Чего больше в этом празднике: политики, культуры или исторической памяти?
Виктор Васнецов. Крещение Руси. Подготовительная композиция росписи
Владимирского собора в Киеве. ГТГ
Новая памятная дата – День Крещения Руси – появилась в календаре российских праздников. 21 мая в Государственной Думе были приняты соответствующие поправки к Закону «О днях воинской славы и памятных датах России». Новый праздник будет отмечаться 28 июля, в день памяти святого князя Владимира. Таким образом, День Крещения Руси получил официальный государственный статус наряду с восемью уже принятыми ранее памятными датами. С предложением оценить это нововведение корреспондент «НГР» обратилась к представителям разных религиозных традиций и общественным деятелям.
Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает появление нового праздника позитивным событием: «Нравится это кому-то или нет, но роль православия в созидании России уникальна. Для любого непредвзятого человека, в том числе и западного, очевидно, что российский менталитет создан православием, поэтому День Крещения Руси – это день, от которого ведут отсчет наши культура и самосознание».
В оценке значения православия протоиерея Чаплина поддерживает Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР): «Я согласен с установлением памятной даты Крещения Руси, так как русское православие – это сила, которая объединяет Россию от Курил до Калининграда. Ничто так не объединяет нашу страну, поэтому этот день будет праздником для всех россиян».
Более сдержанной позиции придерживается глава Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигулла Аширов. «Любое решение принимается в соответствии с необходимостью, – говорит он. – Я не хотел бы давать комментарии, поскольку это абсолютно не наш вопрос, а дело инициаторов проекта и законодателей, поддержавших их. Думаю, этот праздник, так же как, скажем, День пограничника или День железнодорожника, никак не затронет меня в дальнейшем».
Неуместным комментировать ситуацию сочли и в пресс-службе Духовного управления мусульман Дагестана, секретарь которой Магомедрасул Омаров отказался связать корреспондента «НГР» с муфтием Дагестана, сказав, что решение было принято в Москве без учета мнения мусульман Кавказа. «Однако, – добавил Омаров, – если это постановление принято для развития объединяющих оздоровительных отношений, а не исключительно по политическим мотивам, тогда новое начинание можно поддержать».
Самое категоричное мнение высказывает Алексей Смирнов, председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов, который считает принятие нового праздника прежде всего политическим решением: «Эта дата будет существовать, поскольку наше государство де-факто является проправославным. Однако данный праздник является прежде всего религиозным, поскольку только верующий понимает значение и смысл крещения». Алексей Смирнов призывает не переоценивать значение праздника, если он будет проводиться без должного образовательного сопровождения: «Важно, чтобы Православная Церковь взяла на себя ответственность передать евангельский смысл крещения, чтобы люди понимали, что это и зачем произошло. Жаль, что нередко такое непонимание сопровождает у нас даже основные христианские праздники – Пасху и Рождество».
К сожалению, свою точку зрения отказались высказать представители российского буддизма. Настоятель Центрального хурула Калмыкии Анджа-гелюнг Харцхаев воздержался от комментариев, а пресс-секретарь Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева не дал корреспонденту возможности услышать мнение главы Традиционной Буддийской Сангхи России.
Руководитель информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский, напоминая о статусе государственного праздника, которое имеет Рождество, не находит в принятии памятной даты, связанной с религией, ничего удивительного и не считает, что новый праздник станет разобщающим фактором.
Таким образом, большинство опрошенных согласны с тем, что введение новой памятной даты будет способствовать укреплению межрелигиозной терпимости.
Тем не менее нельзя исключать, что результат может оказаться обратным. Российское законодательство говорит о четырех традиционных для страны религиях. Поэтому вполне логично, что за официально принятым православным праздником последовали предложения о введении памятных дат других религий. Так, парламентарии Татарстана сразу выступили с инициативой государственного признания Дня принятия ислама. Предлагаемая дата нового праздника – 12 мая – связана с обращением в ислам Волжской Булгарии в 922 году. Неоднозначность этого предложения в том, что некоторые народы Кавказа стали принимать ислам значительно раньше, еще с конца VII века. В связи с этим Магомедрасул Омаров убежден, что «обсуждаемая дата Дня принятия ислама – полностью придуманная. Кажется, авторы этой инициативы забывают, что Дагестан, например, тоже является субъектом России». «Эта дата, – добавляет Омаров, – не будет иметь какого-то успеха у мусульман. Придуманные вещи имеют очень короткую жизнь».
Впрочем, дата Дня Крещения Руси тоже вызвала определенные дискуссии, поскольку по православному календарю его принято отмечать 14 августа. На это протоиерей Всеволод Чаплин отвечает: «Бесспорных с точки зрения истории дат среди наших праздников нет. Я не думаю, что нашлась бы более исторически достоверная дата». Празднование же памятных дат других религий Чаплин допускает, но только на региональном уровне, так же как сегодня отмечаются некоторые исламские праздники.
Зиновий Коган, в свою очередь, приветствует официальное введение памятной даты для мусульман, поскольку, по его словам, «ислам наряду с православием и другими религиями участвовал в становлении российской государственности». По мнению главы КЕРООР, представители каждой религии вправе сами решить, какой день может стать памятным. Например, «всенародным российским праздником мог бы стать День Пятидесятницы (Шавуот) – день дарования Торы на горе Синай».
Очевидно, что однозначной позиции по поводу введения нового праздника быть не может. С одной стороны, звучит мнение Зиновия Когана, который, вспоминая Хемингуэя, говорит: «Праздник всегда с тобой. Чем больше праздников, которые оставались бы и рабочими днями, тем лучше». С других позиций выступает Алексей Смирнов, считая, что «бессмысленные праздники, непонятные людям, не приносят ожидаемого результата. А эта дата скорее всего будет непонятна подавляющему большинству россиян, особенно если они не христиане, а принадлежат к другим религиям».