0
1466
Газета Общество Интернет-версия

06.02.2009 00:00:00

Есть повод для беспокойства

Тэги: мвд, преступность


мвд, преступность За прошлый год сыщики раскрыли более 17 тысяч убийств и покушений.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

В минувшем году в России совершено более 20 тыс. убийств и покушений. Некоторые из них вызвали большой резонанс в обществе и СМИ. Какие-то из них уже раскрыты, по другим продолжается расследование. О работе российских сыщиков, о том, что удалось сделать и с чем еще предстоит столкнуться, корреспонденту «НГ» рассказал начальник департамента уголовного розыска МВД России Искандар Галимов.

– Искандар Галимзянович, всех потрясли недавние убийства адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Можно ли сейчас что-то рассказать о ходе расследования?

– Сразу скажу, что раскрытие подобных преступлений относится к разряду наиболее сложных. Они всегда тщательно спланированы, преступники прибегают к разнообразным и довольно сложным способам заметания следов. А ведь важно не только выявить исполнителей преступления, но и проследить всю цепочку до заказчика включительно. Это только в кино все быстро и красиво. Предстоит провести сложную и кропотливую работу, но даже незначительная утечка на промежуточном этапе может сделать ее бесполезной. Самое главное – есть над чем работать. Мотивов этого преступления предостаточно. Сейчас я могу только сказать, что мы научились раскрывать и такие громкие дела. Почти четыре года искали убийц олимпийского чемпиона по велоспорту Дмитрия Нелюбина, убитого в 2005 году в Санкт-Петербурге. Расследование было долгим, но в прошлом году преступники сели на скамью подсудимых. Это вопрос времени, а в профессионализме сотрудников я не сомневаюсь.

– Количество раскрытых убийств по-прежнему остается для общества основным критерием в оценке работы милиции. Насколько справедлив такой подход?

– Мы прекрасно понимаем, что дороже человеческой жизни ничего нет, и делаем все для того, чтобы принцип неотвратимости наказания был в полной мере реализован. И в первую очередь это касается убийц. Поэтому раскрываемость таких преступлений является важным показателем нашей работы. За прошлый год в России зарегистрировано 20 056 убийств и покушений. Большая часть, точнее – 17 079, раскрыты. Раскрываемость составила 88%, а в 2007 году этот показатель был пониже – 85,1%.

И в нашем департаменте, и на местах мы увеличили штатную численность сыщиков, которые занимаются раскрытием преступлений против личности. Благодаря этому, а также улучшению взаимодействия с органами прокуратуры нам удалось раскрыть и довести вместе со следователями прокуратуры до суда ряд громких и заказных убийств. Это, например, убийство прокурора Саратовской области Евгения Григорьева; журналиста Первого канала Ильяса Шурпаева в Москве; инспекторов ДПС Ивана Игнатьева и Евгения Левендеева в Ульяновской области и убийства двух девочек в Златоусте.

Но острота проблемы, надо признать, не снижается. Остаются пока нераскрытыми ряд преступлений, вызвавших большой общественный резонанс. Это покушение на председателя Самарского областного суда Любовь Дроздову, убийство Героя России Руслана Ямадаева и ряд других убийств. По всем этим преступлениям созданы следственно-оперативные группы из числа опытных работников нашего департамента и Следственного комитета при Генпрокуратуре.

Нельзя также забывать об убийствах на бытовой почве, а это более половины общего количества. Их раскрытие также требует немало усилий, поэтому поводов для самоуспокоенности я не вижу. Бытовые убийства, на мой взгляд, отражают состояние общества. Эта проблема должна решаться комплексно. Не только государственными структурами, но и общественными институтами, и средствами массовой информации. Ведь уровень преступности зависит в том числе и от уровня правосознания людей, культуры их воспитания, семейных и общественных отношений.

– Какова ваша оценка результатов борьбы с преступностью в 2008 году – с позиции главного сыщика страны?

– Важно понимать, что органы МВД занимаются не только раскрытием преступлений, но и их предупреждением. Количество преступлений за год сократилось на 10,4%. Заметно – на 22% – стало меньше разбойных нападений, грабежей – на 17,3%, краж – на 15,4%, изнасилований – на 11,8%. Количество преступлений с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ сократилось на 21%.

Стоит отметить, что количество нераскрытых тяжких и особо тяжких преступлений по сравнению с 2007 годом уменьшилось на 20%, или на 92 тысячи. В том числе нераскрытых убийств и изнасилований на 30,5%, тяжких телесных повреждений и краж – на 20%, почти вполовину меньше осталось нераскрытых разбоев. Как видите, результаты есть, и снижать темпы в текущем году мы не намерены.

– За прошедший год в Москве совершено несколько дерзких нападений на инкассаторов. Не обошлось без жертв. Насколько сложно раскрыть такие преступления?

– Хочу сразу сказать исходя из опыта работы, что подобные преступления раскрываются. Примеров тому множество. Что касается нападений в Московском регионе, то работа по их раскрытию ведется самым активным образом. Все, что зависит от уголовного розыска, будет выполнено.

Я хочу обратить внимание на другую составляющую. В трех последних случаях, когда инкассаторы – сотрудники ЧОПов погибли, они находились в небронированных автомашинах и без бронежилетов. Они не были готовы к отражению нападения. Мы изучили ситуацию, и картина получается удручающая. Низкая профессиональная подготовка охранников, отсутствие у них необходимых навыков обращения с оружием и поведения в экстремальной ситуации характерны для всех указанных нападений. Мало снабдить инкассаторов оружием и средствами защиты – необходимо поднять их профессиональный уровень и обеспечить контроль за соблюдением должностных инструкций.

В этой связи Министерством внутренних дел даны соответствующие указания во все МВД, ГУВД и УВД субъектов Федерации по проверке деятельности ЧОПов. По результатам выявленных нарушений будем инициировать отзыв лицензий на указанную деятельность.

– Принят закон о геномной регистрации. Говорят, это позволит ускорить процесс розыска?

– Да, путем сличения результатов ДНК-анализа удается раскрыть серийные убийства, изнасилования, квартирные кражи. Эксперты прогнозируют повышение уровня раскрываемости таких преступлений на 5–7%, а это ни много ни мало 45–50 тысяч преступлений в год. Экспертиза изъятых с мест происшествий микрочастиц (волосы, кровь и т.д.) позволит по горячим следам устанавливать преступника, оставившего эти следы.

Благодаря новой методике изобличен, например, житель Липецка Седых, совершивший с 1998 по 2004 год серию изнасилований и убийств женщин. Другой пример. Летом 2008 года в органы внутренних дел Москвы обратился гражданин Египта с заявлением об исчезновении его брата. Тогда же в Москве-реке были обнаружены останки расчлененного неопознанного трупа, завернутые в газету на арабском языке. ДНК-анализы близких родственников пропавшего совпали с ДНК обнаруженных останков. Это и позволило нам выйти на людей, подозреваемых в его убийстве.

– В конце прошлого года на уголовный розыск возложили задачи по борьбе с оргпреступностью общеуголовной направленности. У вас есть силы и самое главное – возможности, чтобы эту борьбу вести?

– Да, есть и силы и возможности. Как в Центре, так и на местах уголовный розыск получил дополнительный штат сотрудников. Мы укомплектовали подразделения, и личный состав уже приступил к работе. Что касается возможностей, то должен сказать, что на 90–95% мы укомплектовались за счет сотрудников подразделений по борьбе с оргпреступностью, которые имеют опыт такой работы. Да и на руководящие должности в большинстве случаев назначены специалисты из числа сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью.

– А кто же занимается преступными группами, совершающими преступления в сфере экономики?

– Этим занимаются подразделения по борьбе с экономическими преступлениями. Но мы будем тесно взаимодействовать, так как члены отдельных группировок совершают преступления как общеуголовной, так и экономической направленности.

У нас уже есть результаты. В январе этого года в ряде субъектов Федерации арестованы участники нескольких организованных преступных групп, в том числе три вора в законе. Мы сейчас, что называется, набираем обороты, уверен, что уголовный розыск будет достойно выполнять эту работу.

– Как, на ваш взгляд, могут отразиться на криминогенной ситуации последствия финансового кризиса?

– Безусловно, имеется прямая связь между негативными последствиями кризиса и осложнением социально-экономической обстановки. Стремление работодателей снизить расходы на наем рабочей силы ведет к резкому сокращению занятости, в том числе и в тех сферах экономики, где работают иностранные граждане. Следует предполагать, что эти процессы могут стать побудительной мотивацией преступлений имущественного характера, таких как квартирные кражи, грабежи, угоны автомашин и разбойные нападения. Мы учитываем эти обстоятельства и принимаем превентивные меры, чтобы быть готовыми к негативным тенденциям как в структуре, так и в динамике преступности, в том числе со стороны гастарбайтеров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
335
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
388
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
374
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
381

Другие новости