Обложки выходящих в России католических газет и журналов.
Католические журналы не купишь в обычном газетном киоске, а радио- и телепередачи не включишь одним нажатием кнопки. Эти средства массовой информации читает, слушает и смотрит лишь малая группа населения страны – русскоязычные католики. В то время как православная периодика распространяется достаточно большими тиражами, российские католические СМИ ютятся в приходских церковных лавках и храмах. Одна их часть продается, другая раздается за пожертвования или бесплатно только в определенных общинах.
Католические средства массовой информации появились на территории России немногим раньше 1991 года, когда в качестве Апостольских администратур (еще до учреждения епархий) была восстановлена иерархия Католической Церкви в стране. Тогда появились первые издания – «Информационный бюллетень» и еженедельная газета «Свет Евангелия», которая стала официальным печатным органом католиков в России. Закрытая в 2007 году, она тем не менее стала выходить в виде ежемесячного журнала архиепархии «Католический вестник – Свет Евангелия». Затем прекратил свое существование и этот журнал, и тогда «Свет Евангелия» предстал в интернет-формате под названием «В свете Евангелия», где размещаются как новые материалы, так и уже опубликованные на страницах первой газеты русских католиков.
С развитием и укреплением Римско-Католической Церкви в России стали появляться новые католические средства массовой информации, периодические и электронные. Практически все они подчинены одной цели – евангелизации, то есть донесению ценностей конфессии и христианства в целом до верующих. События католического мира, заявления иерархов Церкви, исторические справки, богословские и нравственные рассуждения, жизнь католиков в России – таково содержание этих журналов и газет. Некоторые издания, однако, затрагивают на своих страницах также проблемы современного общества или вопросы культуры, но практически все эти материалы переведены из влиятельных западных католических изданий. Сказать прямо о том, что Католическая Церковь в России не имеет собственной позиции по отношению к происходящим в мире событиям, нельзя, учитывая медленный процесс ее возрождения в стране. Католицизм как господствующая религия в Италии или в Польше имеет известный авторитет и может позволить себе рефлексию по поводу актуальных событий в обществе и политике. Но позиция любого католического издания в любом случае будет отражать позицию Католической Церкви, а не отдельной общины в той или иной стране. Быть может, именно поэтому католические СМИ России в настоящее время довольствуются ознакомлением верующих с официальными высказываниями Папы Римского и епископов. Здесь необходимо учесть и малое количество собственно российских католических СМИ на фоне еще меньшего числа конфессиональных журналистов, многие из которых попросту не связаны с журналистикой как профессией.
В основном католическая периодика – это журналы монашеских конгрегаций, молодежных и других движений. Периодические издания, как правило, носят локальный характер и распространяются либо в конкретных приходах, либо в приходских общинах, окормляемых той или иной монашеской конгрегацией. Так, орден францисканцев издает ежеквартальный журнал «Брат Солнце», посвященный францисканской духовности, новостям ордена в России и мире, проблемам Церкви и общества. Конгрегация салезианцев святого Иоанна Боско, чьей задачей является попечение о молодежи, издает два молодежных журнала – «Святая радость» и «Дон Боско. Салезианский бюллетень». Содержание обоих изданий – это ответы на вопросы молодых людей о вере, молитве, отношениях между мужчиной и женщиной, которые рассматриваются исходя из католического вероучения. Журнал «Дон Боско», адресованный родителям, затрагивает проблемы воспитания. Здесь же обсуждаются этические проблемы – например, эвтаназия, аборты или педофилия. К изданиям салезианцев близка русскоязычная версия популярного в Польше журнала «Любите друг друга!» (MiЁujcie siк!), который поддерживает «Движение чистых сердец», призывающее молодых людей к целомудренной жизни до брака. Католическое движение Comunione e Liberazione («Общность и освобождение») занимается изданием молодежного журнала «След», где в основном публикуются материалы итальянской версии издания, посвященные проблемам современного общества, культуре, истории. Альманах «Живая традиция» российского представительства федерации Una Voce («Единым гласом») выступает за сохранение латинского наследия Католической Церкви, который существовал до реформы II Ватиканского Собора, публикуя литургические и церковно-исторические материалы.
Среди католической периодики можно найти издания, непосредственно созданные российскими католиками. Это журнал «Призвание» Католической высшей духовной семинарии «Мария – Царица апостолов» и журнал «Двое +» петербургского епархиального Центра семьи. Сюда же относятся уже упоминавшийся «Информационный бюллетень» архиепархии Божией Матери с центром в Москве и «Сибирская католическая газета» Преображенской епархии с центром в Новосибирске. Эти издания, которые можно назвать официальными, публикуют материалы о событиях в епархиях, католические новости России и мира.
В отличие от печатных средств массовой информации электронные католические СМИ представлены в гораздо меньшем объеме. На территории России действуют две радиостанции и одна телестудия.
Круглосуточное радио «Мария» носит экуменический характер и направлено на проповедь христианства и христианских ценностей. Коллектив авторов – православные и католические священнослужители, семинаристы и ученые – выпускает в эфир общехристианские и конфессиональные передачи. Неизвестна судьба католической радиостудии «Дар», вещавшей в рамках ныне приостановленного Христианского церковно-общественного канала, который с 2009 года был переведен на интернет-вещание.
На территории России работает единственное католическое телевидение – сибирское «TV Кана», появившееся в 1994 году. Сейчас в эфир выходят три передачи: «Видеожурнал» о жизни Католической Церкви в России, «Моя епархия» о католиках Западной Сибири и еженедельная часовая передача на одном из новосибирских телеканалов. Помимо печатных и электронных средств массовой информации Католическая Церковь в России владеет шестью католическими издательствами.
Католические СМИ в России – это журналистика для малых групп. Не имея того веса, который есть у православных средств массовой информации как глашатая религии подавляющего большинства населения, католическая журналистика предназначена только для католиков. Частичная нехватка средств, с одной стороны, отсутствие квалифицированных конфессиональных журналистов – с другой, а главное – сохранение определенной дистанции по отношению к Православной Церкви – все это принуждает католические СМИ ограничивать свое развитие.