Качество и полноту наглядной информации трудно назвать удовлетворительными.
Иллюстрация из электронного пособия по "Основам мировых религиозных культур"
Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе нынче в моде. Именно «в моде», ведь как техническая, так и информационная ценность большинства образовательных цифровых проектов довольно сомнительна. Традиционных «детских» болезней не избежал и цифровой дополнительный материал к учебным пособиям по «Основам религиозных культур и светской этики».
Прежде всего не совсем понятно, для кого предназначены диски, прилагаемые к каждому из курсов предмета. Если это учебные материалы для самостоятельного использования детьми дома или в классе, то детские информационные порталы имеют несколько иной дизайн и логику навигации. Особенно если это касается ресурсов, рассчитанных на учеников 4–5-х классов. Если это материал для учителя, то где сетевой вариант программы, столь необходимый для сбора контрольной информации и упрощения использования программы непосредственно на уроке?
Первое, что бросается в глаза, когда начинаешь использовать электронное приложение, – поразительная скудость информации, которая предоставляется по каждому из уроков. Конечно, нет смысла адаптировать многотомные справочники и переносить их на диск. Но то, что содержится на диске, не тянет даже на детскую базу данных. Кажется, что все старание и тщание разработчиков ушли на интерфейс и подбор цветовой гаммы. Тут придраться не к чему, если не принимать во внимание, что пособие предназначено для юного пользователя. Но, как часто оказывается, обертка хороша, а вот конфетка не сладкая.
Речь идет все же о курсе для детей, причем только что вышедших из младшей школы. На дисках не удалось отыскать ни одного видеофрагмента, ни одного анимационного ролика. То, что носит гордое название «интерактивные модели», выглядит зачастую просто как листалка фотографий или же простейшее флешменю. В других разделах многие информационные элементы вообще не снабжены никакими иллюстрациями.
Наибольшее недоумение вызывает раздел «Контроль». Раньше казалось, что контрольных работ (тестов), состоящих из┘ одного вопроса, не бывает. Оказывается, это не так. Чтобы не возникло недопонимания, придется описать процесс подробнее. Диск «Основы мировых культур», урок 9–10, раздел «Контроль». Кликаем «Тест 1» и видим вопрос. Отвечаем на него – и все. Тест окончен. Чтобы продолжить работу, надо вернуться в основное меню и выбрать «Тест 2», который также состоит из одного вопроса. Вероятно, это хитрый методический ход, который без инструкции абсолютно не понятен. Ищем инструкцию в разделе «Помощь», но ничего про одновопросные тесты, кроме указаний, куда и зачем нажимать, там нет.
Видимо, для учителя предназначен раздел «Редактирование учетных записей». Не совсем понятно его назначение – ведь программа не поддерживает сетевое использование.
Однако все технические минусы не идут ни в какое сравнение с информационной бедностью всех просмотренных дисков. Даже навскидку, не будучи специалистом в религиоведении, я бы посоветовал в базу дисков добавить массу красочной, интересной и наглядной информации. Если разработчики планировали эту программу как оболочку, тогда логична была бы функция пополнения базы данных. Конечно, это все справедливо в том случае, если к предмету подходить серьезно, как к учебной дисциплине. А в данном случае, имея этот вспомогательный диск, учитель будет все равно вынужден искать дополнительные материалы везде, где только можно, а ученика таким пособием вряд ли удастся удержать за компьютером.
Вывод из тестирования электронного приложения к учебникам серии можно сделать не вполне утешительный для разработчиков, которые, видимо, не поставили четкой задачи программистам. В итоге потребитель получит сырой продукт довольно сомнительного качества.