Зарплаты шахтеров упали на 30 - 50%. Чем может им помочь Церковь?
Художник Роман Минин. Картина "Земля о горняков ломает зубы"
В своем обращении к руководителям предприятий Кузбасса епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх (Смирнов) затронул не только богословские, но в первую очередь острые социальные темы. Корреспондент «НГР» обратился к председателю Российского профсоюза угольщиков Ивану Мохначуку с просьбой прокомментировать выступление правящего архиерея шахтерского Кузбасса.
– Иван Иванович, какова сейчас ситуация в Кузбассе с выплатой зарплат работникам предприятий?
– На данный момент средний размер заработной платы по Кузбассу за пять месяцев текущего года упал в среднем на тысячу рублей. В наиболее тяжелом положении оказались рабочие на шахтах коксующегося угля. Средний уровень зарплаты забойщиков и проходчиков упал на 30–50%. Поэтому действительно проблема с зарплатами очень сложная, люди недовольны тем, что происходит. Хотя задержек с выплатами зарплат на тех предприятиях, где работает наш профсоюз, практически нет. Может быть, небольшое отставание в пределах текущих расчетов.
Главная проблема в том, что по Кузбассу произошло сокращение более восьми тысяч человек. Размеры зарплат оставшихся рабочих также сокращаются в связи со снижением объема добычи угля. По состоянию на май этого года добыча упала более чем на восемь миллионов тонн угля по Кузбассу, а в целом по России за пять месяцев этого года – более чем на 22 миллиона тонн. Ряд работодателей пошли на то, чтобы произвести сухую консервацию шахт в связи с их высокой себестоимостью – нет оборотных средств, нет инвестиций, а рыночный спрос на уголь упал. Такова ситуация на сегодняшний день.
– Вы говорите, что задержек зарплат почти нет. Однако не случайно, наверное, на сайте Кемеровской епархии РПЦ появилось обращение епископа Аристарха, который указывает на то, что невыплата заработной платы является грехом. Он пишет: «Рабочие, не получающие своевременно заработанные деньги, руководителями предприятий ставятся в сложное положение, приводятся к отчаянию, провоцируются к крайним действиям, выступлениям, забастовкам, голодовкам». Вы с ним согласны?
– Полностью согласен. Если человек отработал положенное время, произвел какую-то продукцию, а работодатель не дал ему заработную плату, то он украл его труд, выраженный в некоем денежном эквиваленте. Украл! Чего уж греха таить, бизнес в России вообще весьма циничное занятие, и в погоне за прибылью многие наши новые предприниматели, которым кружат голову большие деньги, идут на задержку зарплат, на искусственное банкротство предприятий и другие подобные действия.
Конечно, угроза потери рабочего места да еще с невыплатой зарплаты обозляет людей и создает предпосылки к активному сопротивлению такому положению дел – возможно, вполне мирным, но все же противоправным акциям. Я считаю, что этого нельзя допускать ни в коем случае, с работодателя надо спрашивать по всей строгости закона. Спасибо президенту, который предоставил прокуратуре право вмешиваться в подобные дела. А что касается обращения правящего архиерея, то я думаю, что призыв к совести – не лишний в этой ситуации. Может быть, кто-то проникнется этим обращением, работодатели вразумятся, и будет меньше поводов к социальным протестам.
– То есть вы считаете, что это обращение – не пустой звук?
– Нет, конечно. Я знаю многих предпринимателей, которые работают в Кузбассе (не буду говорить о них ни плохо, ни хорошо), но я видел их в православных церквах, видел, как они молились, особенно в дни памяти о погибших шахтерах – в Прокопьевске, Кемерове, Новокузнецке, Ленинск-Кузнецком. Думаю, раз они крестятся и стоят у икон, то, наверное, и в душе у них что-то есть. Возможно, обращение епископа Аристарха возымеет по отношению к ним какое-то действие.
– Если невыплата зарплат – это грех, то разве можно морально осуждать тех людей, которые из-за этого выходят на несанкционированные митинги и, может быть, даже совершают какие-то противоправные действия?
– Если люди, которых незаконно лишили заработной платы, выходят на демонстрацию, то они защищают свои законные права. Никакого морального осуждения здесь быть не может. Но наша цель – не доводить ситуацию до взрыва, до каких-то противоправных действий. Все должно быть в рамках закона. А закон в этом случае полностью на стороне трудящихся.
Предприниматели часто молятся в дни памяти о погибших шахтерах вместе с рабочими. Наверное, и в душе у них что-то есть. Художник Роман Минин. Картина «О политике» |
– Но давайте посмотрим с другой стороны – что если работодателю просто нечем платить, его предприятие находится на грани банкротства? Кто виноват в этой ситуации?
– Виноват собственник. Потому что либо он сам неправильно вел бизнес, либо он доверил его некомпетентным людям, либо специалисты, которым собственник доверил свое хозяйство, что-то не учли и не просчитали. Поэтому даже если собственник не может платить зарплату, ответственности за людей это с него не снимает. Только в этих случаях не нужно прибегать к искусственному банкротству, не нужно дурачить людей. И мы призываем – выходите к людям, собирайте пресс-конференции, показывайте ваш баланс, объясняйте ситуацию. Ведь чтобы не потерять предприятие, нужно сохранить трудовой коллектив, потому что без него предприятие ничего не стоит. Только люди производят продукт и создают прибавочную стоимость. А чтобы предприниматели осознавали свою социальную ответственность, нам необходимы совместные усилия и независимых профсоюзов, и государственных органов трудового надзора, и прокуратуры, и – если угодно – Церкви.
Кстати, еще пять лет назад православные иерархи обратились к бизнесменам с кодексом нравственности – о том, что с людьми нужно считаться, что нужно вести бизнес не только ради прибыли, но и для того, чтобы люди могли достойно зарабатывать себе на жизнь, а общество могло нормально развиваться. Я считаю, что это разумная идея. Такие обращения периодически должны быть, чтобы возвращать заблудших на путь истинный.
– Вы говорите о своде нравственных принципов хозяйствования, который был принят при участии Русской Православной Церкви еще в 2004 году, когда страна купалась в нефтедолларах, а никакого кризиса еще и в помине не было...
– Полагаю, сегодня нужно вернуться к обсуждению этого документа, так как сейчас он может быть особенно востребован. Когда бизнесмен делает деньги ради денег, яхт, дач, развлечений – это идет в ущерб людям и их семьям, в ущерб будущему страны. А если он вкладывает деньги в развитие производства, в новые рабочие места, то это благородная миссия, которую нужно всячески поддерживать.