0
881
Газета Общество Интернет-версия

02.12.2008 00:00:00

По химкинскому счету

Тэги: сми, журналист, нападение, ук


сми, журналист, нападение, ук Эхо Химкинского леса докатилось до Чистых прудов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Полмесяца провел в состоянии комы главный редактор газеты «Химкинская правда» Михаил Бекетов, а уголовное дело о покушении на журналиста продолжает кочевать из одного следственного управления в другое. Нападение на Бекетова послужило толчком к многочисленным выступлениям в защиту журналистов, а Общественная палата РФ предложила внести в Уголовный кодекс поправку, предусматривающую ответственность за посягательство на жизнь журналиста. Депутаты Госдумы, впрочем, посчитали, что журналисты не заслуживают особого отношения.

Михаил Бекетов был обнаружен без сознания утром 13 ноября во дворе своего дома в Химках. В результате тяжелейшей черепно-мозговой травмы вплоть до минувшего четверга он находился в коме. Повреждения конечностей были настолько серьезны, что Михаилу пришлось ампутировать ногу и пальцы одной руки. Сейчас он находится в НИИ им. Склифосовского. Врачи говорят, что даже при благоприятном развитии ситуации ему потребуется длительная реабилитация.

Дело о нападении на Бекетова уже трижды сменило следователей. При этом, по словам его адвоката Сталины Гуревич, правоохранительные органы практически ничего не сделали для расследования. Сначала преступников искало Следственное управление при ГУВД по городу Химки. По словам адвоката, за неделю следователи так и не опросили соседей Бекетова и не сняли записи видеокамер. Не были проверены абоненты, от которых накануне нападения Бекетов получал звонки с угрозами.

Потом дело передали в Главное следственное управление ГУВД по Московской области. Там допросили брата Бекетова, который не обладал информацией по нападению. В минувшую среду дело перешло в Следственное управление СКП по Московской области, а в пятницу назначили ведущего следователя.

На сегодняшний день представители потерпевшего в лице Сталины Гуревич и лидера общественной организации «Справедливость» Андрея Столбунова выдвигают три версии преступления. Согласно первой, к нападению причастны сотрудники химкинской администрации, действия которой подвергались жесткой критике в газете «Химкинская правда». По второй версии – это была попытка дискредитировать химкинского градоначальника Владимира Стрельченко со стороны его соперников на предстоящих выборах в марте 2009 года. И наконец, попытка коммерческих структур, вложивших деньги в инфраструктуру вокруг предполагаемой трассы Москва – Санкт-Петербург, добиться начала строительства. В последние два года Михаил Бекетов небезуспешно вел кампанию против вырубки химкинского леса под строительство трассы. Следственные органы официальных версий пока не выдвигают.

Нападение на Бекетова стало темой специального заседания Общественной палаты (ОП), на котором прозвучало предложение добавить в УК РФ норму, вводящую особую ответственность за покушение на жизнь журналиста. Как рассказал в беседе с корреспондентом «НГ» автор инициативы член ОП адвокат Павел Астахов, «в законе уже есть аналогичные статьи, которые распространяются на общественных и политических деятелей, на сотрудников правоохранительных органов и лиц, занимающихся отправлением правосудия». Например, за посягательство на жизнь следователя или секретаря судебного заседания, по словам адвоката, виновному грозит от 12 до 20 лет лишения свободы или пожизненное заключение.

Павел Астахов считает, что журналист, которому закон о СМИ разрешает проводить расследования, иной раз добывает материалы более серьезные по степени общественной значимости, чем тот же следователь, и подвергает себя гораздо большей опасности, нежели секретарь суда.

«Профессия журналиста с каждым годом становится все более опасной, – продолжает Павел Астахов. – Мы знаем не один десяток журналистов, помимо Михаила Бекетова, которые пострадали, выполняя свою работу. Более 200 человек погибли за последние 15 лет. Сегодня никто не боится ударить журналиста, вырвать из рук микрофон, разбить камеру. При этом в России нет эффективного механизма защиты представителей СМИ. Существует единственная 144-я статья УК о воспрепятствовании профессиональной деятельности журналиста. Она предусматривает незначительное наказание в виде штрафа до 80 тысяч рублей или года исправительных работ. Да и эта статья толком не работает – дела по ней давно не возбуждают».

По мнению Астахова, государство должно принимать меры по установлению определенных гарантий и защиты не на словах, а через закон. Новую статью в УК вводить не обязательно. Достаточно дополнить ст. 144 еще одной частью: «Воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста, сопряженное с посягательством на жизнь и здоровье представителя СМИ». А наказание за такие преступления предлагается определить в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет либо пожизненно. «Во всех базовых документах Европейского сообщества и в решениях Европейского суда по правам человека, которые Россия обязалась выполнять, говорится о том, что журналисты, являясь общественными деятелями, выполняют общественно значимую миссию, – заметил Павел Астахов. – И если мы отдельно защищаем общественных деятелей, то почему не журналистов?»

Депутаты Госдумы уже заявили, что введение нового положения в Уголовный кодекс неуместно. Глава думского комитета по законодательству единоросс Павел Крашенинников заявил журналистам, что важна жизнь любого человека вне зависимости от его профессии. «Я считаю, что дело чести власти реагировать на такие преступления быстро и жестко. От новой статьи в УК ничего не изменится, нужно применять тот закон, который существует», – добавил депутат.

С Крашенинниковым согласен член комитета по информационной политике, доцент факультета журналистики МГУ коммунист Андрей Андреев. «С одной стороны, я как журналист понимаю, что журналистов гибнет больше всего в сравнении с другими профессиями. Но с другой стороны, я не уверен, что такой поправкой не смогут воспользоваться люди нечистые на руку от нашей профессии, – опасается депутат. – К тому же предлагать оградительные меры только для одной категории и не думать о простых гражданах – это достаточно цинично».

Павел Астахов заявил, что ему непонятна такая мотивация. «Защищать надо всех, но тут мы имеем дело с профессиональным риском, – пояснил собеседник «НГ». – Сама профессия журналиста становится опасной». Астахов рассказал, что помимо Госдумы ОП собирается передать документы в администрацию президента, которая также обладает законодательной инициативой.

«Мы подготовили обращение в администрацию с просьбой нас поддержать, – добавил адвокат. – Сегодня очень важно привлечь внимание к проблеме, которая существует и, увы, не решается».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


За два дня в выборах в Москве приняли участие почти 2,6 млн горожан

За два дня в выборах в Москве приняли участие почти 2,6 млн горожан

Галина Грачева

Голосование в столице проходит под контролем наблюдателей Общественного штаба

0
262
ЦИК отметил высокую явку на выборах в Москве

ЦИК отметил высокую явку на выборах в Москве

Татьяна Астафьева

К середине второго дня голосования в столице проголосовали более 2,2 млн человек

0
530
В первый день голосования проголосовали более 1,8 млн москвичей

В первый день голосования проголосовали более 1,8 млн москвичей

Галина Грачева

Подавляющее большинство избирателей сделали свой выбор в онлайн-формате

0
867
Прокол вуали. Несколько слов о деловой этике уважаемого австрийского семейства

Прокол вуали. Несколько слов о деловой этике уважаемого австрийского семейства

Петр Твердов

Несколько слов о деловой этике уважаемого австрийского семейства

0
1681

Другие новости