Муфтий Гайнутдин старается, чтобы от здания единой России не откалывали "мусульманские кирпичики".
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Ситуацию в исламском сообществе России не назовешь спокойной. С одной стороны, мусульманские организации стараются не отставать от Русской Православной Церкви в попытках оказывать влияние на жизнь общества, а с другой – не утихает соперничество между духовными управлениями страны и ближнего зарубежья. Председатель Совета муфтиев России шейх Равиль ГАЙНУТДИН поделился с ответственным редактором «НГ-религий» Андреем МЕЛЬНИКОВЫМ своим видением проблем и задач отечественной уммы.
– Равиль-хазрат, на каком этапе, по вашему мнению, находится процесс объединения российских мусульман? Можно ли согласиться с мнением некоторых экспертов, что проект объединения трех ведущих исламских организаций страны – Совета муфтиев России (СМР), Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) и Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) – закончился безрезультатно?
– Консолидация мусульманского сообщества, мусульманских духовных центров, о которой много говорят в последнее время, – это прежде всего единение на идеологическом уровне. Этот процесс идет и найдет свое организационное воплощение. Ни одна из централизованных мусульманских структур – СМР, ЦДУМ, КЦМСК – официально не объявляла о приостановке объединительного процесса. Созданная нами рабочая группа ведет согласительную работу. Это сложный процесс, который может растянуться во времени и пойти в несколько этапов. Слишком глубоки оказались проблемы, которые многие годы игнорировались.
Чтобы адекватно и эффективно реагировать на новые вызовы, отечественному мусульманскому сообществу требуются интеграция и модернизация. Это два взаимосвязанных процесса, которые не только определяют будущее ислама в нашей стране, но и в значительной степени оказывают влияние на развитие современного российского государства.
Многовекторная интеграция мусульманского сообщества России напрямую связана с процессами модернизации его институтов, обновления и поиска новых подходов в работе наших духовных и общественных организаций. Сегодня начался очередной этап в развитии ислама в современной истории России. Закончился этап собирания, когда речь в основном шла о восстановлении мечетей и налаживании деятельности общин на местах. Сегодня перед нами задачи, лежащие в плоскости богословия, идеологии, социальной сферы, культуры и науки. Переход на этот уровень мы и называем модернизацией. Для этого требуется консолидация. Те, кто этого не понимает, те, кто хочет, исходя из своих личных интересов и неспособности к развитию, чтобы мусульмане оставались в прошлом, не только преследуют корыстные интересы, но и наносят ущерб интересам России.
– Кто был инициатором этого проекта, заявленного осенью прошлого года?
– Инициатором выступил глава ЦДУМ Талгат Таджутдин. На его призыв откликнулись Совет муфтиев и Координационный центр мусульман Северного Кавказа. Мы высказали готовность рассматривать все варианты объединения наших структур.
Вообще мусульмане России на протяжении десятилетий стремились обрести утерянное после развала Советского Союза единство. Оттого и мусульманское духовенство на протяжении этих лет также делало все от него зависящее, чтобы преодолеть границы непонимания между официальными мусульманскими духовными лидерами и прийти к единству.
Попытки сдерживать этот процесс лишь играют на руку тем, кто хотел бы, чтобы российские мусульмане не чувствовали себя хозяевами на своей земле; кто хотел бы, чтобы, как в Гражданскую войну или в смутные 90-е, от здания нашей единой Родины откалывались «мусульманские кирпичики», тем самым способствуя разрушению всего нашего общего дома. Они полагают, что «невписанность» мусульманского сообщества в общероссийские процессы, его раздробленность и зацикленность на сугубо внутренних проблемах могут быть благодатной почвой для их провокаций.
– Какой вам видится конфигурация возможного объединения? Как решить вопросы лидерства?
– Первой стадией объединения мусульманского сообщества России должно стать единение мусульманских организаций. Причем на первом этапе считаем важным провести такое объединение на региональном уровне в субъектах России, где наблюдается организационная дезинтеграция мусульманских объединений, то есть существует два-три духовных управления мусульман, подчиняющихся либо СМР, либо ЦДУМ. Это объединение можно проводить по образцу объединительного съезда мусульман Татарстана 1998 года.
Помимо прочего, стремление к консолидации и обретению единства поможет решить извечную проблему несбалансированности развития двух ареалов российского ислама – северокавказского и татаро-башкирского.
Процесс сближения и консолидации российских мусульман позволит придать мусульманам татаро-башкирского ареала внутренней России больше интернациональности, уйти от внутриклановых противоречий и местечковых амбиций и переключить свой потенциал на решение более масштабных проблем, стоящих перед всем российским обществом, и делать это с большей эффективностью и ответственностью за судьбы всей страны.
Кавказским же мусульманам данные консолидация и объединение позволят придать больше системности, структурной дисциплинированности, укрепят в их среде чувство гражданской ответственности и сопричастности большой общероссийской семье народов, в том числе мусульманских.
– Связаны ли, на ваш взгляд, январские предупреждения прокуратуры и Минюста в отношении Совета муфтиев России с негативным восприятием того, как пошел процесс объединения мусульманских организаций?
– Прежде всего официальные бумаги от прокуратуры и Минюста в Совет муфтиев не поступали. Мы об этих предупреждениях прочитали в СМИ. Причем информация была в провокационной подаче и с неуместными комментариями. Складывается впечатление, что кто-то нарочно раздувает технические вопросы государственно-конфессиональных отношений, чтобы погреть на этом руки. Думаю, трактовки появления этих бумаг, если они вообще существуют, по логике «кому это может быть выгодно» здесь неуместны. Так можно слишком далеко зайти и связать все что угодно с чем угодно. На мой взгляд, приписывать Минюсту и прокуратуре какие-то карательные функции против религиозных организаций – оскорбительно для самих этих ведомств. По Конституции, государство не вмешивается в дела верующих.
Реконструкция Соборной мечети в Москве. Мусульманская умма России тоже нуждается в модернизации. Фото Елены Демидовой |
– Расскажите, пожалуйста, чем объясняется решение ДУМЕР о назначении муфтиев, которых в СМИ назвали «полномочными представителями» этой организации, в четырех федеральных округах?
– Это внутренний вопрос ДУМЕР, который обусловлен необходимостью модернизации, повышения эффективности и координации работы на местах. Такие же должности и подразделения есть и у других мусульманских и немусульманских организаций. Это ответ на запрос верующих с мест, которые хотят иметь постоянный контакт с руководством своего духовного управления. Не более того.
– Многие мусульмане выражают недовольство планами сноса Соборной мечети в Выползовом переулке. Действительно ли решение о сносе принято? Если это так, то чем объясняются эти планы?
– Тут получается, как в свое время с Марком Твеном, который пошутил, «что слухи о его смерти оказались сильно преувеличены». Ни о каком сносе речи не идет. Слухи о сносе родились из неправильного и некорректного прочтения архитектурных решений. Идет речь о капитальной реконструкции с использованием новейших технологий по обеспечению пожаробезопасности, санитарно-технических норм и эвакуационной безопасности прихожан. Историческое здание будет сохранено в комплексе всей Соборной мечети, но его повернут на несколько градусов, так как выяснилось, что оно несколько отклонено от Киблы (направления для намаза).
– Вы высказывали мнение о необходимости формирования «российской исламской гражданской идентичности» и «выработки механизмов интеграции мусульманских активистов в процессы выстраивания российского гражданского общества». Как бы вы описали контуры идентичности российских мусульман и как она соотносится с общегражданской идентичностью?
– Не скажу ничего нового, если замечу, что наша страна переживает кризис идентичности. Новая Россия ищет себя и свое место в современном мире. И тут нельзя не учитывать огромнейшую и глубочайшую исламскую составляющую. Пройдитесь по центру Москвы – одни только тюрко-мусульманские названия будет сложно уместить в памяти!
Современная Российская Федерация должна, наконец, полностью легитимизировать и, так сказать, «прописать» свою мусульманскую составляющую. Ведь и Волжская Булгария, и Золотая Орда, и мусульманские образования на Северном Кавказе, заложенные еще сподвижниками Пророка, и даже Имамат Шамиля с исторической точки зрения являются такими же учредителями современной России, как и Киевская Русь, и Московское княжество. То, что некоторые мусульманские государства воевали с Москвой или Петербургом и вошли в состав России не добровольно, не должно нас смущать. Ведь значительное число русских княжеств воевали между собой и также были завоеваны Москвой. Но сегодня никто не обвиняет новгородцев и тверичей в сепаратизме, когда они хотят поддерживать свое историческое наследие.
Мы, российские мусульмане, видим себя неотъемлемой частью единой российской гражданской нации.
– Как мусульманские активисты могут способствовать выстраиванию гражданского общества? Речь идет о создании мусульманских общественно-политических организаций в России?
– Религии у нас отделены от государства, а духовные структуры не могут заниматься политикой. Но верующие же не отделены от общества! Мусульмане составляют огромную часть россиян. Это самое крупное меньшинство нашей страны. Поэтому без его активного участия в гражданском обществе не сформируются ни оно само, ни Россия как сильное, успешное, демократическое, социальное государство.
Поэтому мы наставляем нашу молодежь, наших общественных активистов, что наш джихад, наше созидательное усердие, усилия и самоотдача сегодня должны быть направлены на улучшение образа ислама. Наставляем на формирование современной, образованной, высококультурной российской общины мусульман, способной брать ответственность и приносить пользу окружающим и своей Родине, быть примером нравственности и успеха в решении проблем, которые разъедают нашу страну, – алкоголизм и наркомания, социальная несправедливость, коррупция и криминал, безответственность и недостаток профессиональной квалификации. В конце концов примером для всего общества должна быть наша сплоченность во имя созидания.