Заметно стремление мусульманской общины обособиться от остальных европейцев.
В настоящее время в Западной Европе проживают от 15 до 24 миллионов мусульман. Демографы предсказывают, что к 2015 году численность мусульман в Европе удвоится благодаря высокому уровню рождаемости и массовой иммиграции из стран Северной Африки и Ближнего Востока. Мусульманские районы и пригороды появились в Париже, Берлине, Лондоне и многих других европейских городах.
Шариат в европейской упаковке
Идеи синтеза ислама и европейской цивилизации нашли свое выражение в концепции так называемого «евроислама», то есть либерального, проникнутого европейской культурой. Духовным лидером этого течения считается швейцарец египетского происхождения Тарик Рамадан – франкоязычный исламский богослов. Он родился в Женеве, сейчас профессор богословского факультета Оксфордского университета. Журнал Time в 2000 году назвал его одним из ста наиболее выдающихся новаторов XXI века.
Тарик Рамадан настаивает на сближении европейской культуры и ислама, на адаптации мусульман к европейской цивилизации и на решительном размежевании ислама и арабской культуры. Он поддерживает идею демократии, выступает против самоизоляции муcульман в собственных гетто, выступает за смягчение законов шариата в условиях Европы, призывает мусульман изучать язык страны проживания и активно интегрироваться в европейское общество.
Одним из наиболее известных сторонников идей евроислама является настоятель Большой Парижской мечети Далиль Бубакер. Он убежден, что французские мусульмане должны стать приверженцами европейской цивилизации, при этом сохраняя исламскую идентичность. По мнению Бубакера, рост влияния радикального ислама вызван излишней терпимостью властей европейских государств. Необходимо пресекать проповедь экстремистов, а сторонников евроислама, наоборот, поддерживать. Но государства бездействуют, и это дает возможность исламистам беспрепятственно проповедовать в европейских мечетях. Сторонников экстремистских организаций становится все больше. Именно они, а не сторонники либерального ислама влияют на настроения уммы в Европе. Радикально настроенные мусульманки используют традиционную одежду для демонстрации своих экстремистских взглядов, и вид множества мусульманок в чадрах на улицах европейских столиц дает наглядное представление о популярности радикальных идей. «Из-за терпимости, которую власти проявляют по отношению к экстремистам, радикальный ислам все больше утверждается во Франции и в других странах Европы. И это при том, что власти Алжира, Туниса и Марокко активно с ним борются», – убежден Бубакер.
Во Франции с целью налаживания диалога мусульман с государством и обществом в 2002 году был создан специальный Французский совет мусульманского культа (ФСМК). В результате свободных выборов в мусульманских общинах французских городов его главой был избран Далиль Бубакер. ФСМК стремится нейтрализовать влияние исламистов, призывает мусульман уважать европейские структуры, западный образ жизни и относиться к религии как к частному делу.
Идеи евроислама получили определенную популярность и в постсоветских государствах Центральной Азии и в России. В 2005 году советник президента Татарстана и директор Института татарской истории Рафаэль Хакимов заявил о необходимости популяризировать либеральный ислам, который в наибольшей степени отвечает образу жизни и культурным традициям России и Европы. По его мнению, нельзя брать за образец только первые века существования ислама или ориентироваться на арабские обычаи и традиции, не имеющие ничего общего с образом жизни мусульман в России.
Сторонники либерального ислама подчеркивают глобальный характер угрозы со стороны радикальных исламистов: «Теперь исламские радикалы все заметнее распространяют свое влияние, завоевывают более прочные позиции в мусульманском сообществе. В основном они связаны с Саудовской Аравией и исповедуют ваххабизм. Они склонны политизировать религию, внедряться в политическую жизнь. А это крайне опасно». Поэтому они призывают власти Франции и всей Европы оказывать всемерную, в том числе финансовую, поддержку либеральному течению ислама и использовать накопленный в светских мусульманских государствах опыт борьбы против исламских радикалов.
В 2008 году во время очередных выборов руководства внутри ФСМК разгорелась борьба за власть между «алжирской» и «марокканской» общинами. Во Франции насчитывается примерно полтора миллиона выходцев из Алжира и миллион – из Марокко. Первые претендуют на главенство в совете, ссылаясь на свое большинство, вторые – на число практикующих мусульман. Верх одержали «марокканцы», которые, как и «алжирцы», позиционируют себя как сторонники либерального ислама. Несмотря на это, репутация ФСМК оказалась сильно подорванной, так как выборы наглядно продемонстрировали, что для противоборствующих сторон принцип этнической солидарности до сих пор сохраняет куда большее значение, чем декларируемая приверженность европейской демократии и либеральным ценностям.
Государство в государстве
Идея интеграции мусульман в европейскую цивилизацию не стала доминирующей в среде мусульман. Наоборот, в отличие от прошлых лет все больше мусульманских мигрантов и их потомков принципиально отказываются интегрироваться в европейское общество и проявляют все большую религиозную нетерпимость. Все чаще случаются, например, такие казусы, когда мусульмане через судебные инстанции требуют снять распятия со стен помещений детских садов и больниц, находящихся под покровительством Церкви или христианских фондов, под предлогом, что эти общественные заведения посещают мусульмане и их дети. Недавно в итальянском городе Бергамо мусульманин убрал из ниши в стене одного из домов статуи Мадонны и двух ангелов, являвшихся гордостью всего квартала, утверждая, что их вид оскорбляет его религиозные чувства.
О том, какие взгляды на будущую судьбу Европы преобладают в среде мусульман, можно судить по высказываниям шейха Юсуфа аль-Кардави, который возглавляет Европейский совет по фетвам (постановления религиозных лидеров по вопросам веры и жизни. – «НГР»), является президентом Международной ассоциации исламских ученых и духовным лидером многих других международных мусульманских организаций.
Юсуф аль-Кардави выступает за диалог с немусульманами, но призывает изолировать проживающих в Европе мусульман от западной цивилизации и настаивает, что у мусульман «должны быть свои маленькие общества в рамках большого общества, в противном случае они растворятся в нем, как соль в воде». Шейх Кардави предлагает мусульманам воспользоваться историческим опытом евреев: «Что сохранило еврейскую специфику на протяжении последних веков? Это маленькая община, сохранившая идеи и обычаи, она называлась «еврейское гетто». Старайтесь создать свое собственное «мусульманское гетто». По мнению шейха Кардави, внутреннее управление в «мусульманских гетто» должно осуществляться на основе принципов шариата, «островки ислама» должны иметь собственных улемов, которые будут отвечать на вопросы каждодневной жизни мусульман.
Большинство имамов мечетей во многих городах Европы получили религиозное образование в арабских странах, часто они не владеют европейскими языками. Но и получение образования в Европе не гарантирует лояльности религиозных деятелей европейскому образу жизни. Показательный пример такого рода – Абу Хамза (Мустафа Камель Мустафа). Он родился в Египте в 1958 году. В 1979 году переехал в Великобританию, получил диплом инженера-строителя. В 1992 году уехал «воевать с неверными» в Афганистан. Через пять лет вернулся в Лондон и был избран прихожанами имамом мечети Финнсбери-Парк. Его проповеди приобрели большую популярность в среде мусульманской молодежи Лондона. Фактически мечеть стала местным отделением «Аль-Каиды»: здесь собирались деньги на «джихад», вербовались добровольцы в Боснию и Чечню.
Среди постоянных прихожан мечети были Захария Муссауи, обвиненный в подготовке терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, и Ричард Рейд, арестованный в 2001 году за попытку пронести в самолет взрывчатку в подошвах ботинок. Впервые Абу Хамзу арестовали в мае 2004 года по запросу из США, где против него были выдвинуты обвинения в сотрудничестве с «Аль-Каидой». Однако через месяц его выпустили: Великобритания как член ЕС не имела права экстрадировать своих граждан в страны, где применяется смертная казнь. В октябре 2004 года Абу Хамза вновь был арестован по обвинению в подстрекательстве к террору. Суд признал его виновным в систематических подстрекательствах к убийству, разжигании расовой ненависти, хранении инструкций по проведению террористических актов. Абу Хамза был осужден на семь лет тюремного заключения, но в глазах своих прихожан остается «мучеником за веру».
Еще одним духовным наставником британских мусульман был Абу Катада, который получил в Великобритании статус беженца в 1994 году. До этого он был обвинен в терроризме и заочно приговорен иорданским судом к пожизненному заключению. Абу Катада считался представителем «Аль-Каиды» в Египте и «правой рукой» Усамы бен Ладена в Европе. Он был арестован в 2002 году, после того как полиция обнаружила в квартирах террористов, устроивших теракты 11 сентября, видеокассеты с его проповедями, в которых он призывал мусульман к джихаду.
Абу Катада был отправлен в лондонскую тюрьму строгого режима Белмарш, где провел следующие три года, затем ненадолго вышел на свободу, но после серии терактов в Лондоне в 2005 году был вновь арестован по подозрению в пособничестве террористам. Тремя годами позже Абу Катада был освобожден под залог, но вновь арестован после того, как попытался покинуть Великобританию.
В феврале 2009 года члены британской Палаты лордов одобрили депортацию Абу Катады в Иорданию. Министр внутренних дел Великобритании Джеки Смит заявила, что намерена депортировать его как можно быстрее, поскольку Абу Катада представляет опасность для страны. Однако депортация может быть задержана до того момента, когда Европейский суд по правам человека рассмотрит дело Абу Катады, который утверждает, что в Иордании ему грозит плохое обращение.
Правительство Иордании дало британцам гарантии того, что к нему не будут применяться пытки или казнь. Но Европейский суд по правам человека все еще не высказал своего мнения по поводу депортации Абу Катады в Иорданию. Вместо этого 19 февраля 2009 года суд обязал британские власти выплатить ему 2500 фунтов стерлингов компенсации за многолетнее содержание в тюрьме без суда в соответствии с одним лишь британским законом о терроризме. Это, по мнению суда, является грубейшим нарушением прав человека и данное решение считается окончательным и не подлежащим обжалованию.
Европейский суд по правам человека обязал Великобританию выплатить денежные компенсации в размере от 1500 до 3400 фунтов стерлингов еще десяти мусульманам, которые после терактов 11 сентября 2001 года были задержаны и находились в британских тюрьмах по подозрению в терроризме и связях с «Аль-Каидой». Судьи посчитали, что действия британских властей в отношении этих людей нарушают три статьи Европейской конвенции по защите прав человека: право на свободу, на справедливый суд и на компенсацию за незаконное задержание.
Сложившаяся демографическая ситуация укрепляет мусульман в уверенности, что рано или поздно Западная Европа станет частью исламского мира. Фото автора |
Не мечом, а проповедью
Как предсказывает шейх Кардави, по мере роста численности мусульман Европы «островки ислама» постепенно окружат немусульманское население. Он не сомневается, что «ислам вернется в Европу как завоеватель и победитель, после того как был изгнан отсюда дважды, однако это покорение будет происходить не мечом, а проповедью».
Происходящие в Европе процессы свидетельствуют о том, что взгляды шейха Кардави пользуются в среде местных мусульман несравненно большей популярностью, чем идеи либерального ислама. Уровень неприятия окружающей действительности в среде потомков иммигрантов во втором и третьем поколении постоянно нарастает и приобретает все более радикальные формы.
Сложившаяся демографическая ситуация укрепляет мусульман в уверенности, что рано или поздно Западная Европа станет частью исламского мира. Широко бытует убеждение, что «чрево мусульманской женщины является наиболее эффективным средством исламизации Европы и всего мира». Многие приверженцы радикального ислама уверены в том, что уже в ближайшем будущем они возьмут «исторический реванш», что первой исламской страной Западной Европы станет Франция, из которой ислам начнет свое победное шествие по остальным странам континента и по всему миру.
Приведет ли рост мусульманского населения к исламизации Европы? Многие исламские лидеры в этом не сомневаются. К примеру, имам мечети военной академии имени короля Фахда в столице Саудовской Аравии шейх Мухаммед ибн-Абдель-Рахман аль-Арифи после смерти Папы Римского Иоанна Павла II заявил: «Мы будем контролировать Ватикан, мы будем контролировать Рим и распространим там ислам, христианам же будет представлен только один выбор – принять ислам или платить джизью – налог, которым облагаются немусульмане за право на проживание в исламской стране».
Европейские политики могут и дальше делать вид, что мусульмане ничем не отличаются от остальных меньшинств. Но дальнейшее механическое следование по пути демократии и либерализма не может решить проблемы, существование которой очевидно. Оно ведет лишь к дальнейшей обособленности местных мусульман, росту влияния радикального ислама в их среде, что уже в скором времени может превратиться в реальную угрозу для внутриполитической стабильности. И чем дольше власти и общество будут закрывать глаза на проблему роста влияния радикального ислама в Европе, тем сложнее будет найти адекватные и действенные методы ее решения.