталиным. Так, в материалах «Руси Православной» за 2006 год утверждается, что «Русская Православная Церковь вымолила Сталина у Бога для России» и, собственно, этим им и ценна. В 2004 году Патриарх Алексий II осудил «Русь Православную» и подобные издания как «дискредитирующие Церковь и ее иерархов» и «пытающиеся разделить Церковь». В итоге одни издания просто тихо сошли на нет (как то же «Православие или смерть»), другие – как «Русь Православная» с ее главредом Константином Душеновым – в последующие годы стали объектом судебного преследования.
Одолев «истинно православных», отрицавших под лозунгами борьбы с ИНН и экуменизмом легитимность иерархии РПЦ, Патриархия в то же время прямо способствовала созданию аналогичного движения в своих рядах. Желание привлечь к себе массы молодежи заставило в 2004–2005 годах верхи РПЦ привлечь к «миссии» ряд изрядно постаревших и обратившихся уже к тому времени к вере рокеров. А вчерашние рок-бунтари и православие восприняли в его максимально радикальном – монархистско-черносотенном варианте. При фан-клубе группы «Алисы» даже возникла «Красно-Черная Сотня», своим названием намекавшая и на традиционные красно-черные цвета группы, и на «черносотенцев». Дети и внуки атеистов, лишенные православной традиции, жадно глотали «истинно православные» лозунги и визуальные образы, которые проникали в среду российских ультраправославных с Балкан. Отметим, что ставшая ныне предметом судебного разбирательства футболка была создана в 2006 году (хотя считается многими «традиционной») художником Игорем Мирошниченко. По словам главы Союза православных хоругвеносцев Леонида Симоновича-Никшича, Мирошниченко этот дизайнерский образ привез из их совместной поездки в Сербию в 2004 году.
Иск прокуратуры оказался для нового ультраконсервативного крыла РПЦ возможностью «показать силы». В защиту лозунга «Православие или смерть» выступил на сайте своей епархии епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим (Волочков), уже отметившийся перед этим статьей против «масонов-экуменистов». Опереться они могут не только на поддержку консервативных верующих, но и на молодежь, которая посещает рок-концерты: в конце июня Кинчев прямо пригрозил властям Карелии за запрет рок-фестиваля «Воздух» новой Кондопогой, ставшей символом «русского бунта». Мол, молодежь может повести себя «дерзко и грубо», и власти «надо быть вместе со своей молодежью, а не против нее». Насколько сейчас Патриархия контролирует это поколение ультраправославных, скорее всего является открытым вопросом и для нее... Отсюда – и попытки то осудить радикальные лозунги, то «приручить» тех, кто эти лозунги озвучивает одаривая их наградами и церковными должностями.