Изображение Мадонны Меджугорской в герцеговинской церкви.
Фото www.pl.wikipedia..org
Ватикан решил расставить все точки над «i» в истории с так называемыми меджугорскими видениями. Суть ее такова. Некоторые жители герцеговинской деревни Меджугорье вот уже без малого 30 лет чуть ли не ежедневно получают наставления от Девы Марии и даже фиксируют их в дневниках. Якобы в деревне засвидетельствованы факты чудесных исцелений. И вот 17 марта пресс-служба Святого Престола объявила о создании специальной комиссии во главе с кардиналом Камилло Руини, которая должна разобраться, что к чему.
Речь идет о чудесах «всемирного значения». В католическом мире такое чудо без санкции Рима – не чудо вовсе. Поэтому внимания Ватикана добиваются не только в Герцеговине. Рассчитывают на него и в городке Сокулка, что на северо-востоке Польши. Жители Сокулки не могут похвастаться регулярными беседами с Богородицей, но у них есть штука поэффектнее: полтора года назад в местной церкви Св. Антония евхаристический хлеб вдруг превратился┘ в человеческую плоть.
И в Меджугорье, и в Сокулку тянутся паломники. Между тем в местных епархиях Римско-Католической Церкви к чудесам относятся по-разному.
В Сокулке события начали развиваться в октябре 2008 года. Священник, совершая таинство причастия, уронил на пол гостию (евхаристический хлеб). Он поднял ее, положил, как полагается, в специальный сосуд с водой (так называемый васкулум) и поместил в сейф в ризнице. Прошла неделя. Сейф открыли и обнаружили на гостии красное пятно, напоминающее кровь. Два месяца хлеб хранили в часовне при доме священника. Наконец, в январе 2009 года из гостии взяли пробу и передали двум профессорам-патоморфологам из Белостоцкой медицинской академии – Станиславу Сулковскому и Марии Собанец-Лотовской. Ученые высказали мнение, что представленный материал – «фрагмент человеческого сердца», точнее, волокно сердечной мышцы.
Неужели догмат о пресуществлении нашел материальное подтверждение? Комиссия ликующей Белостоцкой епархии к осени подтвердила, что с момента обнаружения пятна до передачи пробы ученым гостию никто не трогал. Никакого «человеческого вмешательства» не было. Под началом архиепископа Эдварда Озоровского были собраны и переданы в нунциатуру все необходимые документы. Сокулка замерла в ожидании решения Святого Престола, готовя храм к наплыву паломников.
Вернемся в Герцеговину. В Меджугорье видения начались 24 июня 1981 года. С Богоматерью общались шестеро детей, трое из них продолжают видеть Деву Марию по сей день. 28 июня того же года на место, куда якобы являлась Богородица, принесли мальчика, который не мог ни ходить, ни говорить, ни даже держать голову. Легенда гласит, что ребенок выздоровел. Впоследствии «Меджугорская дева» вернула здоровье итальянке Диане Басиле, больной рассеянным склерозом, страдавшей от рака женщине-врачу с Филиппин, а также одной из визионерок – Вичке Иванкович, у которой обнаружили опухоль головного мозга. Вичка якобы точно предсказала дату своего исцеления.
Меджугорье относится к католической епархии города Мостар. Бывший епископ Мостарский Павао Жанич и нынешний глава епархии Ратко Перич отнеслись к меджугорским историям с изрядным скепсисом. Почему? Ставшую знаменитой деревню духовно опекали хорватские францисканцы, поднявшие чудеса на щит, организовавшие выпуск туристических брошюр, сувениров, специальных молитвенников. Один из францисканцев, Ивица Вего, нарушил обет послушания, вступил в связь с монахиней, начал конфликтовать с епископом и был решением Папы исключен из ордена и лишен сана.
Епископ Павао Жанич был крайне возмущен тем обстоятельством, что Дева Мария, являвшаяся Вичке Иванкович, говорила не только о посте, молитве и покаянии, но и о невиновности Вего. Это навело епископа на мысль, что детей используют. Он лично беседовал с визионерами и ловил их на противоречиях, а то и на прямом обмане. Скепсис Жанича перенял его преемник. Не далее как в прошлом году Ратко Перич во время одной из проповедей сообщил, что был в Ватикане, обсуждал там «меджугорское дело» и нет никаких оснований утверждать, что чудеса аутентичны.
Собственно, к тем же выводам в 1991 году пришла Конференция католических епископов бывшей Югославии, заседавшая в городе Задар: наличные факты не доказывают, что в Меджугорье имели место сверхъестественные явления. Однако важно понимать нюансы. Епископы Жанич и Перич фактически отрицали факт чуда, а югославский епископат в Задаре не сказал ни окончательного «да», ни окончательного «нет». Ватикан на протяжении последних 20 лет придерживался доброжелательного нейтралитета, одергивая решительных скептиков и публично объявляя их позицию «частным мнением». При этом сама Конгрегация вероучения (а это ее функция) не бралась за изучение чудес.
Меджугорские чудеса с энтузиазмом восприняли некоторые богословы (Рене Лорентэн), а группа французских ученых из Университета Монпелье провела исследование самих визионеров в моменты «встреч» с Девой Марией. Ученые делали энцефалограммы и электроокулограммы. Визионеров проверял отоларинголог. Следов экстаза, коллективной галлюцинации, эпилепсии, истерии, невроза обнаружено не было (Впрочем, если прислушаться к частному мнению епископа Жанича, то молодых людей стоило бы проверить на детекторе лжи.)
Герцеговинская деревня де-факто обрела славу «второй Фатимы», и это обстоятельство не позволяет Ватикану выдерживать нейтралитет. Сокулке такая репутация не светит. Варшавская нунциатура не торопится передавать «дело» в Рим. Эта осторожность вполне объяснима. Ватикан может казаться резервуаром суеверий и ретроградства (подчас он сам активно пестует этот образ), но в век прогресса науки и техники Святой Престол не спешит выставлять себя на посмешище.
В случае с Сокулкой это возможно. Вскоре после того как епархиальная комиссия вынесла свой вердикт, выяснилось, что профессора-медики выполнили свою работу не вполне добросовестно. В частности, они не зафиксировали в положенном порядке проведенные исследования, а к работе подошли с запалом верующих католиков. Директор отделения патоморфологии Белостоцкой медакадемии Лех Хыжевский раскритиковал своих подчиненных. По его словам, профессорам Сулковскому и Собанец-Лотовской стоило провести генетико-молекулярную экспертизу. Она могла бы опровергнуть мистическое происхождение красного пятна на гостии. Такое пятно могла произвести бактерия serratia marcescens, так называемая кровавая или чудесная палочка. Мучное изделие, замоченное в воде, – прекрасная среда для размножения подобных бактерий.
Масла в огонь подлило Общество польских рационалистов. Его представители подали иск в прокуратуру, добиваясь расследования обстоятельств «чуда». Рационалистическая логика сработала как часы: если Церковь говорит о волокне сердечной мышцы, значит, произошло убийство или надругательство над трупом. Прокуратура отклонила иск за отсутствием состава преступления. Однако слово было сказано, и к «чуду в Сокулке» оно прилипло как репей к собачьему хвосту.
Могут ли истории о юных хорватах, для которых пообщаться с Девой Марией все равно что умыться поутру, в глазах пусть консервативных, но все же образованных католических иерархов выглядеть предпочтительнее рассказа о бактерии, живущей во славу церковных догматов? Безусловно, могут. Такое наследие оставил католическому миру Кароль Войтыла, он же Иоанн Павел II. Именно он привил Церкви настоящий культ «фатимских откровений», от которых меджугорские чудеса отличаются лишь интенсивностью и отсутствием глобальных пророчеств. В остальном – то же самое Средневековье.
Не стоит удивляться, если Ватикан признает меджугорские видения истинным чудом. В конце концов нынешняя ватиканская элита – птенцы гнезда Войтылы. А жителям Сокулки, по-видимому, стоит уповать на то, что следующим Папой станет аргентинский кардинал Хорхе Мария Бергольо. При нем в Буэнос-Айресе тоже кровоточила гостия. Бергольо и польские верующие поймут друг друга.