0
1671
Газета Общество Интернет-версия

16.09.2008 00:00:00

Москва Краснокнижная

Тэги: москва, экология


москва, экология Идеальный городской парк – это место, где человек и природа чувствуют себя одинаково комфортно.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Как известно, мегаполис – не самое приятное место для проживания. Места мало, пробок много, обстановка нервная, а экология плохая. Оздоровлять людей физически и расслаблять психологически должны зеленые насаждения города – парки, рощи и озелененные дворы. Солнце греет, птицы поют – человек отдыхает. Однако деревьям, птицам и прочим живым тварям в Москве сегодня тоже не сладко. И виной тому не только вредные выбросы и городская застройка, но и попытки обустроить столичную природу по европейской моде.

Обстоятельный разговор о судьбе городской природы состоялся недавно в Москве в ходе круглого стола на тему «Красная книга российских мегаполисов: вымирающие растения в больших городах». О состоянии столичной флоры подробно рассказал ответственный редактор Красной книги Москвы (ККМ), заведующий лабораторией охраны природы Московского региона Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы Борис Самойлов. В следующем году будет издана новая Красная книга Москвы, и сейчас сотрудники института анализируют состояние флоры и фауны мегаполиса. По словам Самойлова, едва ли новая книга будет существенно отличаться от старой – по-прежнему хуже всего в столице чувствуют себя растения. Более 150 видов занесено в книгу, а исчезающие растения составляют 20% городской флоры. Однако, по мнению ученого, в плане сохранения видового разнообразия в Москве «все просто отлично по сравнению с другими городами».

Из жизни растений

Главными врагами столичной флоры ученый называл «бабушек-цветочниц, неупорядоченную рекреацию и шашлычную вакханалию». Первые полностью уничтожили в городе ночную фиалку. Семена любки двулистной, как правильно называется эта орхидея, прорастают только в присутствии определенных грибов, а первый зеленый лист появляется лишь через четыре-пять лет. Зацветает растение в среднем на 11-й год после прорастания семени. Таким образом, продажа букетиков ночной фиалки наносит невосполнимый ущерб ее популяции. В прошлом году в парке Лосиный Остров нашли последнюю фиалку. «Теперь бабушки уничтожают редкие орхидеи в радиусе 30–50 километров от Москвы», – горестно подытожил Самойлов. Такая же судьба постигла печеночницу благородную. А вот колокольчики, которые перестали покупать, по словам ученого, напротив, стали активно размножаться и почти восстановили свою популяцию.

Любители шашлыков и пикников наносят природе ущерба не меньше продавцов цветов. Они рвут растения, вытаптывают их, выжигают почву и оставляют после себя много мусора. Среди других факторов обеднения флоры – вредные выхлопы, реагенты и нарушение экологического равновесия. От вредных выбросов в первую очередь страдают хвойные растения. Они не каждый год меняют хвою и накапливают больше вредных веществ. В результате популяция елей и сосен сокращается. От реагентов сильнее всего пострадали липы, совершенно не выносящие засоление почв. Хотя эту проблему можно решить, увеличив высоту посадки деревьев и защитив корни от попадания реагентов. Что же касается экологического дисбаланса, то в первую очередь это проблема привезенных сюда новых видов. Многие из них ведут себя агрессивно по отношению к сложившемуся биологическому сообществу. Например, привезенные ондатры съели все белоснежные кувшинки, так как корневища этих растений для них самая калорийная пища зимой.

По мнению участников дискуссии, не меньше ущерба наносят растительному миру и непродуманные действия властей. «Правительство Московской области застраивает лесопарковое кольцо, которое существовало вокруг столицы, – возмущается Борис Самойлов. – При этом открытые ландшафты просто уничтожаются. К лесу проявляют хоть какое-то уважение, а болота и поймы рек не принимают в расчет. А между тем там произрастают самые редкие виды». Ученый привел в пример пойму Москвы-реки в районе Строгина. На территории города зеленые берега, по другую сторону МКАД плотная застройка. При этом здание правительства Московской области, по словам Самойлова, вообще построено в экологическом коридоре.

Европейский секонд-хенд

Так же, по мнению специалистов, вредна и ориентация на европейские традиции озеленения, от которых та же Европа давно отказалась. «Раньше Англия, Франция, Испания были лесными территориями. Теперь там почти нет естественной природы, одни парки, – продолжает Борис Самойлов. – Голландия уже не один год пытается воссоздать свои верховые болота, которые они раньше осушили. Воссоздать полностью, чтобы клюква росла, животные водились. Ничего не получается: воссоздать сообщество крайне сложно. А у нас сейчас копируют эти устаревшие методы. Убирают бурелом в лесах. Превращают их из леса в парки. В парках косят траву и убирают листья. От этого страдают деревья. У нас никогда не было английских газонов. Зачем их притащили?»

Светлана Грибкова, заместитель генерального директора Института экологии города, продолжила рассказ о том, как вредит благоустройство природе: «Все хотят, чтобы гулять было удобно, – и скейтбордисты, и мамы с колясками. Деревья не трогают, прокладывают извилистые дорожки. Но зачем-то скашивают траву. Уничтожают лесную подстилку, вырубают подлесок. Почвенный покров повреждается, животный мир, в первую очередь мелкие млекопитающие, вымирает, лишившись естественных укрытий. Через три-четыре года деревья перестают плодоносить и начинают умирать». По словам Светланы Грибковой, лес – это сложная экосистема. И вмешательство в эту систему разрушает ее.

Среди других проблем города Грибкова назвала увеличение количества пришлых видов растений, многие из которых в нашем климате ведут себя агрессивно. Отчасти из-за этого доля сорных растений в городе достигает 40%. Количество дикорастущих видов, напротив, уменьшается. По данным Института экологии города, 15% городской флоры формируется всего несколькими «лидерами». В центре эта доля достигает 50%. «В итоге вместо растительного многообразия получается серая масса», – завершила свой рассказ Светлана Грибкова, заметив, что в этом виноват крайне скудный ассортимент питомников.

Главный редактор журнала «Вестник цветовода» Елена Илеш подтвердила, что питомники выращивают лишь ограниченное количество растений: «От этого погибают творения отечественных селекционеров. Например, нам можно гордиться своей сиренью, но ее никто не видит. Мы долго стучали в дверь к властям и наконец достучались. Скоро в городе будут сажать сирень». Елена Илеш, однако, высказала опасения, что озеленители высадят только два-три сорта, которые есть в питомниках. А редкие сорта так и останутся безвестными.

Город собак и бобров

У братьев меньших тоже хватает проблем. Привычные, казалось бы, зайцы, белки, лоси тоже попали в группу риска. Причин много – хотя бы расплодившиеся в лесопарках дикие собаки. Взрослых лосей они пока не трогают, а молодняк, косули и мелкие звери становятся для собачьих стай легкой добычей. Страдают дикие животные и от строительства, когда в проектах не учитывают всю хрупкость природной экосистемы. Тем не менее в столичных парках еще можно заняться натуралистическими исследованиями: специалисты насчитывают 280 видов позвоночных животных, три вида пресмыкающихся и 80 видов птиц. По данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, лучше всех в столичных парках освоились бобры. В отсутствие естественных хищников эти зверьки хорошо размножаются, и зоологи вынуждены переселять целые бобровые семьи в Подмосковье, чтобы не нарушать экологический баланс.

Как рассказал журналистам заведующий сектором по развитию биоразнообразия Департамента природопользования и охраны окружающей среды Алексей Ахудов, особые программы связаны с разведением в неволе хищных птиц. «В Москве очень много серых ворон, они наносят большой ущерб разнообразию редких птиц, которых мы охраняем. А работа с хищниками помогает вернуться к естественному регулированию численности», – сказал Алексей Ахудов.

Во многие декоративные водоемы Москвы недавно поселили карпов, но теперь нужно продумать варианты защиты рыб от рыболовов. Разводят рыбу и в Москве-реке, причем не плотву, а радужную форель и стерлядь. Часть выпущенных популяций искусственного разведения дала потомство уже в естественных условиях. Правда, ловить рыбу ниже Мневников специалисты категорически не советуют, потому что ядовитых веществ в воде в районе Кремля и до Нагатинской поймы очень и очень много.

Дайте природе шанс

Охранять дикую природу Москвы можно только одним способом: создавая особоохраняемые природные территории (ООПТ) и запрещая законодательно деятельность, способную повредить городским экосистемам.

Как рассказала первый заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Наталья Бринза, в департаменте разрабатываются проекты по воссозданию лесных участков, а часть из них уже готова к реализации. По ее словам, в долине реки Сетунь будут воссозданы участки широколиственных лесов и на пойменных территориях высажены ольшаники. На ООПТ «Природный заказник в долине реки Сходня» заложен питомник по краснокнижным растениям. И практически на всех ООПТ заложены аптекарские огороды с фитонцидными растениями, которые способствуют восстановлению краснокнижных растений и улучшают микроклимат на территории.

Сейчас в Москве девять природно-исторических парков, шесть природных заказников, 95 памятников природы и один национальный парк – Лосиный Остров. «Это те территории, которые уже образованы, где проводится весь комплекс мероприятий по содержанию. К 2020 году планируется создать еще около 70 крупных особо охраняемых природных территорий и около 300 памятников природы», – отметила Наталья Бринза.

Столичные чиновники всегда говорят о своих планах с воодушевлением. Особенно если это касается реконструкции и благоустройства. Но занимаясь столь важным для города делом, нельзя забывать и о нуждах городской природы. Иначе к 2020 году Красная книга Москвы может пополниться новыми видами животных и растений.

Красная книга столицы

Красная книга Москвы принята постановлением столичного правительства в 2001 году. В нее занесено 282 вида животных, в том числе 163 вида беспозвоночных и 154 вида растений. Документ обеспечивает правовую защиту занесенных в нее видов животных и растений, а также их местообитания.
Исчезающие животные и растения делятся на группы в зависимости от риска исчезновения.
0 – «исчезнувшие виды». Это виды, переставшие обитать на территории Москвы после 1960 года. Однако не исключено, что они могут вновь здесь появиться. 33 вида.
1 – «находящиеся под угрозой исчезновения» – те виды, численность которых на территории города сократилась до критически низкого уровня или места обитания которых сохранились на слишком малой площади. 110 видов.
2 – «редкие или малочисленные виды с сокращающейся численностью» – виды, которые при дальнейшем воздействии на них негативных факторов могут в скором времени попасть в категорию находящихся под угрозой исчезновения. 111 видов.
3 – «уязвимые виды» – виды, изначально малочисленные в природных условиях, численность которых под воздействием определенных факторов городской среды может быстро сократиться. 140 видов.
4 – «виды неопределенного статуса» – виды, которые относятся к одной из предыдущих категорий, но данных для точного определения их статуса в настоящее время недостаточно. 30 видов.
5 – «восстанавливаемые или восстанавливающиеся виды» – виды, численность и распространение которых на территории города начали восстанавливаться в результате принятых мер или самопроизвольно. 12 видов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
712
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
702
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
574
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
370

Другие новости