В иеговистских журналах «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!» другие религии называются ложными, а их адептам пророчат гибель во время апокалипсиса.
Болевые точки во взаимоотношениях государства и общин Свидетелей Иеговы в России мы обсудили с главным редактором журнала «Религия и право», профессором РГГУ Анатолием Пчелинцевым.
– В ходе недавнего совещания ОБСЕ в Вене по вопросам выполнения обязательств в области свободы религии и убеждений России поставили на вид притеснения Свидетелей Иеговы. Как вы считаете, эти упреки справедливы?
– Эта тема мне хорошо знакома. В свое время в рамках экспертного совета при Минюсте я участвовал в государственной религиоведческой экспертизе по Свидетелям Иеговы. Я посещал поселок Солнечный под Санкт-Петербургом, где находится центр этой организации в России, присутствовал на богослужениях в их молитвенных домах – «Залах Царств» в разных городах страны, изучал вероучение и практику данной организации.
Общины Свидетелей Иеговы существуют во всем мире. Но таких проблем, как в России, они, пожалуй, не испытывают нигде. Может быть, только еще в Китае. Это совершенно неестественно, потому что обвинить их в антиобщественной, а тем более антигосударственной деятельности нельзя. То, что они отказываются от переливания крови, – это их право. У нас в стране огромное количество людей отказывается от этой процедуры по этическим или медицинским соображениям, поскольку переливание крови часто бывает чревато последствиями. Кроме того, в соответствии со ст. 32 и ст. 33 Основ законодательства об охране здоровья граждан, переливание крови, как и любая иная операция, осуществляется только по добровольному согласию пациента. Это суверенное право любого пациента, независимо от его религиозных и иных убеждений. Другое дело, что остается проблема, когда родители, будучи законными представителями, принимают решение за детей. Но это уже проблема в большей степени этическая, чем правовая. Государство в лице должностных лиц и соответствующих органов (чего у нас на самом деле нет) должно убеждать данную религиозную организацию каким-то образом смягчить свои вероучительные доктрины в части переливания крови, хотя бы в отношении детей. Скажем, в ряде штатов США отдельные общины Свидетелей Иеговы значительно смягчили свои доктрины. А у нас: «Давайте запретим!» То, что их в Москве ликвидировали как юридическое лицо – вообще нонсенс. На сегодняшний день в России зарегистрировано около 400 общин. Причем это, как правило, достаточно большие общины глубоко верующих и преданных своей религиозной доктрине людей. Они что, после ликвидации разойдутся? Да ничего подобного! Государство загонит их в подполье, они будут существовать как религиозная группа без статуса юридического лица, и таким образом государство существенным образом ослабит всякий контроль над ними.
– В какой мере такие элементы иеговистского вероучения, как агрессивная эсхатология, уклонение от воинской службы, могут рассматриваться как экстремизм?
– В соответствии с вероучительной практикой последователи Свидетелей Иеговы не участвуют в политической деятельности. Опять же это право каждого гражданина, а не обязанность. Когда в стране реально не было альтернативной гражданской службы, но это право было гарантировано Конституцией РФ, они отказывались от призыва и по суду требовали альтернативной службы. Суды шли им навстречу. Сейчас, когда действует Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», часть молодых людей Свидетелей Иеговы ее проходят, а некоторые отказываются по убеждениям и их привлекают к юридической ответственности. Но это единицы на фоне общего количества уклонистов (около 20–30 тысяч за один призыв).
Иногда их обвиняют в навязчивости. В качестве примера можно привести дело, которое слушалось в Европейском суде по правам человека «Коккинакис против Греции». Власти Греции пытались обвинить Свидетелей в навязчивой манере миссионерской деятельности. Суд в своем решении сравнивал их с молочником, который рано утром обходит дома, звонит в двери и предлагает свой продукт. Также и проповедники имеют право приходить и говорить о своей вере. Другое дело, что любой гражданин сам решает, вступать ему в диалог с проповедником или закрыть перед ним дверь. Так решил Европейский суд по правам человека.
Эти и некоторые другие проявления можно квалифицировать как некий религиозный фундаментализм, но не экстремизм. Хотя ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» настолько расплывчато формулирует это понятие, что под него можно подвести все что угодно.
Если бы у нас был Госкомитет по делам религий, его сотрудники могли бы встретиться с лидером отечественных Свидетелей Иеговы Василием Калиным и обсудить претензии к этой организации со стороны государства. Но у нас такого госоргана, к сожалению, нет. Я не понимаю такую политику. С одной стороны, мы говорим о проявлениях религиозно мотивированного экстремизма и терроризма, а с другой – не существует ведомства, которое могло бы эти проявления предупреждать. Я не говорю про силовиков, у них другие методы работы. Государство должно научиться вести диалог с различными религиозными организациями, а не только с некоторыми из них, и при необходимости посылать сигналы в их адрес.
– Любой верующий убежден в исключительности своего вероучения, но Свидетели Иеговы проповедуют это с особой агрессивностью, запугивая людей концом света. Не вызывает ли такая проповедь повышения градуса напряженности в обществе?
– Вполне допускаю, что отдельные граждане кодируются в определенной степени этим нагнетаемым чувством тревожности и боязни. Это пограничный случай, грань, за которой уже может начинаться экстремизм. Задача государства и общества обозначить эту грань и своевременно реагировать на возможные опасности и угрозы.
Кто такие Свидетели Иеговы?
Организация Свидетели Иеговы возникла в 1870-х годах в США. Ее основатель Чарлз Рассел (1852–1916) вначале придерживался одного из течений кальвинизма, но в 1879 году отошел от него и создал кружок по изучению Библии. Основные положения вероучения Свидетелей Иеговы изложены в семитомном труде Рассела «Исследования Священного Писания».
Творцом и источником жизни согласно учению Рассела и его последователей является Бог Иегова. Все сущее Иегова создал через Иисуса Христа, своего единородного сына, который не равен своему всемогущему Отцу, а на земле является совершенным человеком. Святой Дух – это сила и власть Иеговы, участвовавшая в сотворении мира, которой Всевышний делится с Христом и ангелами.
Учение о скором пришествии Христа в иеговистской интерпретации превратилось в учение о близком конце света. Свидетели Иеговы предвещают скорый Армагеддон – священную войну Христа с сатаной, в результате которой все грешное человечество погибнет за исключением, разумеется, самих иеговистов. Иеговисты разделяют это событие на два этапа, утверждая, что первый этап Армагеддона уже состоялся в виде Первой мировой войны, а второй этап, когда Христос окончательно победит мир сатаны, скоро грядет. После этого Христос установит земной рай для 144 тыс. праведников, 9 тыс. из которых ныне здравствуют, а остальные будут избраны из ранее умерших, постигших истины Свидетелей Иеговы и воскрешенных после Армагеддона.
Каждый верующий член общины Свидетелей Иеговы обязан заниматься миссионерской деятельностью.
Религиозная организация Свидетелей Иеговы носит строго централизованный характер. Ее первичным звеном является собрание (община верующих), возглавляемое надзирателем (старейшиной). Несколько собраний объединяются в округа, которыми руководят разъездные надзиратели. Мировым духовно-административным центром Свидетелей Иеговы является Руководящая Корпорация, находящаяся в Бруклине (США).