0
1903
Газета Общество Интернет-версия

15.07.2009 00:00:00

Ветхозаветная этика труда

Александр Кырлежев

Об авторе: Александр Иванович Кырлежев - член Синодальной богословской комиссии Московского Патриархата.

Тэги: епископ, работодатель, труд


Обращение епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха – это слово священнослужителя, и совершенно естественно, что оно по своему жанру является религиозно-нравственным. Речь идет не о проблемах бизнеса в условиях кризиса, а именно о «взаимоотношениях между работодателями и тружениками», то есть об этической стороне вопроса. Апеллируя ко всем известной заповеди «Не укради» (из Декалога), епископ старается быть понятым максимально широким кругом людей. Что же касается других текстов, то в Священном Писании нетрудно обнаружить гораздо более жесткие пассажи в сравнении с теми, что приведены в Обращении. Новый Завет ограничивается общим утверждением: «Трудящийся достоин награды за труды свои» (Лк 10:7; см. также Мф 10:10). В законодательных книгах Ветхого Завета есть более конкретные указания: «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» (Левит 19:13); «Не обижай наемника┘ в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха» (Втор. 24:14-15). Особенно остро религиозно-нравственный аспект проблемы обозначен у пророков, которые видят в удержании платы наемному работнику не только индивидуальный грех, но неправду и беззаконие. «Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его» (Иеремия 22:13). Весьма примечательно, в каком ряду этот вид беззакония перечисляется у пророка Малахии, который возвещал наступление дня воздаяния Господня: «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев, и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф» (3:5). Но самая резкая квалификация содержится в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание, и проливает кровь, кто лишает наемника платы» (34:22). Сильнее сказать, кажется, нельзя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вторую в России частную бесплатную школу введут в строй в Якутии в 2026 году

Вторую в России частную бесплатную школу введут в строй в Якутии в 2026 году

Сергей Никаноров

0
912
Предпринимателей Курской области укроют в индустриальном парке

Предпринимателей Курской области укроют в индустриальном парке

Ольга Соловьева

На поддержку пострадавшего в приграничье бизнеса выделят 2,5 миллиарда рублей

0
2844
Мер против тюремного экстремизма выработано немало

Мер против тюремного экстремизма выработано немало

Екатерина Трифонова

Оказавшиеся за российской решеткой иностранцы продолжают радикализироваться

0
2822
Обязательные пенсионные накопления обернулись обязательными потерями

Обязательные пенсионные накопления обернулись обязательными потерями

Анастасия Башкатова

Женщины 1967 года рождения скоро столкнутся с главным социальным провалом

0
4301

Другие новости