Предтеченский монастырь Истинно-Православной Церкви в селе Денежниково Раменского района Московской области.
Фото автора
В мире существует множество религиозных организаций, связывающих себя с православием, но не находящихся в юрисдикции ни одной из поместных Церквей – так называемых альтернативных объединений. К сегодняшнему дню в религиоведении не выработана окончательная типология этих структур и связанная с ними терминология, что вызывает сложности в их изучении. Альтернативные Церкви и общины иногда называют по именам их лидеров (рафаилиты, лурьеиты, русанцовцы), по тем или иным особенностям культовой практики (экзорцисты, богородичники), по местоположению, по стилю поведения. Предлагаем свою типологию альтернативных организаций, выработанную на основе их сущностных характеристик.
Дореформенные
К таковым можно причислить сугубо традиционные структуры, которые сохранили свое прежнее состояние после реформ Патриарха Никона в середине XVII века. К ним относятся древлеправославные христиане России (по традиции их чаще называют старообрядцами). За пределами России к этому типу следует отнести старостильные Церкви Греции, не принявшие календарную реформу, осуществленную руководством Константинопольского Патриархата и Элладской Православной Церкви в 1923 году. Как российские, так и греческие противники нововведений оказались в своих отечествах гонимыми государственной властью и испытывают негативное отношение кириархальных (от которых они откололись) Церквей. Некоторые представители подобных движений были вынуждены покинуть прежнее место жительства, а иногда и вовсе эмигрировать в другие страны.
В русском старообрядчестве есть свои течения, называемые согласиями и толками. Греческие старостильники также разделились на отдельные направления, юрисдикции и Церкви. Объединяет старообрядческое и старостильное движения стремление сохранить традиционную духовную идентичность в неприкосновенности.
Эмигрантские
Существуют религиозные структуры, представители которых по разным причинам вынуждены были покинуть родину. В мире десятки подобных Церквей, епархий и общин. Причина их появления чаще всего кроется в создавшейся внутренней социально-политической ситуации в том или ином государстве, в резких изменениях, возникших в поместных Церквах, а также в изменяющихся жизненных ситуациях, в которых оказываются верующие. Эмигрантские православные объединения можно встретить на всех континентах. Их представители, попадая за рубежи своей Родины в новые социокультурные условия, стремятся сохранять свою веру. Православие в их среде выполняет интегрирующую функцию, объединяя их и по вероисповедному, и по национальному признакам.
Среди эмигрантских объединений наблюдается разное и противоречивое отношение к Церквам, из которых они вышли. Одни не порывают с ними отношений, в том числе евхаристических, другие входят в состав иной поместной Церкви, а некоторые создают свои независимые структуры (например, Архиепископия Православных Русских Церквей в Западной Европе под юрисдикцией Константинопольского Патриархата). До недавнего времени к эмигрантским относились Русская Православная Церковь за рубежом и Сербская Свободная Церковь с центрами в США.
Катакомбные
Современными катакомбниками называют себя Церкви, общины и группы, представители которых были вынуждены по причинам гонений за веру совершать свою религиозную деятельность тайно, скрытно от посторонних глаз. В катакомбном состоянии в разные периоды истории пришлось пребывать христианам, в том числе и православным, во многих частях и государствах мира: в исламских государствах, Латинской Америке, Болгарии и других государствах балканского полуострова, в Китае.
В России после Октябрьской революции 1917 года в условиях начавшихся гонений на верующих создается церковное подполье. Своеобразие этих структур состоит не только в тайном их существовании, но и в мировоззрении их лидеров и простых мирян. Церковное подполье стало особой формой сопротивления гражданским властям, боровшимся с религией, а также оппозиции конформистской политике официальной Церкви. Катакомбные группы порывали связи с поместными Церквами. Эти структуры с их епископами были средой, из которой выходили и множились альтернативные группы в православии.
Празднование Пасхи в храме Апостольской Православной Церкви в Берне (Швейцария). |
«Истинно-православные»
Эти общины включили в свое название понятие «истинный», ведущее свое происхождение от апостольских времен. По существу, любая Церковь декларирует свою «истинность» по отношению к другим религиозным группам. Но только начиная с 20-х годов ХХ века появляются структуры, которые используют это понятие в качестве официального определения своей Церкви. В Греции некоторые старостильные формирования называли и называют себя истинно-православными христианами, а свои структуры – истинно-православными Церквами.
В России появление структур, включивших в свое название понятие «истинно-православная», связано с неприятием ими сергианства – попыток сосуществования официальной Церкви с советским государством. Эту новую социальную позицию выразил в своей «Декларации» заместитель местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) в 1927 году. Оппозиция в лице представителей формирующегося «истинного православия» посчитала такое отношение к новым властям недопустимым и далеким от традиционного православия. В возникающее церковное подполье пришлось уйти и «истинно-православным» общинам. Этих самостоятельных, порой не связанных друг с другом Церквей было несколько десятков. Они просуществовали вплоть до рубежа 80–90-х годов ХХ века. Часть общин затем вышла из подполья. Некоторые Церкви зарегистрированы в органах Министерства юстиции РФ, а другие сохранили прежнее катакомбное состояние.
На рубеже 80–90-х годов «истинно-православное» движение претерпевает трансформацию. Вроде бы сходившее на нет в последние годы советской власти, оно возрождается. Идеи движения получают второе дыхание в некоторых структурах альтернативного православия. Аббревиатура ИПЦ (Истинно-Православная Церковь) становится неким образом или знаком, указывающим на преемственность современных ИПЦ тем, что существовали в советское время. Однако современные «истинно-православные» Церкви все-таки далеки и по своим идеям, и по своему состоянию от прежних ИПЦ.
Среди них выделяется числом приверженцев и географией распространения Истинно-Православная Церковь, которой руководит митрополит Рафаил (Прокопьев) (некоторые религиоведы в шутку называют этих верующих «радиоактивными», так как их центр находится в Москве на улице Радио). Церковь имеет также свой духовный центр в подмосковном селе Денежникове, где устроен «монастырь Иоанна Предтечи».
Также получила известность руководимая митрополитом Валентином (Русанцовым) Российская Православная Автономная Церковь с центром в Суздале. От нее откололась группа епископа Григория (Лурье) из Санкт-Петербурга. Лурье ратует за организацию объединенного движения на основе общин Зарубежной Церкви, отвергнувших объединение с Московским Патриархатом.
Совершенно самостоятельно существуют Российская Истинно-Православная Церковь митрополита Тихона (Пасечника), Истинно-Православная Церковь – Московская митрополия митрополита Вячеслава (Лисового), Истинно-Православная Церковь России (имеет связь с ИПЦ Греции, председатель Собора митрополит Месогейский и Лавреотикийский Кирик Контогианнис).
Автокефалисты
Автокефальными принято считать канонические поместные Церкви вселенского православия. Однако в XX веке «автокефальными» стали себя называть объединения, уходящие от поместных Церквей в раскол и создающие альтернативные структуры. Такие Церкви существуют как в России, так и в других странах. Некоторые из них не декларируют в своих названиях принцип автокефалии, но претендуют на него.
Число таких Церквей прибавилось в связи с общественно-политическим состоянием государств, существовавших до начала 90-х годов ХХ века. В наибольшей степени это относится к постсоветскому пространству и бывшей Югославии. Среди недавних образований можно назвать объявившую о своей независимости Черногорскую Церковь. Автокефалистские настроения давно существуют в Украине. Здесь усугубляется тенденция к созданию общей автокефальной Церкви на основе объединения существующих Церквей. Эти объединения со стороны вселенского православия не признаны, однако с некоторыми претендующими на автокефалию организациями канонические Патриархаты начинают вести диалог. Например, в прошлом году было объявлено о начале диалога между Украинской Православной Церковью Московского Патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церковью.
Доктринальных и догматических расхождений между поместными и самопровозглашенными автокефальными Церквами, по существу, нет, однако некоторые альтернативные объединения акцентируют свое внимание на национальном факторе, что усугубляет юрисдикционные противоречия. Со второй половины XIX века тенденция к образованию национальных Церквей во вселенском православии была осуждена как ересь филетизма.
Обряд рукоположения в священный сан в Апостольской Православной Церкви (храм во имя Сошествия Святого Духа в городе Обнинск Калужской области). Фото www.orthodox.puslapiai.lt |
Апокалиптические
Апокалиптика – неотъемлемая часть христианской доктрины, ее основы заложены в новозаветных текстах, в частности Откровении Иоанна Богослова. В истории христианства не раз выделялись люди и общины, у которых ярко, сильно, чувственно выражались ожидания наступления Страшного суда и конца света. Нередки были случаи, когда одержимые мыслью о скором светопреставлении верующие уходили в церковный раскол.
В современных апокалиптических объединениях также ярко выражены настроения ожидания конца мира, Страшного суда. Некоторые структуры в свое название включают понятие «апокалиптическая» и имя апостола Иоанна Богослова. К таким группам относятся: Апокалиптическая Христова Церковь, Истинно-Православная Церковь Откровения Иоанна Богослова, Небесная Восточная Церковь Иоанна Богослова, Вселенская Церковь Иоанна Богослова. В общинах этого типа адепты находятся под сильным воздействием харизматичного лидера. От него верующие заражаются эсхатологическими настроениями.
Сюда же можно отнести группу, получившую в 2007 году широкую известность под названием «пензенские сидельцы». Время от времени появляется информация о той или иной общине православных верующих как в России, так и за рубежом, ограничивших себя в общении с окружающим миром. «Пензенский синдром» показал неподготовленность как Московского Патриархата, так и государства к диалогу с такими группами.
Реформированные
В этих объединениях ярко выражены черты либерального христианства, когда, с одной стороны, заметно стремление вернуться к апостольским традициям, а с другой – сближение с протестантизмом, модернизированным католицизмом и стремление к модернизации православной традиции. Православных реформистов пока немного. К ним можно причислить Церкви, которые в самоназвании используют определение «апостольская». В качестве примера можно назвать Апостольскую Православную Церковь в России, Украинскую Апостольскую Православную Церковь, общины западного обряда Апостольской Православной Церкви (в Санкт-Петербурге, Таганроге, Берне и Вильнюсе).
Для понимания сущности православного реформизма большой интерес представляет «Декларация о создании Апостольской Церкви России», представленная общественности в мае 2000 года. Многие из провозглашенных в этом документе принципов нашли свое отражение в организации и культовой практике этой Церкви. К примеру, в некоторых храмах отказались от иконостаса и престолы находятся почти в центре храма, монашеское состояние стало необязательным для епископов.
Среди реформистов есть группы, отличающиеся своим радикализмом в учении, религиозной практике и организации. Сюда можно отнести Православную Церковь Божией Матери Державная, сформировавшуюся в 90-х годах ХХ века. Здесь, с одной стороны, заметно стремление вернуться к христианству апостольских времен, где господствовали нестяжание и простота в отношениях между членами христианской Церкви. С другой стороны, получил сильное развитие культ Богоматери. Почитаются не только иконы с ее изображением, но и скульптуры. Наряду с Библией Богородичная Церковь считает священными другие тексты, в частности «откровения» Богоматери лидеру Церкви архиепископу Иоанну (Береславскому). Большие изменения претерпела культовая практика: богослужение совершается на современном русском языке, используется электронная и инструментальная музыка. Богородичники пишут иконы на нетрадиционные сюжеты и в стилистике, приближенной к современной живописи. Наконец, упрощена организационная структура Церкви, отсутствуют строгие иерархические отношения между священнослужителями и паствой.
В заключение следует заметить, что перечисленные типы альтернативного православия не рядоположены, между ними существуют большие различия. Часто их основные принципы противоположны, как, например, у старообрядцев и реформистов. Объединяет все это многообразие объединений и религиозных групп только одно – независимость от канонических поместных Церквей и противопоставление себя этим Церквам.